Использование проектного метода в деятельности учителя младших классов
Метод проектов, несмотря на то, что он был разработан Д. Дьюи в XIX веке, до сих пор является инновационной формой педагогического процесса на ступени начальной школы. Реализация проектного метода на практике влечёт к изменению роли учителя в образовательном процессе. Из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Изменяется и психологический климат в классе. Это происходит потому, что учителю приходится перенаправить свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на различные виды самостоятельной деятельности детей, на приоритет деятельности творческого, исследовательского, поискового характера. Здесь педагогу нужно иметь и высокую квалификацию, обладать методическим искусством, быть готовым к затратам времени и средств. Поэтому часто учителя сталкиваются с проблемой организации проектной деятельности младших школьников.
(Слайд 2)Проектный метод входит в жизнь, как требование, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проекта показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – вот основной тезис современного понимания метода проекта.
Цель и задачи проектного метода (Слайд 3, 4)
Метод проектов выделяет принципы (слайд 5)
Рассмотрим классификацию проектов (слайд 6)
1.По типу деятельности:
а) исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
б)информационный-тип проекта, в котором учащиеся добывают и анализируют информацию по поставленной проблеме, систематизируют полученную информацию в форме законченного продукта;
в) творческий - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
г) ролевые проекты-участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
2.По количеству учащихся:
а)индивидуальные-
б) парные – между парами участников.
в) групповые- проекты между группами. Очень важно правильно организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.
г)коллективные-это проекты выполняемые всем коллективом.
3.По продолжительности:
а)краткосрочные проекты-такие проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины;
б)среднесрочные проекты-разрабатывается в течение одного-двух месяцев. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках;
в) долгосрочные –работа над такими проектами может продолжаться до года.
4.По количеству предметов:
а)монопроекты-как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета;
б)межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающме два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную проблему.
Этапы работы над проектом(слайд 7)
Ø1 этап. Погружение в проект.
Учитель проводит беседу с учащимися, знакомит их с литературой по теме, направляет их самостоятельный поиск к источникам информации, формулирует тему и цель проекта, а также предполагаемый продукт.
Ø2 этап. Организация проекта.
Вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы.
Ø3 этап. Осуществление деятельности.
Ребята работают активно и самостоятельно, консультируясь по необходимости с учителем. Готовятся к презентации.
Ø4 этап. Презентация.
Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание цели и задач этой работы, умение планировать.
Ø5 этап. Оценка результатов (рефлексия).
Алгоритм выполнения проекта разрабатывается учителем и дается детям:
• Выбор темы
• Разработка содержания
• Придумывание оформления
• Оформление работы
• Подготовка презентации проекта
• Презентация авторского варианта
• Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
Позиции субъектов проектной деятельности (слайд 8)
Учитель | Учащиеся |
Первый этап. Погружение в проект |
Формулирует: | Осуществляют: |
1) проблему проекта; | 1) личностное присвоение проблемы; |
2) сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи; | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач; |
Второй этап. Организация деятельности: |
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): | Осуществляют: |
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов; | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; |
Третий этап. Осуществление деятельности: |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию; | 11) подготавливают презентацию результатов; |
Четвёртый этап. Презентация: |
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач; |
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу; |
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; |
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата; |
| 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Как видим, роль учителя важна и на первом и на последнем этапах, от него, по сути, зависит в целом «судьба» проекта. Раскрыть тему, сделать для себя неожиданные умозаключения учащимся может помочь только учитель с богатым жизненным и педагогическим опытом, аналитическим мышлением и научным кругозором. При обучении детей таким специфическим умениям, как элементы проектирования, или при работе над проектом степень участия учителя в деятельности младших школьников может быть разной.
Роль учителя в проектной деятельности (слайд 9)
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи.
В работе над проектом учитель:
Øпомогает ученикам в поиске нужных источников информации;
Øсам является источником;
Øкоординирует весь процесс;
Øпоощряет учеников;
Øподдерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Итак, в ходе реализации метода проектов очень важна роль учителя, он является и организатором и непосредственным (хоть и завуалированным) участником проектной деятельности. Очевидно, что тут нужны собственные знания и опыт, однако также можно пользоваться рекомендациями и других авторов, которые облегчат ему работу, повысят профессионализм, а, следовательно, и результативность проектной деятельности младших школьников.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.
Отдельно следует сказать о требованиях к организации проектной деятельности
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
• Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
• Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
• Где впоследствии вы можете применять такие умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).
Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:
• Правильно ли сформулировали задачу?
• Соответствовало ваше исследование поставленным целям?
•Насколько хорошо вы использовали время?
• Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.
План выступления школьника может быть таким:
• Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
• Какие были предварительные исследования? Что они выявили?
• Какая основная идея проекта?
• Кто тебе помогал?
• Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
• По каким этапам выполнялся проект?
• Как улучшить проект?
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов.
Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.
Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Пример
На уроках русского языка используется проективная методика. Назовем возможные темы учебных проектов:
Откуда растет корень слова?
Крылатые слова и выражения
Пословицы в современном мире
Заимствованные слова
Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.
Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Так как обучающиеся пока не могут сами составить план работы, он составляется коллективно или даётся учителем, который по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями:
Запиши слово, поставь ударение.
Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
Отметь, где написание расходится с произношением.
Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
Составь предложение со словом.
Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
Найди пословицы, поговорки с этим словом.
В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:
«Имена прилагательные в загадках»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать загадки;
Найди имена прилагательные в загадках;
Подготовить презентацию для одноклассников.
После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся предлагают проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.
«Семья слов»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать однокоренные слова;
Выполнить рисунок;
Подготовить презентацию для одноклассников.
Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.
«Части речи».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «части речи».
Задачи:
закрепить умение определять части речи в тексте, выделять их особенности;
развить у учащихся умение работать в команде, регулятивные универсальные учебные действия (умение планировать работу, координировать работу группы в соответствии со сроками выполнения);
привить умение работать с дополнительной литературой по предмету.
Учащихся делят на 3 команды:
Имя существительное;
Имя прилагательное;
Глагол.
Каждая команда получает свою часть речи. Учащимся предлагают создать плакат «Что я знаю о части речи - …». План работы обсуждается коллективно. Работа выполняется в течение одной-двух недель. Каждая команда презентует свой плакат.
При работе над темой «Время глагола» на закрепление знаний детям можно предложить коллективно создать сборник заданий по данной теме для будущего 3 класса. На уроке обсуждается план работы, варианты заданий и критерии оформления. Дома каждый индивидуально делает карточку с заданием, которые после будут соединены в сборник.
Цель данного проекта: составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по данной теме.
Задачи проекта:
· Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
· Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
· Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.
Планируемый результат:
Сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по теме «Время глагола».
Этапы работы над проектом:
· На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
· Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
· Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
· Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.
Таким образом, эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.
9