СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности.»

«Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности».

(Из опыта работы учителя биологии Дроновой Л.Г.)

Цель опыта: «Способствовать повышению качества знаний по биологии и внеурочной деятельности с помощью с использованием ИКТ»


ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:


  • Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

  • Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

  • Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;


Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

  • проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Задачи:

1. Создание и поддержка у учащихся интереса к биологии с помощью ИКТ (мотивация)

2. Обеспечить научный подход к изучению биологии.

3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.

4. Использование ОР и СD для доступного изложения теоретического материала.

5. Привлечение учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.

6. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к ЕГЭ


Использование новой компьютерной технологии мультимедиа открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.

Мой небольшой опыт обучения детей биологии строится на ИКТ в трёх направлениях , это:

1. Учебная деятельность

2. Внеклассная работа

3. Подготовка к ЕГЭ


В учебной деятельности я применяю презентации, электронные ролики, СD, DVD диски, видеофильмы.

Но большое предпочтение отдаю демонстрации презентаций учебного материала. Мною создана серия образовательных презентаций, представляющих собой электронные учебные пособия по темам биологии 5-9 класса.

Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Конечно, увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. Они непродолжительны по времени, но дают прекрасную возможность увидеть на уроке тех животных, о которых идет речь. При изучении темы: «Размножение и развитие птиц» демонстрирую ребятам презентацию, где они наглядно видят не только развитие и разнообразие гнёзд, но и узнают о том, из каких материалов строят гнёзда и наглядно убеждаются в том, что птицы являются искусными строителями. При изучении темы «Отряды насекомых» перед демонстрацией слайдов, ставлю перед ребятами задачи не только посмотреть презентацию, но и выявить общие черты сходства насекомых данного отряда, а затем заполнить необходимую графу таблицы «Характеристика отрядов насекомых» и т. д. Рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу Оренбургской области. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно. Нет необходимости нести на урок Красную книгу, проносить её по классу, показывая картинки, или искать картинки с изображением тех, или иных животных. Это лишь некоторые примеры использования мною компьютерных презентаций на своих уроках. Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром.

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

Исходя из поставленных целей и задач урока, добавляю сопроводительный текст, анимации, классическую музыку, комментирование слайдов учащимися и учителем.

Второй этап урока - закрепление нового материала осуществляю с помощью ИКТ. Даются основные тезисы урока, их можно увидеть на экране и прослушать аудиозапись. Учащимся предлагается прослушать их и записать в тетрадь.

При проверке знаний ИКТ дает возможность проведения разнообразных тестовых заданий. Это и выбор правильного ответа, и выбор животных, использующих определенный способ движения, и вопросы о количестве конечностей и способах передвижения животного. Диск дает возможность увидеть правильность ответа и допущенные ошибки.

У меня есть серия электронных дисков по отдельным темам биологии, которые успешно применяю на уроках, в практической работе, при проведении лабораторных и контрольных работ.

Мне очень понравились диски из данной серии: «Уроки биологии Кирилла и Мифодия для 6 класса», «Национальное географическое общество», «Живая планета», «Дикая природа Аляски», «Анатомия и физиология человека». На этих дисках представлен и демонстрационный материал к урокам, и материалы для контроля знаний. Эти диски легко использовать на различных этапах урока.

Помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, учебные пособия содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы.

Учебный материал пособий 6 класса представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, высококачественные фотографии, анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программы, способных превратить изучение биологии в увлекательную и познавательную игру.

Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся. Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.

Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме

Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ЕГЭ. На данных дисках предлагаются варианты компьютерного тестирования по предмету.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

Интерес ребят к изучению биологии растет, ребята стали активнее принимать участия в олимпиадах, проводить исследовательскую работу. Такого результата я считаю, добилась с помощью применения новой технологии – ИКТ. Отмечаю, что у учащихся возрос интерес к биологии, у них появилась устойчивая мотивация к учебной деятельности.

Мой предмет – уникальный! Наверное, ни в одном другом предмете нет столько наглядности. Свою видеотеку начала создавать с 2007 года. На сегодняшний момент много видеофильмов ,ДВД,СД подобрано ко многим изучаемым разделам биологии.
Для меня очень важно, чтобы каждый ребенок на моих уроках не только получил необходимый объем знаний, но и положительный, стимулирующий заряд, чтобы после урока у него было желание продолжить получать знания.
Мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. На своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.

Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение:

  • Экономит время

  • Доступность учащимся самой современной информации по предмету

  • Возможность обратной связи с каждым учеником

  • Наглядность представленного учебного материала

  • Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-гуманитарного цикла

  • Оперативность получаемой информации

  • Позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех ( позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружелюбностью машины по отношению к ученику.

Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.