СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

МОБУ СОШ имени Героя Советского Союза Ракшина Д.С. с.Леуза МР Кигинский район РБ






Исследовательская работа по английскому языку

по теме:




«По малой Родине моей»



















Леуза 2021г




Содержание

I. Введение ..........................................................................................................3

II. История нашего села......................................................................................4

2 Теоретическая часть…………………………………………………………4

2.1 Троицкий храм..............................................................................................4

2.2Дмитрий Сергеевич Ракшин.........................................................................4

2.3 Иван Николаевич Меньшиков....................................................................6

III. Практическая часть......................................................................................7

3 Легенды и обычаи села...................................................................................7

3.1Легенда о названии села..............................................................................7

3.2 Приметы и поверья в селе………………………………………………..7

3.3 Пыжьяниха………………………………………………………………..8

3.4 Выводы……………………………………………………………………8

IV . Заключение.................................................................................................9

V. Библиография...............................................................................................9

VI. Приложения……………………………………………………………….10
















I. Введение

Порой нам кажется, что мы знаем достаточно, чтобы быть счастливыми, но это оказывается совершенно не так! Именно по этой причине я решила написать исследовательскую работу по теме «По малой Родине моей».

Объектом исследования стала моя малая Родина, и все то, что можно узнать о выходцах нашего села, которые сделали так много для жителей и села в целом.

Предметом исследования является соотношение количества информации известной мне до начала работы и после.

Таким образом, целью исследования данной работы является систематизация материала об истории нашего села.

Новизна работы в том, что данная тема не была рассмотрена раньше в подобном ракурсе.

Практическая ценность исследования заключается в использовании материалов исследования непосредственно в процессе обучения.

Актуальность работы заключается в том, что знания истории родного края являются необходимыми для формирования целостной картины развития России в целом и моей малой родины в частности.

На уроках географии и истории мы узнаем много интересного о странах, их истории, значении в мире. Но мало кто знает свою «малую родину» ее истоки, легенды о ней, людей, которые много сделали для нас и страны в целом. Поэтому знание своего села поможет нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, ну и конечно найти себя и свое место в жизни.

Исследование проводилось следующими методами:

- поиск материала;

- использование интернет - ресурсов;

- разговор (со старожителями села)

- обобщение


II. Теоретическая часть

2.1 Троицкий храм

Временная деревянная церковь во имя святой Живоначальной Троицы была построена в Леузе на средства прихожан в 1848 г. (освящена в 1851 г.). В 1881 г. при этой церкви открылось попечительство для создания нового каменного (кирпичного) храма на 300 человек. Строительство, затянувшееся на полтора десятилетия, завершилось лишь в 1895 г 1 июля церковь освятили в честь Живоначальной Троицы. Своим появлением Троицкий храм во многом обязан трудам священника Димитрия Виноградова, прослужившего в Леузинском приходе 32 года (1880 – 1912 гг.). Его прах покоится где-то у алтаря церкви, но точное место могилы сейчас, к сожалению, утрачено. 
Троицкий храм, представляющий собой неброский памятник периода эклектики, расположен при въезде в село на возвышении и хорошо виден издали. Его значительное сходство с церковью с. Еланыш (Салаватского района) позволяет предположить, что в основу обеих построек положен один образцовый проект. 
Ныне верхние ярусы колокольни, имевшей в высоту 15 сажен, разобраны. Утрачены все главы, которых, судя по описанию, было десять (из них 2 большие). Заложены все окна трапезной, храма и алтарной апсиды, а также западный, северный входы и большой арочный проем между трапезной и первым ярусом колокольни. Окна первого яруса колокольни растесаны под двери. Эта церковь считалась одной из лучших на всем Южном Урале. Старые люди рассказывают, что когда звонили в колокола звон разносился далеко за пределы нашего села.
Приход начал возрождаться лишь с 2007 г. 

2.2 Дмитрий Сергеевич Ракшин


Дмитрий Сергеевич Ракшин родился 14 ноября 1913 года в селе Леуза Кигинского района Башкирии, в семье крестьянина. Когда ему было 5 лет, умер отец, вернувшийся с фронта империалистической войны больным, и мать осталась с двумя детьми.

Дмитрий окончил только семь классов, дальше учиться не пришлось, так как нужно было учиться в другом селе, ходить пешком в школу было далеко, а общежитие не было. Работать начал с 16 лет сначала в колхозе, а перед войной на Южно -Уральских рудниках. С самого раннего детства Дмитрий отличался бойким характером. Слыл отчаянным парнем, на редкость любил справедливость, заступался за слабых и умел постоять за себя. В 1933 году женился на девушке Антонине, которую любил с детства. С ранних лет увлекался Дмитрий техникой. До войны работал трактористом, а Антонина дояркой. На фронт ушёл на второй день Войны. Большую часть войны Дмитрий Ракшин провел в танке. Но до этого как стать танкистом, служил в пехоте, где лучшей «солдатской профессией» считал разведку. Боевому

разведчику удалось успешно провести несколько операции. С первой же

проведенной операции командование заметило храбрость, смекалку, находчивость молодого разведчика, и в дальнейшем ему были даны более серьёзные боевые задания. Вот несколько примеров. Однажды вызвав Дмитрия Ракшина на КП, перед ним конкретно была поставлена боевая задача: проникнуть в тыл врага. Собрать сведения о вражеских силах в районе, изучить номер частей, род войск, приблизительную численность врага. Первая часть задания была осуществлена блестяще, на обратном пути разведчики попали в засаду врага, произошла схватка. В живых остались Дмитрий Ракшин и ещё один раненный, ослабевший от потери крови разведчик. Он просил его оставить и быстрее сообщить данные, но Дмитрий не слушая его оказал первую помощь и в невероятно трудных условиях. Только к рассвету вернулся к своим, передав раненного лейтенанта, сразу же пошёл докладывать о выполненном задании. В другой раз при выполнении боевого задания труднейших условиях Дмитрий Ракшин захватил немецкого офицера с ценнейшими документами и доставил его живым в часть. За эти подвиги Ракшин был представлен к правительственным наградам. Осенью 1942 года Ракшин получил танк и до конца войны не расставался с ним. Пройдя весь фронтовой путь на своём «коне стальном» он превратился в искусного механика - водителя, всегда был на отличном счету, воевал надежно, но особый успех выпал на его долю, при в битве за Днепр. Это было в 1943 году. Дмитрий Сергеевич Ракшин со своей бригадой замаскировался на берегу Днепра, а на другом берегу были расположены немецкие части. Наблюдая за ними в бинокль до поздней ночи, ночью переправив танки на плотах наши войска ринулись в бой. Фашисты прижали к реке наших автоматчиков. Вот тут- то их и выручил танк Ракшина. Он в упор расстреливал немцев, но вскоре танк был выведен из строя. И вдруг Дмитрий Ракшин заметил, в одном из немецких танков высунулся водитель. В яростной схватке Дмитрий Ракшин овладел немецким танком и уже из него повел бой. Бой был жарким. Ракшин ранен, но вел бой до тех пор пока не почувствовал что теряет сознание. Когда наши бойцы подоспели, пульс у него ещё бился. За успешное форсирование Днепра, за прочное закрепление плацдарма на его западном берегу Ракшину было присвоено звание Героя Советского Союза. Подлечивший раны Дмитрий Ракшин продолжал воевать. Несколько раз горел его танк, ещё был дважды ранен, только из-за ранения левой руки перенёс 13 операций. Потом госпитали один за другим стали уводить его в тыл. Наградные документы догоняли его из госпиталя в госпиталь и затерялись. В 1944 году весь израненный вернулся домой. Немного подлечившись пошёл работать. Работал на разных работах в Саткинском леспромхозе, а последние годы водителем механиком. Редко рассказывал о своих подвигах, видел, что некоторые сомневались в том, что перед ними Герой Советского Союза. Дома Дмитрий часто говорил про себя «Награда должна найти солдата».Умер он в 1961 году в п. Ельничном Саткинского района. И только через 20 лет, спустя 1 год 10 месяцев после смерти награда нашла Героя.


2.3 Иван Николаевич Меньшиков


Иван Николаевич Меньшиков родился 15 июня 1914 года, с.Айлино, ныне Челябинской области. Детство и отрочество его прошло в селе Леуза. По воспоминаниям близких и знакомых, всех детей, а их было 9, мать ездила родить к родителям, которые в то время жили в селе Айлино Челябинской. Похоронен в пос. Лелъчицы (28.IV.1943) вблизи Мозыря, Гомельской обл. Русский советский писатель окончил авиационный техникум. Учился в Литературном институте им.М.Горького в Москве. Работал в заводской многотиражке, где опубликовал первые стихи. Позднее был корреспондентом ненцкой газеты «Нарьяна вындер». Первые его рассказы о классовой борьбе на Севере, о росте самосознания ненцев появились в середине 30-х годов в московских и заполярных журналах и сборниках. Меньшикову И.Н принадлежит, основанная на ненецком фольклоре романтическая повесть «Легенда о Таули из рода Пырерко» (1941), о вожде восстания северной бедноты против богачей и шаманов в 19 веке и сборники «Полуночное солнце» (1939), «Человек не хочет умирать» (1939), «Друзья из далекого стойбища» (1940). Книги Меньшикова И.Н. отличаются драматизмом, лирической окрашенностью стиля, ярко выраженным местным колоритом. В годы Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом «Комсомольской правды», Меньшиков И.Н. опубликовал рассказы и очерки о героизме советских людей на фронте и в тылу (частично вошли в сборник «Переправа» 1942г). Погиб при полете в партизанский край. В архиве писателя (ЦГАЛИ) рукописи пьесы «Лиза Чайкина», неоконченные романы. Книги Меньшикова И.Н. переведены на иностранные языки. В музее Леузинской средней школы собран богатый материал о жизни и творчестве этого замечательного талантливого человека. Николай Петрович Меньшиков, отец писателя, долгое время жил и работал в селе Леуза. Дед и прадед писателя также жили в Леузе. По воспоминаниям односельчан и его друзей это был одаренный, умный человек. Некоторое время И. Н. Меньшиков работал в школе. Но основное его занятие было изобретение. Он был изобретатель самоучка. На его счету было 20 авторских свидетельств. Наиболее значительное над которым он работал много лет, это изобретение зернопосадочной машины. Данная конструкция демонстрировалась в свое время на ВДНХ и получила высокую оценку со стороны специалистов.



III. Практическая часть

3.Легенды и обычаи села

3.1 Легенды о названии села

Существует легенда о том, почему наше село называется Леуза. Когда-то давным- давно жил богатый купец в нашем селе. Было у него много скота и земель. Купец был счастливым человеком, всего у него было в достатке. Была у него единственная дочь Луиза, которую он любил больше всего на свете. Души в ней не чаял отец. И вот, однажды, пошла она купаться в реке, да утонула. Горю отца не было предела. Решил он, что в память о любимой дочери назовет наше село Луиза, но когда название писали, допустили ошибку, и вместо Луиза, написали Леуза , так и появилось название нашего села, а купец к тому времени уже умер от горя, да так и не узнал что село называется Леуза, а не Луиза. Также существует мнение, что село назвали потому что оно расположено вдоль реки Леуза, но это уже не так сказочно звучит как «легенда о Луизе».

3.2 Обычаи и поверья села

Материал о приметах и обычаях собирали учащиеся, которые руководствовались конкурсными вопросами первого республиканского слета юных этнографов, весь материал собран на территории нашего села. До сих пор сохранились обычаи при постройке дома, класть под углы монеты, также кладут под матницу и под порог – якобы это должно принести счастье. Много поверий сохранилось в нашем селе связанных с вселением в новый дом, особенно часто это встречается там, где есть пожилые люди. Запускать в новый дом первой кошку, причем, чтобы кошка обязательно была трехшерстная. Можно привести и такой пример. В новый дом – первой должна войти хозяйка с квашней. Если тесто при этом хорошо поднимется – быть в доме добру. Замечательным является и такое поверье. При вселении в новый дом все члены семьи должны оставить все обиды друг на друга за порогом нового дома. К сожалению, у нас не все этого придерживаются.

3.3 Пыжьяниха

Много лет тому назад в Леузе жила старая женщина по фамилии Пыжьянова. Была она одинокая, неразговорчивая, сварливая. Сельчане звали ее Пыжьяниха. Упорно ходили слухи, что она ведьма. Когда же она умерла все беды, несчастья, болезни стали связывать с этой Пыжьянихой. Старые люди в Леузе верят в это и по сей день. Якобы в 12 часов ночи колдунья выходит из своей могилы, превращается в птицу, прилетает в деревню и разносит всякие болезни. Как посидит на чьей-нибудь трубе – жди несчастья. Собрались мужики и стали думать как избавиться от этой Пыжьянихи и решили наконец так. Самых здоровых мужиков отправили ночью на кладбище. Родственники тех мужиков и сейчас помнят об этом. Взяли они с собой лом, лопаты и все необходимое. В 11 часов начали вскрывать могилу. Когда сняли крышку гроба, то им показалось, что Пыжьяниха открыла глаза и начала вставать. Тогда они быстро закрыли крышку, заколотили. До этого у них был готовый костер, который они облили керосином. Гроб поставили на козлы и подожгли. Что тут началось!? Гроб ходил ходуном, а из костра выползала всякая нечисть. Долго мужики загребали угли в костер пока они не превратились в золу. Пыжьяниха сгорела в адском огне, а хвори отступили. Есть у нас гора под названием Пыжьяниха, говорят когда она была жива, то часто ходила туда колдовать, а когда умерла то летала на ту гору. Мы не будем сейчас разбирать где тут быль, а где вымысел, но вот такая легенда в нашем селе существует до наших дней.

3.4 Выводы

По данным нашего исследования большинство жителей села знают самую малость из того, что мы узнали о нашем селе. У нас есть улицы названные в честь Дмитрия Ракшина и Ивана Меньшикова, но не все знают как много эти люди сделали.



IV . Заключение

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

- имена Дмитрий Сергеевич Ракшин и Иван Николаевич Меньшиков по праву заслуживают нашей памяти;

- церковь является историческим памятником и украшением нашего села.


Итак, отвечая на вопрос, поставленный во введении: сколько я знала до начала моей работы и после, с уверенностью могу сказать,что теперь я знаю гораздо больше. Я горжусь тем, что живу здесь, и хочу, чтобы как можно больше людей узнали историю нашего села. Данная работа может быть использована на уроках исторического краеведения.


V. Библиография


Электронные источники

http://likirussia.ru/index.php?id=269&option=com_content&task=view

http://www.leuzaschool.h18.ru/rakshin.php

http://www.leuzaschool.h18.ru/str3/menshikov.php

Архив школьного музея:

Документы о Ракшине

Тайны, загадочные явления родного края

Воспоминания о И.Н. Меньшикове (записано в 1974г)

Районное издание «Жизнь района» 7 ноября 2003г;12 ноября 2003г; 12 августа 1994г

«Краткая литературная энциклопедия» (главный редактор А.А Сурков). 

(770-771стр. напечатан очерк Б.Л. Комановского о жизни и творчестве нашего славного, земляка Меньшикова Ивана Николаевича.)1967г


VI. Приложения

Леуза

Горожане городами хвалятся,

Без зазренья пустят пыль в глаза.

Ну, а мне село родное нравится,

С речкой, где водица, что слеза.

Кому-то виноградная лоза

Разбудит чувство родины и дома,

А мне всего милее Леуза

В кипенье бело пламенных черемух.

Поднимается солнце над церковью,

В бор летит глухариха на ток.

Моя жизнь пред другими, как в зеркале,

Здесь начало для многих дорог.

Соловьев, разудалых кудесников,

Столько много, не счесть их, заметь.

На развале, в чащобу березняков

Иногда забредает медведь.

Леуза, значит, Полькино репище,

Там малины с клубникою тьма.

Леуза, по-над речкою лепятся

И бегут до Поселков дома.

Леуза – это грузди и рыжики,

Костяника, орехи, пруды.

А девчонки чернявые, рыжие –

Панацея от горя- беды.

Тут места бесконечно желанные,

Их не спутать с другими вовек.

Живи вечно с красой первозданною

Леуза – дорогой Человек!

(А.Н.Бондаренко наш земляк)


Селенье в нашей стороне.

(Леуза)

Есть города и села на Земле,

Есть эвкалипты в полтораста метров.

И есть селенье в нашей стороне,

Длиной всего двенадцать километров.

(А.Н.Бондаренко наш земляк)




17