Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии»
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии
Учитель биологии
ГКОУ КО «СОШ при ИУ УИС»
Ефремова О.Н.
Стандарт устанавливает
- деятельностный характер образования,
- направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков,
- обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности,
- на получение обучающимися опыта этой деятельности»
Отвечающие новым целям технологии, обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся :
Требования к организации различных видов деятельности обучаемых:
К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?
Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности
Система проблемных ситуаций
- Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока
- Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы
- Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником
- Предварительное домашнее задание(наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке
- Проблемные задания при изучении нового материала (работа с раздаточным материалом)
- Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения обучающихся
- Поиск решения учебной проблемы путём эвристической беседы или мозгового штурма
http://www.ipkps.bsu.edu.ru
2006 год
Раздел
АПО -2007
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по М.И. Махмутову)
Трудности
Преимущества
- Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.
- учит мыслить логично, научно, творчески;
- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
- вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах;
- установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются
- Возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос .
Проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого- возрастных особенностей обучающихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации .
1. Индуктивный, аналитико-синтетический способ
- обучающиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.
- при изучении темы «Грибы» обучающиеся из рассказа учителя узнают, что грибы имеют свойства животных и растений. Формулируется проблемная задача: кто же такие грибы?
- при изучении темы «Стебель» можно включить следующие проблемные задачи: У деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще отсутствовать. Объясните, с чем это связано?
- У растений кукурузы и подсолнечника срезали верхушки стеблей. Что будет с этими растения, погибнут они или будут продолжать расти?
2. Способ аналогий
- В этом случае мы опираемся на имеющийся у обучающихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.
- При изучении темы «Цитология» ученикам можно предложить такую задачу: предположим, что Р. Гук не открыл клеточное строение организмов. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?
- А при изучении темы «Происхождение человека» включить задачу: Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец – преимущественно животной. Каким образом можно объяснить такие различия?
3. Поиск причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.
- Приведем примеры таких заданий: обучающиеся посадили черенки смородины в два ящика, наполненные один песком, другой – черноземом. В первом ящике черенки быстрее образовали корни, и пошли в рост. Чем это можно объяснить?
- Простейших поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?
- При изучении темы «Класс Птицы» можно включить и такую проблемную задачу: Обыкновенная чайка после вылупления птенцов относит осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывает. Так же поступают скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках, а вот куриные птицы (куропатки, тетерева и другие) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде. Объясните этот факт.
4.Выдвижение проблемного вопроса
- Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность .
- Примеры заданий: при изучении темы «Насекомые ». Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?
- при изучении темы «Пищеварение». Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя?
- при изучении темы «Птицы». В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?
- при изучении темы «Опыление ». Почему деревья, растущие на открытых пространствах, вступают в пору плодоношения раньше по сравнению с теми , что растут в лесу?
- Объясните, почему истребление волков может привести к сокращению численности кустарников и подроста деревьев? Данный вопрос можно включить при изучении темы «Экология».
5. Способ нахождения обучающимися в излагаемом учителем материале познавательной проблемы, четкое формулирование и аргументирование ее решения.
- при объяснении темы «Индивидуальное развитие» в 10 классе, ученики могут сами найти познавательную проблему и сформулировать ее при рассказе учителя о том что:
- Развитие насекомых с неполным превращением проще и, как правило, менее длительно, чем развитие с полным превращением. Однако для очень многих видов насекомых характерно именно последнее. Чем это можно объяснить? И начинают высказывать свое мнение .
6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
- Данные проблемные ситуации можно включать при изучении экологии и при изучении учения Дарвина .
- Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что “человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни”. Почему так считает ученый?
- По словам Ф.Энгельса «Клеточная теория - одно из 3-х великих открытий». Какие еще два великих открытия подразумевал Ф. Энгельс ?
7. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
- При изучении дыхательной системы в 8 классе можно использовать такой факт: В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон, легкие, при этом, остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?
- А при изучении темы «Простейшие» в 7 классе использовать такой факт: Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?
- В 9 и 11 классах при изучении темы «Экология» использовать факт: В 1906 году Теодор Рузвельт учредил на плато Кайбаб заповедник чернохвостых оленей. Он отдал приказ истребить на этом плато всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность особей с 3000 голов в течении 15 лет возросла до 50000 голов. Однако, в последующие годы численность оленей резко сократилась. К 1940 году осталось стадо из 10000 особей. Почему так случилось?
8. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.
- Проблемное обучение может быть связано с подчеркиванием противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их объяснении обучающимися :
- при изучении тем «Насекомые » или темы «Простейшие» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию: Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт?
- 1-й ученик: «Это происходит потому, что термины чувствуют антибиотик и , перестают есть древесину»
- 2-й ученик: «В пищеварительной системе термитов, живут простейшие, которые расщепляют клетчатку, при попадании в пищеварительную систему термитов антибиотиков простейшие погибают» Кто прав в споре?
- Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение обучающегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию познавательных компетенций .