«Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников»
(Антропьева М.В., учитель начальных классов)
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
Первоклассник идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте. Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .
Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Необходимые условия эффективности исследовательской деятельности:
У ребенка должно быть желание проводить исследование. Должен получить удовлетворение от своей работы. Ребёнок должен чувствовать уважительное отношение окружающих к исследовательской деятельности.
От чего зависит успех исследования учащихся?
не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает;
внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов;
внимательно смелы, чтобы принять решение;
приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений;
сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу;
действуйте, не бойтесь совершить ошибку;
Какие могут быть основные ошибки: неправильная формулировка темы или названия работы; неверная интерпретация результатов; отсутствие контрольной группы или неправильный её подбор; несоответствие вывода и результатов исследования.
Этапы реализации исследовательской деятельности
• Постановка проблемы;
• Изучение теории, связанной с выбранной темой;
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
• Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
• Научный комментарий и собственные выводы;
• Публичная защита работ на разного рода конференциях, чтениях, конкурсах.
Если ребенок участвует в исследовании, то какова роль педагога?
Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для учителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача учителя – понимать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Наиболее преследуемые цели:
• определение характеристики явлений, не изученных ранее;
• выявление взаимосвязи неких явлений;
• изучение развития явлений;
• описание нового явления;
• обобщение, выявление общих закономерностей;
• создание классификаций.
Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Правила выбора темы исследования:
• Тема должна увлекать ребёнка.
• Решение темы должно быть полезно участникам исследования.
• Должны учитываться интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь.
• Тема должна быть оригинальной, неожиданной, необычной.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
• Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Как выбрать тему исследования ?
Попробуй задать себе следующие вопросы:
• Что мне интересно больше всего?
• Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим)?
• Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
• Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?
• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
• Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.
Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.
Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический.
Теоретический способ опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута.
Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты.
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.
Какова цель исследования? Определить цель исследования- значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. Цель-это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно принятых слов: выявить…; установить...; обосновать…; уточнить…; объяснить…; доказать…; разработать…. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Классификация задач исследования:
Практические - служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр и исследуется связанное с этим параметром изменение.
Собственно-исследовательские - в них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов
Научные - эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия.
Далее следует проведение исследования. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.
Правила работы учителя с учениками при проведении исследования:
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Каковы плюсы исследовательской деятельности?
Формирование обще учебных умений и навыков:
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки;
результат;
включение всех учащихся класса в исследовательскую работу;
выполнение мини-исследований;
подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
участие школьников в мини-конференциях, семинарах;
умение работать с различными источниками информации.
Каждый год со своими учениками я принимаю участие в районом конкурсе исследовательских и проектных работ «Мир глазами детей». В 2019 году Бетц Янина защищала свою работу в конкурсе проектных работ «Юный творец» и заняла 3 место. В 2020 году – Бусырева Анастасия с работой «Стена памяти» стала победителем конкурса, а в 2022 году на конференции выступала Шестакова Карина и заняла 1 место.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников воспитательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.