Тема: «Буллинг. Что это и как с этим бороться».
Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «Буллинг».
Оказание компетентной помощи родителям в вопросах формирования ответственного отношения у подростков к своим поступкам.
Предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся.
4. Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Этап родительского собрания | Деятельность учителя | Деятельность родителей |
Мотивационный этап | Приветствие. -Посмотрите на экран. Как вы думаете, что изображено на экране? -Знаете ли вы понятие, которое обозначает насилие, агрессию, злость. -Подвергать учащихся травле может как одно лицо, так и группа лиц. С помощью информационно-коммуникационных технологий распространяются унизительные фотографии, оскорбительные сообщения и угрозы. Такое явление известно под названием буллинг. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на собрании? | Приветствие. Родители выражают свое мнение. Родители отвечают на вопрос: -Что такое буллинг? Как помочь ребенку бороться с буллингом? |
Основной этап | -Буллинг – это повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Буллинг всегда преследует цель затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить. По данным Организации объединенных наций -насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире. -В России ежегодно до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме -До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. -26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. -Обратим внимание на слайд, чтобы узнать, какие дети чаще всего сталкиваются с буллингом: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.; - одаренность. -Как вы думаете, к чему может привести школьное насилие? - падение самооценки, затравленность; -проблемы в учебе и поведении; - суицидальные намерения. -Чтобы узнать первые «сигналы» буллинга и о том, как можно с ним бороться, выполним задания в командах. Первая команда выполнит задание на планшетах по выявлению «сигналов» буллинга. Вторая команда прочитает статью о борьбе с буллингом и подчеркнет способы борьбы с данной проблемой. -Посмотрим на экран, чтобы узнать основные «сигналы» буллинга. Послушаем вторую команду, чтобы узнать способы борьбы с данной проблемой. | Родители внимательно слушают. -Родители выражают свое мнение. -Родители выполняют работу в командах. -Родители выражают свое мнение. |
Этап рефлексии | -Скажите, что такое буллинг? Какие основные причины? Какие «сигналы» буллинга можно заметить за своим ребенком? Как бороться с буллингом? -Чтобы не забывать об этой проблеме, и всегда знать, как бороться с данной проблемой, предлагаю вам ознакомиться с памяткой «Борьба с буллингом». | -Родители отвечают на вопросы. |
Статья «Буллинг».
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.
То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.
Виды буллинга:
физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Что делать ребёнку – жертве травли: 1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду. 2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить. 3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга. 4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Что делать родителям:
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ
Памятка для родителей
Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, н
асильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
К
ак догадаться, что ребенок – жертва буллинга?
Ваш ребенок:
-не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
-Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
-Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт.
-По утрам придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия.
-Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит.
-У него наблюдается пессимистичное настроение.
-В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
-Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, животных.
-Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков).
-Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи, книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.
-Выбирает нестандартную дорогу в ОУ.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга?
-Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним.
-Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга.
-Сообщить об этом учителю и школьному психологу.
-Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации.
-Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
-При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
-В случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам.
-Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
-Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».