СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного - ориентированного подхода в учебный процесс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В условиях качественного обновления системы образования меняется сущность и основные составляющие результатов образования: современные образовательные результаты рассматриваются как система, включающая личностные, метапредметные и предметные компоненты, выступающие факторами развития мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов учащихся.  При этом особую значимость приобретает развитие универсальных учебных действий, составляющих основу  умения учиться, т.е. способность субъекта к самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного - ориентированного подхода в учебный процесс»

Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного - ориентированного подхода в учебный процесс












Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного - ориентированного подхода в учебный процесс















Учитель биологии

Халимонова Е.Н.















Из доклада Жака Делора Международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище»


«Четыре столпа»,

на которых основывается образование:

-научиться познавать,

- научиться делать,

-научиться жить вместе,

-научиться жить…



В условиях качественного обновления системы образования меняется сущность и основные составляющие результатов образования: современные образовательные результаты рассматриваются как система, включающая личностные, метапредметные и предметные компоненты, выступающие факторами развития мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов учащихся. При этом особую значимость приобретает развитие универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, т.е. способность субъекта к самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Использую в своей работе методику опережающего обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, развития критического мышления, проектную технологию, а также использую в своей работе информационно-компьютерные технологии. ИКТ можно определить как совокупность разнообразных технологических инструментов и ресурсов, используемых для обеспечения процесса коммуникации, создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонную связь.

Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и обучающегося; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Кабинет биологии стационарно оборудован проектором и экраном. Использование на уроках компьютерных технологий позволило мне открыть новые возможности в преподавании. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать системно - деятельностный подход в обучении.

Главная задача, стоящая перед учителем, (по какой бы методике он не работал), это развитие задатков, способностей и интеллекта обучающегося, то есть развитие его логического мышления. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, собственная точка зрения сориентируют ребёнка в любой жизненной ситуации.

Используя компьютер, готовлю раздаточный материал, создаю тесты для контроля знаний, презентации. Пополняю видеотеку учебными фильмами, видеофрагментами, презентациями. На разных этапах урока применяю интеллект - карты. Для создания интеллект - карт использую как свой собственный материал, так и материал, который нахожу в Интернет - ресурсах. Подача учебного материала в виде интеллект -карт сокращает время обучения, способствует развитию логического мышления, стойкости внимания и устойчивого запоминания, высвобождает ресурсы здоровья детей.  


Разновидности интеллект – карт:

  • КАРТА ПАМЯТИ

  • КАРТА ТЕКСТА

  • КАРТА ПРАВИЛА

  • КАРТА УЧЕБНИКА

  • МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА

  • КОНСПЕКТ – КАРТА

  • ВОПРОС – КАРТА

  • КАРТА МЫШЛЕНИЯ

  • ПЛЕЙ - КАРТА

  • ТРАФАРЕТ-КАРТА









ПЛЕЙ - КАРТА



Грамотное использование возможностей современных ИКТ на уроках биологии способствует:

- рациональной организации учебного процесса, повышению эффективности урока;

- обеспечению положительной мотивации обучения;

- повышению качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся (при использовании ИКТ задействованы все каналы восприятия учащегося – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный);

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников, повышению уровня комфортности обучения;

- обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, применение ИКТ в школе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал как учителя, так и учащихся. Использование ИКТ на уроках биологии – это не просто новое веяние времени, а необходимость нового смысла урока.


Список используемой литературы:

    1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

    2. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.


Халимонова Е.Н., МОУ «Школа№94 г. Донецка», учитель биологии