СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование материалов мини- музея для патриотического воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование материалов мини-музея для патриотического воспитания детей»

Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музеяМини-музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей, который назвали «Русский национальный костюм».

Цель. Формирование патриотических чувств к традициям своего народа через создание и использование материалов мини-музея.

Задачи. 1. Образовательные

-Формировать чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, интерес к его прошлому, одежде в разные исторические времена.

-Познакомить с предметами одежды в разные исторические времена.

-Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.)

-Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

 

 

 

2. Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей 

-Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.

-Развивать творческое воображение через ознакомление с русским национальным костюмом.

3. Воспитательные:

-Прививать детям чувство гордости за свой народ.

-Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям.

 

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,

Педагогические средства, используемые в мини-музее

Форма проведения: занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.

Приемы: исследовательские действия, игровые приемы.

Особенность мини - музея

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка

Использование музея в интеграции образовательных областей:

1. Социально - коммуникативное развитие.

Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ

1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому»;

2. Многие экспонаты разрешено трогать рука

3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

«Сохрани историю для других»;

4. Экспонаты нельзя ломать.

5. Можно и даже нужно задавать вопросы.

6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.

7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.

8. Будь доброжелателен по отношению к другим

«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;

Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время»,«культура»«история»«экспонат»«исследователь».

«Экспонат»- предмет, выставляемый на выставке, в музее.

«История» – изучение прошлого

В процессе создания мини-музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини-музее устроен уголок «игротека». Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм», дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.

Цель: закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории России.

Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея).

Наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,

что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.

Цель: способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.

 

2. Познавательное развитие

Первым экспонатом нашего музея стал сарафан и кокошник (сшитый родителями),

Беседа «Женский народный костюм»

Цель. Продолжить знакомить детей с женским национальным костюмом Воспитывать в детях патриотические чувства.

Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое национального костюма

 

• Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории России». Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории России.

Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

3. Речевое развитие

Каждый мини-музей – средство общения.

В нашем мини-музее есть много способов знакомства ребенка с культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей. Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности

раскрашивание раскрасок «национальный костюм»,

5. Физическое развитие.

-Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.

Цель: привлекать детей к участию в народных играх,

развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Работа с родителями

-Пополнение экспозиции мини-музея новыми экспонатами

- рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с русским костюмом».

-Привлечь к изготовлению новых народных костюмов.

-Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

Вывод:

Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории русского народного костюма, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к традициям своего народа.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.