СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии в соответствии с ФГОС»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном обобщении опыта хотела бы больше уделить внимание именно урочному проекту и исследованию, хотя без поиска информации вне урока или дополнительной нагрузки на учителя, который должен предоставить определённые сведения ученикам для доказательства или опровержения той или иной выдвинутой гипотезы просто не обойтись. В данном обобщении опыта хотела бы больше уделить внимание именно урочному проекту и исследованию, хотя без поиска информации вне урока или дополнительной нагрузки на учителя, который должен предоставить определённые сведения ученикам для доказательства или опровержения той или иной выдвинутой гипотезы просто не обойтись.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии в соответствии с ФГОС»»

«Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии в соответствии с ФГОС»

Учитель географии

МОУ СШ №78 Краснооктябрьского района Волгограда,

Волкова Татьяна Сергеевна


Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Этап длительного улучшения содержания школьной дисциплины “География” сменился этапом выдвижения новейших концепций создания содержания предмета, новейших подходов к диагностированию итогов изучения, воспитания и становления личности подростка. На современном рубеже становления образования появилась надобность обновления способов, средств и форм организации изучения. Последняя проблема плотно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новейших образовательных технологий.

Активизация познавательной деятельности обучающихся привёла меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе самих обучающихся. В практике моей работы проектно-исследовательская деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За последнее время мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, разработан алгоритм учебной деятельности по реализации проектной и исследовательской технологий на уроке и внеурочной деятельности по географии.

Значимая черта этих методов в том, что, осваивая технологии проектирования и исследования, ученики приобретают личный навык умственной работы.

Проектно-исследовательская деятельность привлекает меня тем что: выполнение учениками работ позволяет образовать у них определённые свойства личности и учебную мотивацию к улучшению качества образования в школе. Представленная технология нацелена на становление личности учащихся, их самостоятельности, творчества, разрешает соединять все виды работы: личный, парный, групповой и коллективный.

Проектно-исследовательская работа обучающихся на уроках географии создает широкие способности для становления множества компонент личности: навыка творческой работы, здравого мышления, чувственного, абстрактного и практического знания мира. Содержание школьной географии владеет широкими возможностями в плане использования проектно-исследовательской технологии, собственно это подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основных и средних учебных заведений по географии. Для использования проектно-исследовательской технологии в процессе изучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и иные способы изучения, имеющие вопросы и задания, рассчитанные на использование в учебном процессе активных способов обучения- проблемного изложения, исследовательского способа. Количество вопросов и заданий на создание учебных проектов растет от 6 к 11 классу.

В данном обобщении опыта хотела бы больше уделить внимание именно урочному проекту и исследованию, хотя без поиска информации вне урока или дополнительной нагрузки на учителя, который должен предоставить определённые сведения ученикам для доказательства или опровержения той или иной выдвинутой гипотезы просто не обойтись.

Используя технологию проектно-исследовательской деятельности, важно помнить, что суть данной технологии, это не игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровня сформированности ключевых компетентностей, в том числе и познавательной активности учащихся. Этот метод позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Метод проектно-исследовательской деятельности получил в последнее время в России широкое признание, многие считают альтернативой классно-урочной системе. В практике своей работы я очень часто применяю урочные мини – проекты-исследования, относящиеся к одной предметной области, в данном случае – географии. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Например в учебнике В.Я. Рома и В.П.Дронова “География России. Население и хозяйство” мы находим много заданий на подобие “Мы проектировщики” (создание и исследование новых железных дорог России), задание на создание вместе с зарубежными фирмами проектов становления нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических задач ряда регионов страны и новых независимых государств. Почти все учебные географические проекты оформляются на базе туризма и путешествий. В 7 классе разрабатываем учебно-исследовательский проект-соста “Памятки туриста”, к примеру, отправляющегося в Австралию, в 10 пунктах потребуется изложить нужные сведения о континенте, где за последние 10 лет почти все видоизменилось. Сейчас многочисленные туристические компании предлагают коллективные и индивидуальные туры во все уголки земного шара.

Огромный смысл для становления креативных возможностей обучающихся и формирования интереса к предмету содержит внедрение всевозможных креативных заданий: проектов и исследований.

  1. “Символ экономического района” - Проект “Герб экономического района”

  2. Становление АПК России - “Бизнес-план”

  3. “Достопримечательности Дальнего Востока” - Презентация

  4. “Реки Волгоградской области” - Путеводитель

  5. “Рекреационные ресурсы мира” - Рекламный буклет

  6. “Путешествие по государствам Европы” - Проект-презентация

  7. “Достопримечательности государств Европы” 11 групп. Проект-презентация

Эти проекты ученики делают с огромным желанием и получают высокие оценки. С каждым годом количество и качество креативных дел возрастает. Ученики сами видят что уроки с креативными заданиями им нравятся, спасибо этим урокам они многому научились.

Проектно-исследовательские работы длительные по времени, они требуют познаний из различных областей науки. Когда такая работа завершена, то обучающийся отстаивает её на уроке или на конференциях. Проектно-исследовательская работа подразумевает выполнение практических работ, формирование и заключение географических задач, уроки-конференции, диспуты, семинары, проблемная подача материала, работа со статистическим материалом, становление способностей анализа и принятия на базе анализа одной версии в качестве истинной.

Спасибо данной технологии складываются внутренние личностно-познавательные мотивы, содействующие саморазвитию учащегося. В качестве примера могут служить следующие задания проектно-исследовательского характера:

  • 8 класс. Как изменится климат Волгоградской области, если воздушные массы с Атлантического океана беспрепятственно будут проникать на данную территорию?

  • 7 класс. В результате дрейфа материков материк Австралия окажется рядом с материком Евразией. Какие могут произойти изменения?

  • 9 класс. Возможно ли, строительство в районах вечной мерзлоты железной дороги и высотных зданий?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, ученикам предлагается потрудиться с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, географическими картами. Впоследствии исследования материала нужно смоделировать приобретенный результат, дать ему обоснование.

Задания исследовательского характера применяются не только на уроках, но еще и при подготовке к городским и региональным олимпиадам.

Элементы проектно-исследовательской работы нужно начинать использовать в курсе физической географии. К примеру, в теме “Гидросфера” в 6 классе, исследуя ледники и их значение, возможно предложить ученикам задания исследовательского характера. Суть работы заключается в том, собственно что ученики автономно приходят к выводу об изменении высоты снеговой линии и образовании горных и покровных ледников и зависимость от географической широты.

1. Исследование хода снеговой линии. Учащиеся в тетради вычерчивают график. По вертикали откладывают высоту в метрах, по горизонтали – условное расстояние от экватора до полюса. На графике изображают вулкан Килиманжаро (5865 м), Эльбрус (5642 м), Мак-Кинли (6193 м). Вблизи условного полюса изображают о.Гренландия.

Я предлагаю учащимся: “Представьте себе, что сегодня 22 июня. Температура в это день у подножья Килиманжаро может быть + 250С, а у Эльбруса - +200С, Мак-Кинли - +100С, на побережье Гренландии – 00С. Определите, где на каждой горе будет проходить отметка с температурой 00С”.

2. Образование горных и покровных ледников. По схеме учащиеся исследуют ход снеговой линии от экватора к полюсам и делают вывод, что на экваторе снеговая линия находиться на высоте около 5000 м над уровнем моря. Учащиеся находят в учебнике как эти ледники называются, и подписывают их на схеме.

3. Определение условий образования ледников. В ходе проблемной беседы учащиеся приходят к выводу, что для образования ледников необходимы: низкая температура, наличие осадков и подстилающая поверхность. При исключении любого фактора образование ледников невозможно.

Активное внедрение исследовательской и проектной работы содействует:

  • повышению качества познаний и умений по предмету;

  • приобретению умений работы с разными источниками информации;

  • повышению познавательного интереса к занятиям во внеурочное время;

  • повышению уровня самостоятельности и творческой активности;

  • развитию творческого мышления и креативных возможностей учащихся.

В процессе совместной работы изменяется роль учителя. Из всеведущего, непреложного наставника, учитель постепенно преобразуется в компетентного сослуживца, старшего партнёра по изучению, в квалифицированного эксперта-консультанта.

Приобщение учащихся к культуре исследования в новых условиях – одно из основных направлений развития школы инновационного типа, определяющего формирование информационно-коммуникативной среды для самореализации личности, развития их в сфере научного творчества и интеллектуальной деятельности.

Литература

  1. Байбородова Л.В. обучение географии в средней школе. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008 г. - 303 с.

  2. Беловолокова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроке географии. – М.: Вентана-Граф, 2010. -240 с.

  3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Асттрель”, 2006. -203 с.

  4. Галеева Н.Л., Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: “5 за знание”, 2006. – 128 с.

  5. Николина В.В. География. Проектные и творческие работы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. -176 с.