СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий в начальной школе.»

 

 Скоричева М. А.,

учитель начальных классов

МОУ «Павловская СОШ»

выступление на семинаре-практикуме

в ДОУ «Ромашка»




тема выступления:


Использование ИКТ и здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.



Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно: применение ИКТ , здоровьесберегающие технологии и др.


  Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.

         Применение ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией.

         Одной из главных задач, стоящих передо мной, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе просто невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

         Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют быстро,  качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме. В полной мере реализуется принцип наглядности.

С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;  активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.

         Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.


В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, мультимедийные презентации к урокам);

  • ведение личной страницы на портале «pro_shkolu.ru» позволяет использовать опыт коллег, а также самой делиться опытом.

  • ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя, что значительно облегчает работу, позволяет быстро и точно составлять отчеты, родители имеют постоянный доступ к информации об успеваемости ребенка;

  • электронная почта;

  • тестирование по предметам (элементы тестирования на различных уроках при проверке домашнего задания или на этапе подведении итога урока);

  • поиск и использование информации в сети Интернет для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы ( Сайты: «Педсовет», «Интернет-урок», «Про школу» и др);

  • проведение родительских собраний и лекториев с использованием мультимедийной техники. (Родительское собрание в 1 классе «Дружба и друзья в начальной школе», подготовка видеоролика «Устами младенца»)

  • виртуальные путешествия по уголкам России, посещения музеев в рамках уроков окружающего мира или литературного чтения;

  • тренажёры по предметам (устный счет на уроках математики, речевые разминки на уроках чтения и др. );

  • развивающие игры по предметам;

  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников также присутствуют в опыте работы коллег.



При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, обязательно сочетаю со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.

Свои уроки   стараюсь строить, ставя перед собой и учениками цель сохранить и укрепить здоровье. Для этого   использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Вхождение в рабочий день или отдельный урок.


        Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей. Напоминаю, что приятно общаться с доброжелательным человеком, а первый признак доброжелательности – это улыбка.


  1. Создание ситуации выбора и ситуации успеха.


   Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимы постоянное одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость. Стараюсь делать постоянные акценты на достоинствах каждого ученика

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения (приемы правильного дыхания), на развитие эмоциональной сферы (подумать о чем-нибудь приятном).

  1. Использование приемов рефлексии.


В завершении  уроков часто ставлю перед обучающими следующие вопросы:

        - Что на вас произвело наибольшее впечатление?

         - Что получилось лучше всего?

         - Какие задания показались наиболее интересными?

         - Что вызвало затруднения?

         - Над чем хочется поразмышлять?

         - Какой совет дали бы себе?

         - Кому захотелось сделать комплимент?

         - Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?


Как вариант рефлексии можно использовать следующую форму: у каждого ученика фигурка (звездочка, цветок и т.п.). В завершении урока учащийся подписывает своё имя и приклеивает фигурку на лист с определённым заголовком, например: «Я сегодня научился», «Я сегодня удивился», «Я сегодня расстроился», «Я сегодня обрадовался» и т. д. Предлагаю также поставить самостоятельно себе отметку за урок.


  1.  Использую проведение физкультминуток.


Физкультминутки различных видов: динамические паузы, зарядка или расслабляющие упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика. Нередко требуется проведение 2 физкультминуток в течение одного урока.


Также строго слежу за тем, чтобы размеры мебели соответствовали росту ученика. Постоянно обращаю внимание на правильную осанку при ходьбе и правильное положение за столом.


 Работая в данном направлении, могу сделать вывод, что комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.


Метод синквейна.


На этапе рефлексии можн использовать прием синквейна.

  1. Происходит от французского слова «пять».

  2. Пятистрочная стихотворная форма, возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

  3. С 1997 года стала использоваться в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет получить быстрый результат.

  4. Сочетает элементы трёх образовательных систем ( информационной, деятельностной и личностно- ориентированной).

  5. Результат анализа и синтеза информации.

  6. Практикуется для подведения итога по пройденному материалу в любой учебной дисциплине.

Значение синквейна.


  • обогащает словарный запас;

  • подготавливает к краткому пересказу;

  • учит формулировать идею (ключевую фразу);

  • развивает творческие способности.


Правила составления синквейна.



  • 1 строчка – 1 слово Тема ( сущ. или мест. «ЧТО?»).

  • 2 строчка - 2 слова Описание темы ( прилагательные; «КАКОЙ?»).

  • 3 строчка- 3 слова Описание действий в рамках этой темы (глаголы; «ЧТО ДЕЛАЕТ(ЕМ)?»

  • 4 строчка- 4 слова Фраза, в которой выражается отношение к теме. («ЧТО Я ДУМАЮ»)

  • 5 строчка- 1 слово Синоним темы, который повторяет суть темы. («КАК СКАЗАТЬ ПО ДРУГОМУ?»)