СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование полярных областей Земли 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование полярных областей Земли 5 класс»

Тема урока: «Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана» 5 класс

Цели урока :

Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Антарктиды; ознакомить с историей исследования материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Антарктиды;

Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь.

Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся: совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям, внести вклад в патриотическое воспитание.

Планируемые результаты:

предметные: знать географическое положение, историю открытия и исследования Антарктиды; объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний; представлять в различных формах географическую информацию; определять причины и следствия географических путешествий и открытий; определять и описывать по карте маршруты путешествий.

метапредметные: - умение работать с различными источниками информации. - выделять главное в тексте; - структурировать учебный материал. - преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

личностные: воспитание  патриотизма; понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле; понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства; умение оценивать работу другого человека; воспитание  дисциплинированности; выработка эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.


Ход урока:


1.Актуализация знаний.

Американский исследователь А. Берд писал: « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных луны и солнца, её горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели»

Вопрос: о какой земле идет речь? Сегодня на уроке мы познакомимся: - с историей открытия и исследования полярных областей Земли. Запись темы


- И так, мы начнём путешествие в одни из самых удивительных областей нашей планеты – Арктику, Антарктику и Антарктиду.

2.Изучение нового материала

Чем отличаются эти понятия?

Арктика (от греч. ἄρκτος — «медведица», «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный»)  Северная полярная область, единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими островами и южные части океанов примерно до 50-60 градусов южной широты, называется Антарктикой.

Название материка Антарктида происходит от двух слов «Анти» - против и «Арктика»,

в буквальном смысле слово « Антарктида» означает противоположная Арктике».


Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? (ментальная карта)

Открытие Антарктиды


О южной земле можно прочесть в трудах античных учёных, а на большинстве географических карт ХVI-ХVII в. можно даже наблюдать гипотетический южный материк, положение и конфигурация которого определялись чисто умозрительно. Основанием служило, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном Земли должно быть примерно одинаковым. Иначе, как рассуждали ученые того времени, нарушится равновесие и Земля будет постоянно ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. Континент на юге как раз и должен был уравновесить избыток водной площади в низших широтах южного полушария.

Учитель: Во второй половине 18 века на поиски южного материка отправилась английская экспедиция во главе с Дж. Куком.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка.

Антарктида»

( Миф о существовании континента окончательно развеял Джеймс Кук. Его корабли впервые в истории пересекли Южный полярный круг. Около года плавали его корабли среди льдин, но континента так и не нашли. Впоследствии Джеймс Кук писал : «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что земли, которые могут находится на юге, никогда не будут исследованы.»-

«Если кто-то обнаружит решимость и упорство и проникнет далее меня на юг, я не стану завидовать славе его открытий. Миру эти открытия не принесут никакой пользы». И с тех пор поиски южного материка прекратились.)


Однако великий русский учёный М.В.Ломоносов в своей книге «О слоях земных» писал «Я верю, что в высоких широтах Южного полушария существует матёрая Земля, покрытая вечными льдами».


Интерес к этому району планеты не пропал. 4 июля 1819 г русские парусные шлюпы «Восток» и «Мирный», возглавляемые начальником экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, подняли паруса, и покинули крондштатский рейд, ушли в плавание к «Земле южной», неизвестной. Плавание продолжалось почти в течении двух лет. За это время в водах Антарктики русскими моряками были открытыт и описаны многие острова. В январе 1820 г. Экспедицией был открыт последний неизвестный материк земли – Антарктида.

В1899 году на мысе Адер высадились 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Это были первые люди, которые решили остаться на целый год в ледяных неведомых краях. 1 января 1900 года Борхгревинк запечатал в бочонок краткий отчет об успешной зимовке. Бочонок запечатали в грот большого айсберга. С тех пор по примеру норвежцев другие государства стали сооружать свои станции в Антарктиде.


Учитель: Теперь путешественников влекла другая цель – покорение Южного полюса.


Учитель: Скажите, какими качествами характера должен обладать полярник?


Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма.


Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта.


Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)


- Здравствуй Руаль.

- Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

- Я тоже собрался. А ты на какой?

- И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

- Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

- Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.


Амундсен Руаль - норвежец (14 декабря 1911 г.)


- Здравствуй Роберт.

- Да, есть такая мысль в моей голове.

- Я на южный! А ты?

- Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

- Ну что ты у меня таких средств нет.


- Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП?



Выступление ученика о Амудсене

Руаль Амудсен с детства не только мечтал, но и готовил себя к жизни полярного исследователя. Руаль с детства знал, чего он хочет, и целенаправленно готовил себя к будущим экспедициям. Надо было закалить себя, и он на ночь распахивал окно (это зимой-то в Норвегии!), а одеялом тщательно закладывал щель между полом и дверью в соседнюю комнату, где спала мать. Надо было укрепить тело, и он ежедневно пробегал по 50 км на лыжах; надо было стать моряком, чтобы исключить двоевластие в будущих экспедициях и он нанялся матросом на корабль, затем стал штурманом, потом сдал экзамен на капитана.

«Многому можно научиться, стоит только захотеть», - писал он в своем дневнике. Амудсен не уставал учиться при любой возможности. Так, во время зимовки в одной из экспедиций он попросил старика эскимоса научить его строить иглу. Только двадцатая снежная хижина, из построенных Амудсеном, удовлетворила строгого учителя.

Успех своих экспедиций Амудсен объяснял с присущей ему скромностью и точностью: «Победа ожидает того, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер, это называют невезением». Он умел самым тщательным образом подготовить свои экспедиции.

В октябре 1911г, в начале антарктической весны, Амундсен с четырьмя товарищами двинулся в путь. У них было пять саней, 70 собак, четырёхмесячный запас продовольствия. Ежедневно группа проходила по 30 км.

Когда собаки выбивались из сил, их съедали и люди и собаки… Амундсен очень удачно выбрал место старта на 100 миль ближе к полюсу. На их пути не было страшных холодов и затяжных метелей. Экспедиция точно следовала графику и уложилась в пределы короткого полярного лета. Амундсен был прекрасным организатором! И опередив экспедицию Скотта, 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг южного полюса.



Выступление ученика о Р.Скотте.

Экспедиция под руководством Р.Скотта (он и еще 4 человека) взяла с собой моторные сани и лошадей (низкорослых маньчжурских пони). Но теплолюбивые животные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снеговые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось везти на санях. Моторные сани сразу вышли из строя лошади проваливались в снег, и их пришлось пристрелить. Р.Скотт понял, что успех экспедиции зависит только от физической выносливости его и его спутников. 79 дней шли они в тяжелейших условиях в пургу и мороз к Южному полюсу. 18 января 1912 года они достигли его, но их ждало разочарование. Перед ними стояла палатка, где они нашли записку о том, что Южный полюс покорен норвежцами. Скотт и его товарищи опоздали на месяц. Поспешно укрепив Английский флаг, они постояли вокруг него, подняв к небу обмороженные почерневшие лица, и двинулись в обратный путь, но вернуться назад им было не суждено. Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает один путешественник. Другой-самый молодой из них - Эванс отморозил руки и ноги. Он понимал, что стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое из оставшихся в живых путешественников надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло было 11 км, всего 11 из 1600! Сидя в палатке, понимая, что он и его товарищи погибают, Скотт пишет письмо своим близким. Написав на одном из них «Моей жене» он зачеркнёт эти слова и напишет «Моей вдове». Он писал «Мы решили не убивать себя… Как много я мог бы рассказать тебе об экспедиции, насколько она была лучше спокойного сидения дома, но какую приходится платить за это цену».

Тела Бауэра, Уилсона и Скотта, спустя 8 месяцев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Члены экспедиции, оставшиеся на судне, ждали целый месяц. Поднявшись на холм и посмотрев в последний раз не возвращаются ли их товарищи они установили на нём крест из красного австралийского дерева. На кресте вырезаны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», ставшие девизом всех путешественников.

«Боюсь, что нам приходится умирать, а это поставит экспедицию в скверное положение. Но мы были у полюса и умрем как джентльмены», - из письма Скотта.

А в Новой Зеландии, вдова Р.Скотта – Кеннет Скотт (скульптор) установит памятник.

Путешественник изображён в одежде полярника, он пристально смотрит в сторону Южного полюса. На постаменте памятника высечены последние слова из дневника Р.Скотта «Я не жалею о пройденном пути…»

Просмотр видеофильма «Открытие Южного полюса»

Работа с таблицей.

Анализ статьи об открытии Южного полюса Амудсеном. (В результате должны заполнить сравнительную таблицу в опорных листах)


Роберт Скотт

Линия сравнения

Руаль Амудсен

5

Команда (сколько человек)

5


Снаряжение, подготовка к экспедиции



Способ передвижения


18.01.1812г

Сроки экспедиции

16.12.1811г.


Погодные условия



Удача



Физминутка Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.

– Ребята, что же, по вашему мнению, он хотел сказать этими словами? (Учащиеся высказывают своё мнение)

Недаром газеты писали: “…смерть капитана Скотта и его товарищей – это смерть за веру в человека, чудо человеческой воли. Из такой смерти произрастает тысячи жизней, это не гибель, а бессмертие”. Экспедиция Скотта вдохновила сердца и умы людей примером мужества и решимости.

Обсуждение рассказа. Дети высказывают своё мнение о подвиге полярников.

Через несколько лет внук Скотта решил пройти путь деда сам, но оказалось, что крест, посвященный англичанам находился далеко от того места, где стоял первоначально. Подумайте почему?


Впоследствии через много-много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие.

Исследования материка


Систематические исследования начались с 1955г. 11 стран мира договорились совместно изучать Антарктиду и обмениваться научными открытиями. Это заключено в договоре об Антарктиде в 1959г .)


Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

- Почему? (так как лёд течёт и все вещества попадут в океан).

Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции (слайд 21)

- Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге. Сейчас это один из наиболее крупных антарктических поселков, а начинался он с деревянных щитовых домов. Всего в Мирном было построено 18 зданий. Жилые дома образовали улицу, которую мы назвали улицей Ленина.

2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.

Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная дизельная электростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре обрабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Молодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.

Исследования Арктики

Норве́жская поля́рная экспеди́ция 1893—1896 годов на корабле «Фрам» решила покорить Северный полюс. Экспедиция стала существенным прорывом в методах полярных исследований: впервые в мировой практике небольшая команда сознательно вморозила специально построенное экспедиционное судно в паковые льды с целью систематических комплексных исследований бассейна Северного Ледовитого океана. Фритьофом Нансеном и Ялмаром Йохансеном была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках, в результате 6 апреля 1895 года они добрались до 86° 13.6’ с. ш., что было на тот момент абсолютным мировым рекордом. Первая полярная экспедиция XIX века, в ходе которой не было потеряно ни одного человека.

В 1909 г. Американский исследователь Роберт Пири побывал на Северном полюсе.

Отто Юльевич Шмидт - один из крупных исследователей советской Арктики.

В 1929 возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Георгий Седов", организовавшую на Земле Франца-Иосифа первую научно-исследовательскую станцию.

В 1930 руководил экспедицией на "Г. Седове", которая снова посетила Землю Франца-Иосифа, а затем обследовала западные берега Северной Земли. Один из открытых при этом островов назван его именем

21 мая 1937 года экспедиция И.Папанина, Э.Кренкеля, П.Ширшова, Е.Федорова высадилась на льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса и развернула первую полярную станцию «Северный полюс-1».

Детально исследовали свойства воды, льдов

Крупнейшее событие в исследованиях высокоширотной Арктики – экспедиция «Арктика-2007»

В 2007 году экипаж экспедиции впервые достиг дна Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса и отработал технологию подледного погружения.

Экспедицией были получены доказательства принадлежности океанического хребта Ломоносова российскому шельфу

3. Закрепление знаний

Заполняем таблицу


Дата, год

Путешественнк

Открытие






4.Итог урока


Зачем же люди едут в Антарктиду?


Почему Антарктиду необходимо изучать и в настоящее время и в будущем?


Выбери верные ответы:


1) Какой из океанов не омывает материк:


А. Тихий, Б. Сев. Ледовитый, В. Атлантический, Г. Индийский.


2) Антарктиду открыли:


А. М.П. Лазарев, Б. Дж. Кук, В. Ф.Ф.Беллинсгаузен, Г. Ф.Магеллан.


3) В каких полушариях лежит Антарктида:


А. Северное, Б. Южное, В. западное, Г. восточное.


4) Южная полярная область называется:


А. Арктика, Б. Антарктика.


5) Первым достиг Южного полюса:


А. Р.Скотт, Б. Р.Амудсен.


Выставление оценок


5.Домашнее задание: знать имена путешественников и основные открытия, которые они совершили. Повторить параграф 3-4













Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)


- Здравствуй Руаль.

- Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

- Я тоже собрался. А ты на какой?

- И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

- Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

- Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.


Амундсен Руаль - норвежец (14 декабря 1911 г.)


- Здравствуй Роберт.

- Да, есть такая мысль в моей голове.

- Я на южный! А ты?

- Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

- Ну что ты у меня таких средств нет.


Роберт Скотт

Линия сравнения

Руаль Амудсен

5

Команда (сколько человек)

5





Снаряжение, подготовка к экспедиции





Способ передвижения


18.01.1812г

Сроки экспедиции

16.12.1811г.





Погодные условия





Удача



Роберт Скотт

Линия сравнения

Руаль Амудсен

5

Команда (сколько человек)

5




Снаряжение, подготовка к экспедиции





Способ передвижения


18.01.1812г

Сроки экспедиции

16.12.1811г.




Погодные условия




Удача


Руаль Амудсен

Руаль Амудсен с детства не только мечтал, но и готовил себя к жизни полярного исследователя. Руаль с детства знал, чего он хочет, и целенаправленно готовил себя к будущим экспедициям. Надо было закалить себя, и он на ночь распахивал окно (это зимой-то в Норвегии!), а одеялом тщательно закладывал щель между полом и дверью в соседнюю комнату, где спала мать. Надо было укрепить тело, и он ежедневно пробегал по 50 км на лыжах; надо было стать моряком, чтобы исключить двоевластие в будущих экспедициях и он нанялся матросом на корабль, затем стал штурманом, потом сдал экзамен на капитана.

«Многому можно научиться, стоит только захотеть», - писал он в своем дневнике. Амудсен не уставал учиться при любой возможности. Так, во время зимовки в одной из экспедиций он попросил старика эскимоса научить его строить иглу. Только двадцатая снежная хижина, из построенных Амудсеном, удовлетворила строгого учителя.

Успех своих экспедиций Амудсен объяснял с присущей ему скромностью и точностью: «Победа ожидает того, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер, это называют невезением». Он умел самым тщательным образом подготовить свои экспедиции.

В октябре 1911г, в начале антарктической весны, Амундсен с четырьмя товарищами двинулся в путь. У них было пять саней, 70 собак, четырёхмесячный запас продовольствия. Ежедневно группа проходила по 30 км.

Когда собаки выбивались из сил, их съедали и люди и собаки… Амундсен очень удачно выбрал место старта на 100 миль ближе к полюсу. На их пути не было страшных холодов и затяжных метелей. Экспедиция точно следовала графику и уложилась в пределы короткого полярного лета. Амундсен был прекрасным организатором! И опередив экспедицию Скотта, 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг южного полюса.





Роберт Скотт

Линия сравнения

Руаль Амудсен

5

Команда (сколько человек)

5


Снаряжение, подготовка к экспедиции



Способ передвижения


18.01.1812г

Сроки экспедиции

16.12.1811г.


Погодные условия



Удача



















Роберт Скотт

Экспедиция под руководством Р.Скотта (он и еще 4 человека) взяла с собой моторные сани и лошадей (низкорослых маньчжурских пони). Но теплолюбивые животные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снеговые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось везти на санях. Моторные сани сразу вышли из строя лошади проваливались в снег, и их пришлось пристрелить. Р.Скотт понял, что успех экспедиции зависит только от физической выносливости его и его спутников. 79 дней шли они в тяжелейших условиях в пургу и мороз к Южному полюсу. 18 января 1912 года они достигли его, но их ждало разочарование. Перед ними стояла палатка, где они нашли записку о том, что Южный полюс покорен норвежцами. Скотт и его товарищи опоздали на месяц. Поспешно укрепив Английский флаг, они постояли вокруг него, подняв к небу обмороженные почерневшие лица, и двинулись в обратный путь, но вернуться назад им было не суждено. Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает один путешественник. Другой-самый молодой из них - Эванс отморозил руки и ноги. Он понимал, что стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое из оставшихся в живых путешественников надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло было 11 км, всего 11 из 1600! Сидя в палатке, понимая, что он и его товарищи погибают, Скотт пишет письмо своим близким. Написав на одном из них «Моей жене» он зачеркнёт эти слова и напишет «Моей вдове». Он писал «Мы решили не убивать себя… Как много я мог бы рассказать тебе об экспедиции, насколько она была лучше спокойного сидения дома, но какую приходится платить за это цену».

Тела Бауэра, Уилсона и Скотта, спустя 8 месяцев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Члены экспедиции, оставшиеся на судне, ждали целый месяц. Поднявшись на холм и посмотрев в последний раз не возвращаются ли их товарищи они установили на нём крест из красного австралийского дерева. На кресте вырезаны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», ставшие девизом всех путешественников.

«Боюсь, что нам приходится умирать, а это поставит экспедицию в скверное положение. Но мы были у полюса и умрем как джентльмены», - из письма Скотта.

А в Новой Зеландии, вдова Р.Скотта – Кеннет Скотт (скульптор) установит памятник.

Путешественник изображён в одежде полярника, он пристально смотрит в сторону Южного полюса. На постаменте памятника высечены последние слова из дневника Р.Скотта «Я не жалею о пройденном пути…»



Роберт Скотт

Линия сравнения

Руаль Амудсен

5

Команда (сколько человек)

5


Снаряжение, подготовка к экспедиции



Способ передвижения


18.01.1812г

Сроки экспедиции

16.12.1811г.


Погодные условия



Удача