МБОУ СОШ №8 с. Левокумка
Ноябрь, 2016 года
Доклад
Подготовила учитель начальных классов: Самарина Екатерина Яковлевна
Тема доклада: «Использование образовательных технологий для повышения качества образования в условиях ФГОС в начальной школе»
Один из документов, который вносит существенные изменения в понимание результатов образования, это федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Каковы же цели современного образования? Что изменилось?
Как необходимо учить сегодня?
Новый стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий, т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Изменились требования к современной личности, государству требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения, мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.
Государством обозначены умения и качества, необходимые человеку в 21 веке, они представлены на слайде, все они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться.
Невозможно добиться результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться».
«Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование» обозначена как одна из основных компетенций педагога.
Вторая – информационная, заключающаяся в умении работника, пользовалься различными информационными резурсами, быстро добывать новую информацию, структурировать её, проектировать решение пед. проблем и практических задач. Активно заниматься самообразованием.
Как получить новый образовательный результат?
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования остановимся на педагогических технологиях. Первоначально давайте определимся с сущностью данного понятия. Определений термина «технология» существует великое множество. На слайде представлены некоторые из них.
Что же значит «педагогическая технология»?
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (они представлены на слайде):
Структура педагогической технологии
Выделяют три составляющие:
концептуальная основа (технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики);
cодержательный компонент обучения – цели обучения (общие и конкретные), содержание учебного материала;
процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы деятельности обучающихся, методы и формы работы учителя, диагностика учебного процесса.
Таким образом, педагогическая технология может быть представлена ввиде следующей формулы:
Педагогическая технология = цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения
и представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого, предполагает достижение результата
Преимущества технологии
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность. К личностно ориентированным технологиям обучения относят:
Технология обучения как учебного исследования. Больше подходит в старших классах. В начальной школе элементы технологии могут применяться на математике, русском языке при изучении новой темы. А лучше всего при проведении опытов на окружающем мире.
Технология коллективной мыслительной деятельности – это, применяемая нами в начальной школе, работа в группах и парах
Технология эвристического обучения. Метод мозгового штурма. Можно использовать при решении любых задач-математических, грамматических и прочее.
Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
Проектная деятельность широко представлена в УМК «Планета знаний». Работая по ИНОСУ, я активно использовала эту технолологию на всех предметах. Дети создавали проекты на уроках литературного чтения. Например, создание детской книги. На уроках окружающего мира создание моделей, исследование на изучаемые темы. На уроках математики и русского языка проекты и исследования на изучаемые темы. Уровень проекта зависит от возраста ребенка. Это может быть макет школы. Или научное исследование по заданной теме. С учеником 4 класса мы участвовали в региональной научной конференции «В науку первые шаги». Ученик подготовил проект по окружающему миру о национальном парке «Нижняя Кама»
Информационные технологии
ИКТ - широко использется в начальной школе. Это и электронные учебники, и слайды к урокам, и применение интерактивной доски, применение экрана с проектором для демонстрации заданий, наглядных пособий. Использование интернет ресурсов. И прочее.
Технологии оценивания
достижений обучающихся
Технология «Портфолио». Также активно используется учителями начальных классов. В портфолио помещаются как достижения ребенка в учебной деятельности, так и внеурочной. Его творчество.
Безотметочное обучение. В начальной школе применяется только в первом классе. Это очень трудоемкая технология. Ведётся постоянный мониторинг усвоения материала, где вместо выставления отметок вычисляется процент усвоения той или иной темы. В конце каждой четверти на основе мониторинга учителями подводится итог уровня усвоения материала каждого предмета каждым обучающимся.
Рейтинговые технологии
Технология «Лестница достижений»
Технология уровневой дифференциации
Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности.
Преимущество использования современных технологий
Преимущество использования современных технологий заключается в вовлечении каждого ученика в активный познавательный процесс; роль учителя - координировать деятельность обучающихся, формировать навыки добывания знаний.
Традиционное обучение 1. деятельность обучающихся - воспроизводит то, что услышал на уроке или прочитал в учебнике, т.е. пассивное овладевание знаниями. | Инновационное обучение 1. Поисковая, исследовательская, проектная деятельность обучающихся, т.е. активная познавательная деятельность каждого школьника. |
2. Стандартные методы и формы организации образовательного процесса (Чтение, демонстрация и т.д.) | 2. Методы: проблемный, проектный. Приемы: работа в парах, группах, «мозговой штурм». |
3. Ограничена речевая деятельность на каждом уроке; во время урока говорят 2-3 ученика, остальные молча слушают; в течении полугодия ученик выступает с сообщением 2-3 раза, а то и меньше. | 3. При работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке, т.е. развивает свою речь, становится коммуникабельным, контактным в различных сферах общения, умеет работать сообща, умеет выходить из различных конфликтных ситуациях. |
4. Тишина на уроках, подавляющая инициативу учащихся. | 4. Рабочий шум |
5. Контролирует и оценивает только учитель. | 5. Взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем. |
6. Мотивы познавательного интереса: ученик не осознает учение как личную потребность, стремится получать высокие оценки любой ценой (учеба ради отметки) | 6. Осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга. |
Вывод: Система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).
Эти задачи возможно решить при условии:
- вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;
- четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
Давайте вернемся к вопросу, с которого начали. Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).
Китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я запомню.
Сделай меня соучастником,
и я пойму».
Спасибо за внимание!
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ИКТ.
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
Формулирование цели и задач деятельности.
Составление плана и программы.
Выполнение плана.
Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различнымимультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.
Цель технологии – полное понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом:
до чтения текста – просмотровое чтение;
во время чтения текста – изучающее чтение;
после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Использование современных образовательных технологий
в начальной школе.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как:(Перечень педагогических технологий, применяемых мною)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Технология развивающего обучения:
Здоровьесберегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
«портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
электронная почта;
изучение основ информатики и вычислительной техники;
составление отчётов, графиков, диаграмм;
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
проведение родительских собраний и лекториев;
воспитательные события и социальные проекты;
музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
тренажёры по предметам, тестирования;
развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.
Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиромсчитаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.
В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:
административных контрольных работ;
областного мониторинга – выше средних показателей района и области;
стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;
преобладание учебно-познавательных мотивов;
систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.