МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
«Боги индийской мифологии»
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Денисенковой Александрой Сергеевной
Руководитель – Митина Наталья Борисовна,
Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Котлас, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Основные индийские Боги………………………………………..стр.4
«Многоликий Бог Творения — Брахма»……………………………стр.4
«Всеобъемлющее верховное божество или хранитель Вишну»..стр.4-5
«Третье высшее божество всего цикла — Шива»…………….....стр.5-6
Глава 2. Второстепенные индийские божества……………………………стр.7
2.1.«Дающая существование и знание – Сарасвати»……………………...стр.7
2.2«Воплощение грации, женственности и красоты — Лакшми»……….стр.7
2.3.«Многоликая жена Шивы»…………………………………………...стр.7-8
2.4.«Слоновья голова на человеческом облике, подарившая колоссальную популярность — Ганеша»…………………………………………………...стр.8
2.5.«Своеобразный юноша как плод любви, и для любви — Кама»…......стр.9
2.6.«Хранитель севера – Кубера»……………………………………………стр.9
2.7.«Бог ада — Яма»………………………………………………………….стр.9
2.8.«Хануман — обезьяний Бог»…………………………………………….стр.9
2.9.«Хранитель запада – Варуна»…………………………………………стр.10
Глава 3. Выявление причин появления тех или иных божеств, их роль в жизни людей. Выводы……………………………………………………..стр.11
Список литературы…………………………………………………………стр.12
Приложение №1…………………………………………………………….стр.13
Приложение №2…………………………………………………………….стр.14
Приложение №3…………………………………………………………….стр.15
Приложение №4…………………………………………………………….стр.16
Приложение №5…………………………………………………………….стр.17
1
Приложение №6…………………………………………………………….стр.18
Приложение №7…………………………………………………………….стр.19
Приложение №8…………………………………………………………….стр.20
Приложение №9…………………………………………………………….стр.21
Приложение №10…………………………………………………………...стр.22
Приложение №11…………………………………………………………...стр.23
Приложение №12…………………………………………………………...стр.24
2
ВВЕДЕНИЕ
Индия – страна, в которой существует и мирно уживается множество религий и тысячи Богов. Практически каждая деревня имеет своего покровителя. Имена некоторых Богов известны только историкам и этнографам.
Другие распространены настолько широко, что нередко можно увидеть в продаже их фигурки, которые люди приобретают и используют в качестве талисманов. К слову, это могут быть не только живописные статуэтки, но и влияющие на нашу жизнь фигуры при правильном их использовании.
Именно поэтому говорить о разнообразии индийских божеств очень интересное и заковыристое занятие. С какой целью и в какое время появилось то или иное божество, а главное – что оно принесло в жизнь людей? Так попробуем же понять закономерности их появления и становления в индийской мифологии.
Тема нашего исследования: «Боги индийской мифологии»
Цель работы: выявление причин появления тех или иных божеств, их роль в жизни людей.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
изучить историко-культурный материал по данной теме;
проследить изменение значимости индийских богов в мифологии и жизни людей
проанализировать полученные результаты
Объект исследования: боги индийской мифологии.
Предмет исследования: формирование представлений людей о мифических существах в значимые для них периоды времени.
Методы исследования:
теоретические: изучение, анализ, синтез, описание
практические: систематизация и обобщение
3
Глава 1. Основные индийские Боги
1.1.«Многоликий Бог Творения — Брахма»
Он олицетворяет триаду главных божеств и выступает создателем всего земного. Есть несколько версий его зарождения.
Согласно первой легенде, Брахма имеет космическое происхождение и зарождён в первобытном океане из плавающего золотого яйца, а его остатки после появления на свет растянулись по всей Вселенной, таким образом создав её. Другая легенда приписывает ему появление из цветка Лотоса, что также имеет связь с водой. Из-за этой связи водного происхождения его именуют «Канджа», что и переводится, как «рождённый в воде». Есть и ещё одна связь – это связь с Вишну. По первой версии, он вложил имя в эти первобытные воды, а по второй теории – божество выросло из его пупа.
Внешность Брахмы своеобразна – у него по 4 рук и лиц, однако только две ноги. Часто к такому количеству привязывают тесную связь между основными сторонами света, необходимыми, чтобы за всем наблюдать. Но также это говорит об основе человека – его ум, разум, эго и самоуверенность.
Наряды у Брахмы яркие, красного цвета, как часто характерно для индийского народа, с множеством золотых дополнений. Золото подчеркивает важность или участие в творении Вселенной.
В качестве дополнительных атрибутов мы можем увидеть четки (материальные субстанции), книгу (знание) и бороду, что выступает символом мудрости. На всех головах изображается корона как талисман верховенства, а также он часто сидит на лотосе или лебеде.
(Приложение №1)
1.2.«Всеобъемлющее верховное божество или хранитель Вишну»
Это могущественный и грозный хранитель мироздания, очень важная персона среди почётной тройки, поскольку тоже играет фундаментальную роль. Корень его имени звучит как «наполнять».
4
Зародился он в воде, которая и является его обителью. Есть тесная связь с Брахмой, ведь он вырос из пупка, что представляет собой лотос данного божества.
Но ещё Вишну – это гармония мира в борьбе со злом. Это жизненный цикл от палящего солнца до проливного дождя. Хотя есть некие предположения, что раньше он занимал второстепенную ступень.
Он изображён в синих, голубых или чёрных цветах, с четырьмя руками, что означает четыре стороны света, то есть – безраздельную власть. При этом в руках он держит благословляющую раковину, защитную чакру верховной власти, символический лотос и оружие в форме булавы.
Именно его форма наполняет мир множеством различных сил в виде аватаров для защиты всего живого. Поэтому Вишну имеет 1000 имен. Аватаром его именуют при восхождении на землю в виде земного или животного облика. Вообще Вишну имеет 10 преобразований: Матсья – в облике рыбы, Вараха – дикий кабан, Вамана – карлик, Курма – в виде черепахи, Парашурама спускается в облике человека с топором, в качестве которого выступает герой эпоса Рамаяна – Рама; есть также человек-лев – Нарасимха; легендарный дашаватар Кришна, которому поклоняются и как самостоятельному божеству. Будда также входит в этот список, являясь основателем буддизма. Завершающим в списке стоит аватар будущего – Калки.
(Приложение №2)
1.3.«Третье высшее божество всего цикла — Шива»
Изначальное именование – Рудра. Это также верховный Бог, следящий за порядком во Вселенной. Он грозный и милостивый одновременно, разрушающий человеческие иллюзии и дающий надежду на покровительство. Это двуликий облик создания и разрушения. И именно Шива выступает творцом двух других богов триады.
Он часто изображается сидящим в позе лотоса с бледной кожей, но с голубым оттенком. Волосы скручены в пирамидальный пучок. Нередко в его руках изображается курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия и другие обрядовые предметы. Также можно встретить и танцующее божество.
5
У него четыре руки и три глаза, один из которых расположен в центре лба. Имеет огненный взгляд, заставляющий трепетать всех, на кого он обращён. Но тысячелетия назад его изображали в виде трехголового существа.
Он часто иллюстрируется гермафродитом и нередко имеет разделенное пополам тело по половой принадлежности.
В качестве ожерелья и браслетов у него выступают змеи, а на плечах наброшена тигровая или слоновая шкура. Для подчеркивания своей власти в руках нередко можно увидеть Тришула или трезубец.
(Приложение №3)
6
Глава 2. Второстепенные индийские божества
2.1.«Дающая существование и знание – Сарасвати»
Является женой Брахмы, которая оказывала ему поддержку и помощь в сотворении мира. Ранее упоминалась в гимнах как Богиня реки, являлась защитным деятелем и целительницей. Ныне в её власти знания, музыка и искусство. Обычно иллюстрируется дивной красавицей в белом с позолотой сари, которая сидит на светлом лебеде или в лотосе. В руках часто держит ситар, что дарует ей силу познания каждого звука.
(Приложение №4)
2.2«Воплощение грации, женственности и красоты — Лакшми»
Это жена второго важного божества Вишну. Считается, что она сопровождала его во всех воплощениях, дополняя его творения в борьбе со злом, ведь выступает божеством счастья, света и удачи, а также богатства и процветания. Достаточно известная персона, которую часто используют в символическом изображении. Известный индийский праздник света Дивали, во время которого зажигают тысячи фонарей, проводится в честь Лакшми.
Одета она в традиционное красное сари и украшена большим количеством золота. Кроме того, в 4 руках у неё помимо лотоса можно увидеть горшочки с золотом и монетами. Таким образом она делится процветанием. Но еще эта весьма красивая и видная женщина повышает рождаемость и плодородие.
(Приложение №5)
2.3.«Многоликая жена Шивы»
Дэви — великая Богиня, благословляющая и жестокая, олицетворяющая собой высокую женскую силу, «содержащая весь мир в своём лоне». Она имеет много форм, поскольку и муж соединял в себе противоречивые грани, а также имеет много имен — Тара (Богиня мудрости), Радха (возлюбленная Кришны), Питхиви (Богиня земли) и др.
7
Самая популярная женщина индуизма – Дурга. Это одна из форм жены Шивы. Несмотря на завораживающей её танец из 8-10 (а порой и больше рук), она имеет достаточно грозный характер. Хотя такой нрав необходим для установления порядка и покоя. Также олицетворяет собой культ Богини-матери, объединяющей и разрушающей созидательные силы природы. Она – восседающая на льве или тигре с оружием возмездия в руках.
Возрождённая супруга Парвати. Ещё одна из жён Шивы. Согласно легенде, в её образе возродилась первая жена Шивы – Сатти, которая совершила самосожжение. Изображается в виде красивой женщины с привычным количеством конечностей. Считается благой формой Дэви.
(Приложение №6)
2.4.«Слоновья голова на человеческом облике, подарившая колоссальную популярность — Ганеша»
Он считается Богом мудрости, покровителем наук и искусств. Его знают не только в Индии, но на родной территории очень чтут. А перед тем, как начать что-то читать или писать, всегда обращаются за помощью или даже советом. Это сын Шивы и благой формы жены Парвати. Причём возле их дитя есть весьма интересные теории о самом происхождении и появлении такого облика.
Одна из самых популярных версий – малыша головы лишил его же отец, когда он не пускал того в покои к супруге. Но чтобы успокоить жену, он создал ему слоновью голову.
Он изображается в красном и жёлтом цвете, при этом один бивень отсутствует. Может иметь множество рук, что зависят от изображения. Ведь его порой рисуют в виде крысы или собаки. Но мы с вами привыкли украшать слоновыми фигурками с человеческим телом свой рабочий стол, обеспечивая вдохновение, успех и хороший заработок.
(Приложение №7)
8
2.5.«Своеобразный юноша как плод любви, и для любви — Кама»
Сын защитного божества и его супруги, что выступает словно Купидоном, даря любовь окружающим. Кроме того, в его честь проводятся ритуалы для поднятия здоровья и повышения привлекательности. Имеет выраженный зелёный цвет кожи (но не всегда), а наездником он выступает у попугая яркой расцветки. В руках держит тростниковый лук и стрелы из цветов. Вокруг могут виться пчелы, олицетворяя страсть.
(Приложение №8)
2.6.«Хранитель севера – Кубера»
Немаловажная персона, поскольку олицетворяет богатство. Он постиг самодисциплину и самоочищение, поэтому часто изображается с суровым ликом. Несмотря на холодное пребывание, его изображают с жёлто-золотистым цветом кожи на белом благородном льве. На голове блистает диадема с разноцветными камнями, а в ушах сияют серьги.
(Приложение №9)
2.7.«Бог ада — Яма»
Параллельно это ещё Бог смерти и справедливости. Поэтому он контролирует грешников в Чистилище до следующей реинкарнации. Считается первооткрывателем дороги в загробный мир. Несмотря на свирепый характер, охраняет тёплую сторону мира. Изображается в различных синих оттенках на чёрном буйволе. Часто имеет 4 руки, одной обязательно держит булаву, а второй – аркан для ловли грешников.
(Приложение №10)
2.8.«Хануман — обезьяний Бог»
Он покровительствует этим животным, из-за чего они считаются священными в Индии. Изображается обычно в полный рост, либо в обезьяньей позе, с золотой короной на голове. Его очень почитают в деревенских культурах и олицетворяют как наставника в науках.
(Приложение №11)
9
2.9.«Хранитель запада – Варуна»
Это – Бог-судья всеведущего и карающего характера, входящий в число великого пантеона, это – божественный защитник от грехов и несправедливости. Более того, по легенде он находит виновных, наказывает их, а потом отпускает. Имеет в качестве ездового животного варуна, что соответствует названию, а в руке держит змеиный аркан.
(Приложение №12)
10
Глава 3. Выявление причин появления тех или иных божеств, их роль в жизни людей. Выводы.
Индуисты всех направлений стремятся к единению с Богом, почитанию всего живого на земле, через осознание единства бытия и стремления к умиротворению. «Что ни храм, то вера» — говорят в Индии и совершенно нормально относятся к тому, что любой человек может верить в своего Бога, может создать свою секту или даже свою религию. Или начать проповедовать веру, о которой никто не слышал прежде.
Итак, проанализировав собранную информацию, мы пришли к выводу, почему и движимой силой каких обстоятельств те или иные Боги имеют место в индийской мифологии:
Главные выводы:
Мироздание, порядок и покой должны охраняться – в крайнем случае, к кому обратиться за помощью, как не к сведущим Богам? Ведь различные сферы жизни людей нуждались в контроле и поддержке, начиная с вопроса о сотворении мира, ведения домашнего быта и извечно необъяснимой загробной жизни.
Любовь и какие-либо человеческие потребности, например, в деньгах и процветании, духовное вознесение в плане просвещения также не могли существовать без своих наставников.
Покровительство, яркий пример которому – обезьяны, являющиеся священными животными Индии, тоже должны были иметь своего высшего защитника.
И поскольку религиозные представления являются одной из самых важнейших составляющих в культуре индийского народа, без этих Богов не было бы и жизни. Люди попросту бы не справлялись с наседающим на них грузом проблем и обязанностей, которым необходимо единое начало.
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ