Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов
Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного, использования дидактических и организационно-управленческих средств.
Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.
Интерактивные методы обучения – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – развивать мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.
Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, обучаемый) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:
- повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
- усиление мотивации к изучению дисциплины;
- формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;
- формирование коммуникативных навыков;
-развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
- сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.
Виды интерактивных форм обучения:
- деловые и ролевые игры;
- психологические и иные тренинги;
- групповая, научная дискуссия, диспут;
- дебаты;
- кейс-метод;
- метод проектов;
- мозговой штурм;
- портфолио;
- семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
- разбор конкретных ситуаций;
- метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп);
- круглые столы;
- проведение форумов;
- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
- презентации на основе современных мультимедийных средств;
- интерактивные лекции;
- лекция пресс-конференция;
- бинарная лекция (лекция вдвоем);
- лекция с заранее запланированными ошибками;
- проблемная лекция.
На кафедре экологии и технологии полимеров преподаватели стараются на учебных занятиях применять интерактивные формы уроков. Наиболее часто применяемые формы проведения занятия:
- деловые игры (преподаватель Мурадова А.П., Погорелова Н.С. учебные дисциплины: «гидрология», «почвоведение», «метеорология», МДК 01.01 «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»),
- лекции с заранее запланированными ошибками (Мурадова А.П. МДК 02.01 «Промышленная экология и промышленная радиоэкология»), урок конференция (Мурадова А.П. «гидрология», Погорелова Н.С. «метеорология»),
- просмотр и обсуждение видеофильмов (Мурадова А.П. «общая экология», Погорелова Н.С. Мурадова А.П. Юрова О.Н. «экологические основы природопользования»),
- обсуждение в группах (Мурадова А.П. МДК 01.02 «Природопользование и охрана окружающей среды», Погорелова Н.С. «метеорология»)
- подготовка и защита презентаций (Мурадова А.П. «почвоведение», Юрова О.Н. «общая экология», Погорелова Н.С. «метеорология»).
Проведение интерактивных занятий требует тщательной подготовки к занятию, обработки большого количества дополнительного материала, тщательного планирования занятия, выдачи студентам в большинстве случаев опережающего задания. Именно выдача опережающего задания не всегда приемлемо при изучении спец. дисциплин и профессиональных модулей, т. к. очень много материала требует при изучении непосредственного объяснения со стороны преподавателя.