СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Особенности ненецкой национальной одежды в условиях Крайнего Севера"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа посвящёна декоративно-­прикладному  искусству ненцев, представителей большой группы народностей Крайне­го Севера. Несмотря на очень тяжелые условия, в которых они жили, этот  на­род сумел создать самобытное, яр­кое и оригинальное искусство.

Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек.  Они  живут в трех автономных округах – Ненецком,  Ямало-Ненецком и Таймырском  (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупским образует самодийскую группу ураль­ской языковой семьи.

Ненцы занимаются  и охотой, и ры­боловством, и  звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, наклады­вает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использованием  продуктов оленеводства - оленьих  шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративного искусства.

У ненцев издавна существует раз­деление видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декора­тивно-прикладном искусстве. Женщи­ны выделывают шкуры и шьют одеж­ду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.

Через описание национальной одежды, украшений, в работе показывается насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народов.

Просмотр содержимого документа
«Особенности ненецкой национальной одежды»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Харпская начальная общеобразовательная школа



Исследовательская работа


НА ТЕМУ:

Особенности ненецкой национальной одежды в условиях Крайнего Севера.





Работу выполнили

Логишева Юлия,

Малий Александра

ученицы 3 «В» класса


Руководитель

Молчановой И. А.,

учитель изобразительного искусства

п. Харп


Оглавление.

  1. Введение………………………………………………………..3

  2. 1. глава. Традиционные ремесла ненцев……………………..4

  3. 2 глава. Мотивы узора………………………………………...5

  4. 3 глава. Ненецкая одежда……………………………………..7

  • Малица

  • Паница

  • Пимы

  1. 4 глава. Художественные изделия из кости и металла……...9

  2. Заключение…………………………………………………….9

  3. Список литературы…………………………………………..10

  4. Приложения.



















Введение.

Эта работа посвящёна декоративно-­прикладному искусству ненцев, представителей большой группы народностей Крайне­го Севера. Несмотря на очень тяжелые условия, в которых они жили, этот на­род сумел создать самобытное, яр­кое и оригинальное искусство.

Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Они живут в трех автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупским образует самодийскую группу ураль­ской языковой семьи.

Ненцы занимаются и охотой, и ры­боловством, и звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, наклады­вает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративного искусства.

У ненцев издавна существует раз­деление видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декора­тивно-прикладном искусстве. Женщи­ны выделывают шкуры и шьют одеж­ду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.

Через описание национальной одежды, украшений, в работе показывается насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народов.







1 глава.

Традиционные ремесла ненцев.

Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветного сукна, с меховой мозаикой, шитьем бисером, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание путешественников и ученых. Этими работами не можем нe восхищаться и мы. Отрадно то, что мы имеем дело не с достоянием истории, не с прошлым, а с искусством сегодняшнего дня. Совре­менные мастера прекрасно владеют приемами обработки и художествен­ного оформления различных материа­лов. Народные традиции живут и раз­виваются в наши дни.

Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от суровой, но разнообразной природы этого края. У при­роды народные мастера заимствуют богатую палитру красок.

Традиционные ремесла народов Севера тесно связаны с их занятиями. Материалы для изготовления тех или иных изделий дают им оленеводство, охота, морской зверобойный промысел.

Верхнюю зимнюю одежду на Крайнем Севере издавна шьют из оленьих шкур, их же подстилают в нарты, из них изготавливают зимнее покрытие чума - сборного перенос­ного жилища. Женщины искусно выделывают из оленьих шкур замшу (ровдугу), красят ее отваром ольховой коры, что придает ей благородный красновато-коричневый цвет.

Особо ценятся оленьи камусы - шкурки с ног оленя. Они не только красивы, но и очень прочны. Из них обычно шьют зимнюю обувь, рукави­цы, сумки.

Способы обработки материала, приемы отделки оттачивались веками. У каждого народа - свои особенно­сти, у каждого мастера – свои секре­ты. Природный вкус, чувство прекрас­ного женщины-северянки проявляется, прежде всего, в отборе меха. Сшивая различные шкурки, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягко­сти или контрастности цветовых пере­ходов.

Зимние вещи на крайнем Севере часто украшают меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким об­разом, что получается единая поверх­ность с орнаментом - темным на светлом и светлым на темном фоне. Особенно широко используется меховая мозаика для отделки ненецкой женской одежды.

Меховые вещи украшают также вставками и каймой из красного, сине­го, зеленого и желтого сукна, кантами и кистями из ровдуги, костью и метал­лом. Особенно декоративно в сочета­нии с мехом шитье бисером. Бисер за­кpeпляeтcя на полосках ткани или кожи, которые за тем пришивают к меховому изделию. Шитье бисером широко распространено у долган.

Многие народы Севера используют для отделки подшейный олений волос, особенно в изделиях из ровдуги для усиления основной, цветовой гаммы. Такая отделка выглядит очень краси­во на естественном или подкрашенном фоне ровдуги.

2глава.

Мотивы узора.

Сколько народов на Крайнем Севе­ре - столько разновидностей орна­ментов. Мотивы узоров, их компози­ционный строй, цвета северяне заимствовали в окружающем их мире природы. (Приложение №1).

Каждый орнамент имеет свое название: «Оленьи рога », « Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Чумы» И т.д. Особенно красив орнамент, ис­пользуемый в женской одежде и дру­гих изделиях ненцев. Он в основном геометрический, образованный ломаными линиями.

При этом наблюдается стремление к равенству фона и узора. Самодийский орнамент преимущественно бордюрный, но встречаются и замкнутые узоры. Боль­шинство фигур симметричны. Hенецкие узоры близки хантыйским и мансийским. Их составляют ромбы, зиг­заги, полосы, треугольники, рогооб­разные фигуры. Некоторые долган­ские орнаменты перекликаются с якутскими: горизонтальные полосы, дуги, на стыке линий - концентриче­ские круги, крестики, крестообразные фигуры, ромбы, точки, полукруги и т. д.

Рельефными орнаментальными композициями ненцы и нганасаны украшают костяные пластины, соеди­няющие ремни оленьей упряжи. Дол­ганы из прямоугольных и круглых металлических пластин, украшенных орнаментом, делают наборные пояса, которые являются частью их нацио­нального костюма.

Орнамент часто можно встретить и на изделиях из бересты - лукошках, кузовах, коробках, табакерках. Для поделок используется осенняя бере­ста, потому что онa темная и на ней виден узор. Острым ножом снимают верхний, темный слой бересты, и тог­да показывается нижний, светлый слой - на темном фоне получается светлый рисунок.

Oчeнь красивы и удобны ненецкие ножи, деревянные черенки которых украшались металлической инкруста­цией. У других народов такой вид прикладного искусства не встречается. Как правило, черенок ножа вкруговую покрывают нигде не прерываю­щимся сетеобразным орнаментом. Mеталлическую инкрустацию делают так. Сначала на черенок наносят рису­нок орнамента. По рисунку вырезают желобки глубиной два миллиметра. Потом черенок плотно обертывают бе­рестой, которую туго завязывают. У нижнего конца черенка бересту плот­но стягивают веревкой. После этого в трубку, образованную из бересты, вы­ступающей над верхним концом че­ренка, вливают расплавленное олово. Металл стекает по желобкам - конту­paм орнамента. Когда он застывает, обертку снимают и поверхность обра­батывают напильником.

С большой изобретательностью, ис­пользуя местные природные материа­лы, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Обыч­ные вещи в pyкaх мастера-художника превращаются в подлинные произве­дения искусства.

Каждый мастер, по-своему исполь­зуя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его пред­ставление о прекрасном. И не случай­но самые искусныe и талантливые из них всегда пользуются заслуженной славой и уважением.

3 глава.

Ненецкая одежда.

Ненецкие женщины обладают уди­вительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мо­заичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берет две узкие полоски оленьего мexa, коричневого и белого, с коротким ворсом. Обе полос­ки она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Ост­рым ножом мастерица вырезает узор. Он напоминает ветвистые рога оленя и называется «Красивые рога» или «Ло­маные рога». Женщины знают много разных орнаментов: «Заячьи уши», «Головки», «Чумы », «Локоть лисицы» и др. После этого мастерица, разбирает полоски. Их стало четыре - две бе­лые и две коричневые (делая узор, ма­cтepицa прорезает ножом сразу обе сложенные вместе ленты из меха). Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой, ко­ричневую - в прорезь белой. С изнан­ки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Полу­чается мозаичный узор: белый – на темном фоне, темный - на белом фо­не. Точно так же делают мозаичные узоры и из цветного сукна.

Малица и совик. (Приложение № 2).

Ненецкие мужчины носят глухую, без разреза одежду. Это малица и со­вик, широкие, прямого покроя, иног­да расширенные к низу, длинные, с ка­пюшоном и пришивными рукавицами. Малицу шьют мехом внутрь. Что­бы не повредить шкуру, на малицу надевают маличную рубаху из плотной ткани.

Когда на оленях отправляются в дальний путь, поверх малицы надевают совик. Его шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. Совик шире и короче малицы.

Мужская одежда ненцев почти не имеет украшений, тем не менее, она красива. Красота эта в гармоничном сочетании всех элементов целого.

П а н и ц а (п а р к а). (Приложение № 3).

В отличие от мужской, женскaя не­нецкая одежда очень декоративна. Ее шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом. Женская шуба рас­пашная, полы ее соединяются встык с помощью кожаных завязок.

Декоративная выразительность ме­ховой одежды ненцев достигается за счет выделения конструктивных швов. Края полок и подол украшают меховая мозаика, кисточки и канты из цветного сукна. Нередко полоса ор­намента проходит вдоль всех конст­руктивных швов, в том числе вдоль плеча, проймы и по обшлагам рука­вов.

Зимняя паница двухслойная ее шьют из шкур мехом внутрь и наружу.

Летние паницы шьют из сукна яр­ких цветов- синего, зеленого с красной оторочкой, ворот обшивают мехом.

На голову в сильные холода ненки надевают меховой капор. Его шьют из камуса, опушку делают из меха песца или зайца, а сзади подвешивают ме­таллические украшения.(Приложение № 4)

Пимы. (Приложение № 5).

Ненецкая обувь тоже двухслойная: в меховые сапоги-пимы мехом наружу надевают меховые чулки мехом внутрь. Подошвы пимов изготовляют из оленьей шкуры, снятой с ног над копытами или со лба. Такая подошва отличается особой прочностью. Пимы тоже красиво расшиты меховой мо­заикой и цветным сукном.

4 глава.

Художественные изделия из кости и металла.

Многие предметы быта ненцев также являются подлинными произ­ведениями прикладного искусства. В основном это резные табакерки, поро­ховницы, черенки для ножей, пряжки для поясов и другие поделки. (Приложение №6).

Придерживаясь общенародных традиций при изготовлении тех или иных поделок, каждый мастер вносит что-то свое. Это и есть творчество.



Заключение.

Эта тема интересна тем, что культура и быт народов передается из поколения в поколение, и ненцы не оставляют свои традиции. Мы считаем, что все их обычаи и традиции не должны исчезнуть с лица земли веянием запада. На территории ЯНАО проживает много разных людей, но это родина коренных народов Ямала, и мы должны знать и уважать их культуру. Ненцы славятся своей одеждой, украшениями, так пусть об этом знают и другие народы, не каждый человек может рассказать о том, во что он одет, а они могут, потому что каждая деталь в их одежде выполняет определенную функцию. Согласитесь, что это интересно.








Список литературы.

  1. Приуральское ожерелье. Салехард-2007 год.

  2. Л.В.Хомич. Ненцы. Русский двор. Санкт- Петербург 1995год.

  3. В.А. Рандин. Орнаменты. Санкт- Петербург 2003год.




































Приложения.
























Приложение 1.

Узоры.















П риложение 2





















Малица

Приложение 3

Палица


Приложение 4.


Пимы.




Приложение 5.




Головные уборы.


Приложение 6.




Выступление.

Юля: - Наша работа посвящёна декоративно-­прикладному искусству ненцев, представителей большой группы народностей Крайне­го Севера. Несмотря на очень тяжелые условия, в которых они жили, этот на­род сумел создать самобытное, яр­кое и оригинальное искусство. (Показ слайдов 1).


Саша: - Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Они живут в трех автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупским образует самодийскую группу ураль­ской языковой семьи.


Юля: - Ненцы занимаются и охотой, и ры­боловством, и звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, наклады­вает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративного искусства. (Показ слайдов 2).


Саша: - У ненцев издавна существует раз­деление видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декора­тивно-прикладном искусстве. Женщи­ны выделывают шкуры и шьют одеж­ду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. (Показ слайдов 3).


Юля: - Через описание национальной одежды, украшений, в работе показывается насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народов.



Саша: - В нашей работе представлено описание ненецкой одежды. Эта одежда несет свои традиции и практичность для выживания в условиях сурового климата.

  • Мужская одежда-малица

  • Женская одежда – палица(парка)

  • Обувь – пимы (Показ слайдов 4).


Юля: - Чтобы ощутить творчество этого народа, мы выполнили практическую работу: изготовили ряд узоров, которые имеют свои названия. И пошили летний женский наряд, стараясь не нарушить их традиции. (Демонстрация раскладушки).


Саша: - Эта тема интересна тем, что культура и быт народов передается из поколения в поколение, и ненцы не оставляют свои традиции. Мы считаем, что все их обычаи и традиции не должны исчезнуть с лица земли веянием запада. На территории ЯНАО проживает много разных людей, но это родина коренных народов Ямала, и мы должны знать и уважать их культуру. Ненцы славятся своей одеждой, украшениями, так пусть об этом знают и другие народы, не каждый человек может рассказать о том, во что он одет, а они могут, потому что каждая деталь в их одежде выполняет определенную функцию. Согласитесь, что это интересно.


















































19


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Исследовательская работа  по теме: Работу выполнили: Логишева Юлия, Малий Александра ученицы 3»В» класса Руководитель: Молчанова И.А., Учитель ИЗО

Исследовательская работа по теме:

Работу выполнили:

Логишева Юлия, Малий Александра

ученицы 3»В» класса

Руководитель: Молчанова И.А.,

Учитель ИЗО

Цель работы

Цель работы

  • Через описание национальной одежды, украшений, показать насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народ
Работа включает в себя следующий план:

Работа включает в себя следующий план:

  • Введение.
  • Краткая историческая справка
  • Материал, используемый для пошива одежды.
  • Способы выделки оленьих шкур.
  • Пошив одежды.
  • Мужская одежда
  • Женская одежда
  • Детская одежда
  • Заключение
День оленевода является поводом для демонстрации богато расшитых, нарядных костюмов

День оленевода является поводом для демонстрации богато расшитых, нарядных костюмов

Трудовые будни женщин

Трудовые будни женщин

Ненецкие одежды

Ненецкие одежды

Атрибуты мужской одежды

Атрибуты мужской одежды

По покрою напоминает просторную рубаху Малица во всех районах имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку Считается красивым для верха капюшона пришивать темный или даже черный мех К рукавам наглухо пришивают рукавицы Малицу носят с поясом, причем поверх талии образуется напуск, который заменяет карман и является своеобразным складом Для предохранения малицы от сырости и солнца, поверх малиц одевают маличные рубахи из сукна или иной плотной материи В морозы, пургу поверх малицы одевают совик, который не имеет рукавиц, но имеет капюшон и пришитый подол Штаны шьются из пыжика или пашин теленка мехом к телу Обувь состоит из меховых чулок и пимов
  • По покрою напоминает просторную рубаху
  • Малица во всех районах имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку
  • Считается красивым для верха капюшона пришивать темный или даже черный мех
  • К рукавам наглухо пришивают рукавицы
  • Малицу носят с поясом, причем поверх талии образуется напуск, который заменяет карман и является своеобразным складом
  • Для предохранения малицы от сырости и солнца, поверх малиц одевают маличные рубахи из сукна или иной плотной материи
  • В морозы, пургу поверх малицы одевают совик, который не имеет рукавиц, но имеет капюшон и пришитый подол
  • Штаны шьются из пыжика или пашин теленка мехом к телу
  • Обувь состоит из меховых чулок и пимов
Женская одежда и украшения

Женская одежда и украшения

Особенности женской ягушки

Особенности женской ягушки

  • Ягушка имеет разрез спереди
  • Воротник делают из хвостов песца
  • Рукавицы пришиваются иногда к самой одежде, а не к подкладу
  • Обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько заходит на левую
  • Пояса часто покупают в русских поселках, их плетут из крашенной в разные цвета овечьей шерсти, ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца
  • В качестве головного убора распространен капор с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха
Первый «падко» - мешочек для рукоделия, матери-ненки шьют своим дочерям, когда те только начинают ходить К 13-14 годам девочка-ненка уже имеет полный набор для шитья, включающий пять и более меховых сумок различного размера Женщина неразлучна со своей сумкой всю жизнь, раньше, когда женщина умирала ей в изголовье клали ее сумку Сумка «переживала» вместе с женщиной все настроения и состояния
  • Первый «падко» - мешочек для рукоделия, матери-ненки шьют своим дочерям, когда те только начинают ходить
  • К 13-14 годам девочка-ненка уже имеет полный набор для шитья, включающий пять и более меховых сумок различного размера
  • Женщина неразлучна со своей сумкой всю жизнь, раньше, когда женщина умирала ей в изголовье клали ее сумку
  • Сумка «переживала» вместе с женщиной все настроения и состояния
Детская одежда

Детская одежда

  • Различается в зависимости от пола и возраста ребенка.
  • До восьми месяцев ребенок содержится в колыбели.
  • С одного года до четырех-пяти лет дети обычно носят меховую одежду, напоминающую по покрову мужскую малицу с глухо пришитыми рукавичками.
  • Лет с четырех-пяти дети начинают носить соответственно мужскую или женскую одежду, уменьшенную в зависимости от роста ребенка.