СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный материал содержит советы по исследовательской деятельности для учащихся среднего звена основной школы.
Рабочая тетрадь
по самостоятельной исследовательской практике
учении____ _____ класса
МОУ «СОШ №2»
Г. Чернушка Пермского края
__________________________________
Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Тетрадь поможет тебе в проведении собственных исследований. Чтобы этому научиться, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Тебе нужно постепенно выполнять предложенные задания, записывая всё в специальные страницы. Затем ты сможешь оформить свою исследовательскую работу, используя Приложения тетради. Для твоего удобства в конце тетради есть Словарь используемых терминов. С помощью Тетради по самостоятельной исследовательской практике ты освоишь первые доступные приемы исследовательской работы.
Выбираем тему исследования
Основные критерии выбора темы:
Желательно, чтобы тема представляла интерес для тебя не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу твоего профессионального развития, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной тобой будущей специальности;
Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и тебя, и педагога. Например, если учитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер – ученик”;
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников лесопарковой зоны поселка”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего? Что бы мне хотелось узнать из данной темы?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Если тебе задана конкретная тема исследования, прежде чем сформулировать свою тему, подумай и ответь на вопросы:
Что бы мне хотелось узнать из данной темы?
Что меня в данной теме могло бы заинтересовать?
Что из изученного в школе по данной теме хотелось бы узнать более глубоко?
Какими открытиями или научными находками я могу поделиться с одноклассниками?
(Тему исследования надо записать)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
II. Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы используй словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
Запиши свою гипотезу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать и ранжировать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
III. Цель исследования
Определить цель исследования – значит, ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:
определение характеристик явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений;
описание нового явления;
обобщение, выявление общих закономерностей;
создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.
Можно поставить целью:
выявить;
установить;
обосновать;
уточнить;
разработать.
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Запиши цель своего исследования.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Запиши задачи собственного исследования.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Организация и методика исследования
Тебе необходимо составить план исследовательской работы?
Для того чтобы это сделать, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю по теме исследования?
• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Запиши все это здесь:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
Запиши все, что тебе помог узнать компьютер
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши информацию, полученную от других людей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Провести эксперимент
Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
Запиши план проведения своего эксперимента
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проведи свой эксперимент.
Запиши результаты эксперимента _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________VI. Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Как подготовиться к защите исследования?
1. Дать определения основным понятиям
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям
Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т.п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.
4. Ранжировать основные идеи
Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.
5. Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6. Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
7. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким.
Схема текста доклада:
почему избрана эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Запиши текст доклада
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования
Например, ты исследовал маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
А если ты изучал, как влияет место расположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VII. От чего зависит успех исследования
Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений
Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
Действуя, не бойся совершить ошибку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛОВАРЬ
ГИПОТЕЗА – Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого слова, означающего основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Предложим одно из определений понятия “задача”. Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
КЛАССИФИКАЦИЯ – деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность
НАБЛЮДЕНИЕ – способ добычи новых знаний
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
ОПИСАНИЕ – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
ПАРАДОКС – Слово «парадокс» возникло от греческого (неожиданный, странный, невероятный). Парадокс – утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.
ПОНЯТИЯ – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.
РАЗЛИЧЕНИЕ позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.
РАНЖИРОВАНИЕ – Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать значит выстраивать что-то по степени важности, то есть определять самое главное, затем второе место по значимости, а затем – третье и т.д.
СРАВНЕНИЕ выявление сходства и различия предметов.
СУЖДЕНИЕ – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо.
ЦЕЛЬ – означает результат, представляемый образ будущего.
ЭКСПЕРИМЕНТ – это самый главный метод познания в большинстве наук. Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт).
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение, развитие у каждого школьника исследовательского типа мышления.
ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы исследования.
Наличный экспериментальный материал.
Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации
к содержанию и оформлению
учебно-исследовательских работ
Общие рекомендации
Не смотря на то, что исследовательская работа учащегося является имитацией «взрослого» исследования специалистов, ученику следует придерживаться общих рекомендаций к таким работам.
В науке существуют традиции описания исследовательских результатов. Они приведены ниже. Однако, обращаем ваше внимание на то, что, если вы участвуете в каком-либо конкурсе, то при его проведении в ряде случаев требования к оформлению указаны в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях.
Форма, структура исследовательских работ
Реферат
вводная часть
основной текст
заключительная часть
Литературный обзор
вводная часть
основной текст
заключительная часть
список литературы
указатели
Доклад
в кратких вводных замечаниях научно-практическая ценность темы
сущность темы, основные научные предложения
выводы и предложения
Тезисы доклада
основные положения доклада
основные выводы и предложения
Научная статья
заголовок
вводные замечания
краткие данные о методике и материалах исследования
анализ собственных научных результатов и их обобщение
выводы и предложения
ссылки на цитируемую литературу
Научный отчет
краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы
значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики
детальная характеристика применявшихся методов
существование новых научных результатов
заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы
выводы и предложения
Примеры библиографического описания литературных источников (по Буга П.Г., 1993)
Характеристика источника информации
Пример библиографического описания
Книга с одним автором
Орлов П.А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.
Книга с двумя авторами
1. Сумароков Л.Н., Тимофеева О.В. Если нет компьютера... Методы организации работы руководителя. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 119 с.
2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.
Книга со многими авторами (трех и более)
Госс B. C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.
История правовых и политических учений: Учеб. для вузов / Грицианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. / Под общ. ред. B.C. Несесянца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр. лит., 1988. – 816 с.
Материалы конференций
Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. / Третья международная науч. конф. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.
Многотомные издания и отдельные тома многотомных изданий
Шубин Л.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: В 5 т. T. V. Промышленные здания: Учеб. для вузов / Под ред. В.М. Предтеченского. – 2-е изд., перераб. – М.: Стройиздат, 1983. – 272 с.
Стандарты
ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления. М.: Изд-во стандартов, 1984. – 77 с.
Статья из книги
Попов В.Н. Реконструкция предприятий полиграфии // Проблемы реконструкции зданий и сооружений. – Саратов, 1988. – С. 18-37.
Статья из газеты
1. Рубан В. Опять кадры решают все // Моск. новости. – 1991. – 15 сент. – С. 4.
Статья из журнала
Ильенко Т.М. Непрерывное образование: реальность и возможности // Библиотекарь. – 1991. – № 8. – С. 48-50.
Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.
Статья из энциклопедии и словаря
Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С. 393–395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.
Требования к тексту
Работа обычно выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Текст печатается ярким шрифтом размером 12-14 кегель через 1,5 или 2 интервала на одной стороне листа. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. В исключительных случаях допускается рукописный текст доклада.
Титульный лист содержит наименование конференции, название доклада, населенного пункта, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).
Требования к стендовым материалам
Стендовая сессия участников конференции предназначена для свободной дискуссии авторов работ с членами экспертных комиссий по содержанию, методам исследования, выводам из полученных результатов.
Для демонстрации участнику предоставляется стенд или стол, необходимые технические средства демонстрации (заблаговременно внесенные в заявку на участие). На стенде или столе размещается информация о работе в виде плакатов, моделей, публикаций, свидетельств и отзывов, фотоальбомов, раздаточных материалов. Плакаты изготавливаются на стандартных листах ватмана (другой бумаги) с четко изложенными текстами, рисунками и чертежами. Допускаются рукописные (удобно читаемые) плакаты и рисунки. Наилучшая форма изложения стендового доклада – печатный текст на листах бумаги формата А2 (чаще всего это увеличенная ксерокопия со стандартного листа печатного текста доклада в формате А4). Текст плаката обязательно содержит название доклада, данные об авторе, главные цели и методы исследований, основные результаты и выводы. На стенде можно размещать сопровождающие доклад материалы: рецензии специалистов, отзывы руководителя, дипломы, свидетельства об изобретении и т.п.
Оформление работы
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам, которые предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя. (подробнее см.выше)
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя:
– формулировку темы;
– актуальность исследования;
– проблему исследования;
– объект, предмет;
– цель, задачи;
– гипотезы;
– методы исследования;
– этапы исследования;
– структуру исследования;
– его практическую значимость;
– краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Первая глава обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.
Вторая-третья главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не большее 1–2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Приложение как рубрика научного текста имеет особый статус такая. Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений:
размещаются после библиографического списка;
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Примечания – еще одна особая часть основного текста. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б) подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
В качестве примечания выступают:
определение терминов или устаревших слов;
справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
перевод иностранных слов и предложений;
пояснения основного текста;
примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
25