Использование музейной педагогики в развитии художественного восприятия дошкольников
Материал подготовила:
Смирнова Л.А. воспитатель высшей категории
2013г.
Музей в ДОУ
Все чего мы можем достичь, это создать в музее такую атмосферу, в которой образовательный процесс скорее возможен и уместен, чем невозможен и неуместен»
Кеннет Хадсон
В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка
Генрих Песталоцци
Социализация
Труд
Физическая культура
Социально-личностное
развитие
Физическое развитие
Краеведческий музей
«Горенка»
Познавательно-речевое развитие
Художественно-творческое развитие
Кругозор
Музыка
Познание
Коммуникация
Художественное творчество
Чтение художественной литературы
Формы проведения НОД
- Тематические экспозиции и выставки
- Виртуальная картинная галерея
- Совместная деятельность
- Экскурсия-общение
- Экскурсия-беседа
- Досуги
- Праздники
- Развлечения
- Театрализованные постановки
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
Ф.Дзери
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре своего народа посредством «Музейной педагогики»
Задачи:
- Формирование у дошкольников представления о музее
- Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
- Приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам
- Осуществление взаимодействия с семьей
Из опыта работы
Есть ли музей или минимузей
в вашем детском саду?
Касается ли ваша работа
его деятельности ?
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
Маклакова А.Г.
Художественное восприятие – сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором»
Ветлугина Н.А.
Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики – непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно
Якобсон П.М.
Стадии восприятия ребенком картины
- стадия перечисления (или предметная), характерная для детей от 2 до 5 лет
- стадия описания (или действия), которая длится от 6 до 9 лет
- стадия истолкования (или отношений), характерная для детей после 9-10 лет
Верны ли утверждения?
Восприятие – это познавательный
психический процесс?
Да
Основой восприятия
являются сенсорные
эталоны?
Да
Восприятие помогает воспринимать предмет
несознательно?
Нет, осмысленно
Человек видит предмет правильно, той
величины, формы и цвета, каким является
постоянно?
Да
Предметы и явления действуют
на человека в таком многообразии, что он
может всех их воспринимать одновременно?
Нет, не может
Художественное восприятие – это психический
процесс, который протекает под
непосредственным воздействием
произведений искусства?
Да
Воспринимая картину, мы получаем
сведения о качестве бумаги, холста и красок?
Нет
Воспринимая картину, мы постигаем
воплощенный в ней художественный образ?
Да
Зрительное
восприятие
Главные методы в музейной педагогике
Моторность
Специфика музея – русский народный быт и творчество
Подумай и ответь
Архитектура
Скульптура
Виды
искусства
Живопись
Графика
Декоративно-прикладное
Жанры живописи
- Исторический
- Батальный
- Бытовой
- Сказочный
- Портрет
- Пейзаж
- Натюрморт
«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы! Фантастическое сверхъестественное дерево, дерево—сказка! Я страстно полюбил русскую березу и долго почти ее одну только и писал»
Игорь Грабарь
Березка
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Головной убор в портретах художников
Кустодиевская «Масленица»
Масленица
Деревянная скульптура
Богородская игрушка
Архитектура Тутаева
Русский дом
Народные промыслы
« Колокольчики »
Обмен мнением
Какие методы и приемы в ознакомлении детей с искусством вам нравиться больше всего?
Методы и приемы
- Рассказ воспитателя
- Пояснение
- Сравнение
- Прием акцентирования деталей
- Метод вызывания адекватных эмоций
- Тактильно-чувственный метод
- Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов
- Прием «вхождения в картину»
- Метод музыкального сопровождения
- Игровые приемы