Активные методы обучения
Основные активные методы обучения.
Метод проектов, проблемное обучение, метод моделирования конкретных ситуаций, деловая игра, дискуссия, круглый стол.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне понять и сделать вывод о том, что активные методы обучения – это методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе обучения.
Для активных методов обучения характерно:
- отношение преподавателя к студенту как к себе равному;
- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания обучающихся методом критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач;
- уважительное отношение к мнению другого.
Активные методы обучения способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов.
В учебно-воспитательном процессе активные методы обучения выполняют ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную), контрольно-коррекционную.
Они выступают комплексно, но для того, чтобы всесторонне оценить роль и место методов в обучении, их следует рассмотреть отдельно.
Обучающая функция методов состоит в том, что с помощью определенного метода преподаватель излагает учебную информацию, организует самостоятельный поиск знаний, а обучающиеся получают, присваивают знания, осваивают способы деятельности.
Развивающая функция методов обучения означает то, что избранный метод обусловливает те или иные темпы и уровни развития обучающихся. Любой метод обучения в определенной мере способствует развитию интеллекта, сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности.
Воспитывающая функция методов обучения проявляется в том, что они
оказывают влияние не только на формирование знаний, умений, навыков, способов умственной работы обучающихся, но и на формирование личности в целом.
Побуждающая (мотивационная) функция различных методов обучения состоит в том, что они стимулируют активность, самостоятельность, ответственность, любознательность обучающихся.
Кроме того, все методы обучения, в той или иной мере, позволяют преподавателю контролировать результаты учебно-воспитательного процесса, вносить необходимые коррективы в организацию обучения. Контрольно-коррекционная функция присуща не только методам контроля, но и всем методам обучения.
Возможность применения того или иного метода всегда обусловлена целесообразностью его использования. При проектировании системы методов преподаватель принимает решение о выборе методов, руководствуясь оценкой их функциональной пригодности, а также принимая во внимание многие другие критерии выбора методов обучения.