Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Харпская начальная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
НА ТЕМУ:
Особенности ненецкой национальной одежды в условиях Крайнего Севера.
Работу выполнили
Логишева Юлия,
Малий Александра
ученицы 3 «В» класса
Руководитель
Молчановой И. А.,
учитель изобразительного искусства
п. Харп
Оглавление.
Введение………………………………………………………..3
1. глава. Традиционные ремесла ненцев……………………..4
2 глава. Мотивы узора………………………………………...5
3 глава. Ненецкая одежда……………………………………..7
4 глава. Художественные изделия из кости и металла……...9
Заключение…………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………..10
Приложения.
Введение.
Эта работа посвящёна декоративно-прикладному искусству ненцев, представителей большой группы народностей Крайнего Севера. Несмотря на очень тяжелые условия, в которых они жили, этот народ сумел создать самобытное, яркое и оригинальное искусство.
Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Они живут в трех автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупским образует самодийскую группу уральской языковой семьи.
Ненцы занимаются и охотой, и рыболовством, и звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, накладывает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративного искусства.
У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла.
Через описание национальной одежды, украшений, в работе показывается насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народов.
1 глава.
Традиционные ремесла ненцев.
Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветного сукна, с меховой мозаикой, шитьем бисером, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание путешественников и ученых. Этими работами не можем нe восхищаться и мы. Отрадно то, что мы имеем дело не с достоянием истории, не с прошлым, а с искусством сегодняшнего дня. Современные мастера прекрасно владеют приемами обработки и художественного оформления различных материалов. Народные традиции живут и развиваются в наши дни.
Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от суровой, но разнообразной природы этого края. У природы народные мастера заимствуют богатую палитру красок.
Традиционные ремесла народов Севера тесно связаны с их занятиями. Материалы для изготовления тех или иных изделий дают им оленеводство, охота, морской зверобойный промысел.
Верхнюю зимнюю одежду на Крайнем Севере издавна шьют из оленьих шкур, их же подстилают в нарты, из них изготавливают зимнее покрытие чума - сборного переносного жилища. Женщины искусно выделывают из оленьих шкур замшу (ровдугу), красят ее отваром ольховой коры, что придает ей благородный красновато-коричневый цвет.
Особо ценятся оленьи камусы - шкурки с ног оленя. Они не только красивы, но и очень прочны. Из них обычно шьют зимнюю обувь, рукавицы, сумки.
Способы обработки материала, приемы отделки оттачивались веками. У каждого народа - свои особенности, у каждого мастера – свои секреты. Природный вкус, чувство прекрасного женщины-северянки проявляется, прежде всего, в отборе меха. Сшивая различные шкурки, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягкости или контрастности цветовых переходов.
Зимние вещи на крайнем Севере часто украшают меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом - темным на светлом и светлым на темном фоне. Особенно широко используется меховая мозаика для отделки ненецкой женской одежды.
Меховые вещи украшают также вставками и каймой из красного, синего, зеленого и желтого сукна, кантами и кистями из ровдуги, костью и металлом. Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер закpeпляeтcя на полосках ткани или кожи, которые за тем пришивают к меховому изделию. Шитье бисером широко распространено у долган.
Многие народы Севера используют для отделки подшейный олений волос, особенно в изделиях из ровдуги для усиления основной, цветовой гаммы. Такая отделка выглядит очень красиво на естественном или подкрашенном фоне ровдуги.
2глава.
Мотивы узора.
Сколько народов на Крайнем Севере - столько разновидностей орнаментов. Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета северяне заимствовали в окружающем их мире природы. (Приложение №1).
Каждый орнамент имеет свое название: «Оленьи рога », « Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Чумы» И т.д. Особенно красив орнамент, используемый в женской одежде и других изделиях ненцев. Он в основном геометрический, образованный ломаными линиями.
При этом наблюдается стремление к равенству фона и узора. Самодийский орнамент преимущественно бордюрный, но встречаются и замкнутые узоры. Большинство фигур симметричны. Hенецкие узоры близки хантыйским и мансийским. Их составляют ромбы, зигзаги, полосы, треугольники, рогообразные фигуры. Некоторые долганские орнаменты перекликаются с якутскими: горизонтальные полосы, дуги, на стыке линий - концентрические круги, крестики, крестообразные фигуры, ромбы, точки, полукруги и т. д.
Рельефными орнаментальными композициями ненцы и нганасаны украшают костяные пластины, соединяющие ремни оленьей упряжи. Долганы из прямоугольных и круглых металлических пластин, украшенных орнаментом, делают наборные пояса, которые являются частью их национального костюма.
Орнамент часто можно встретить и на изделиях из бересты - лукошках, кузовах, коробках, табакерках. Для поделок используется осенняя береста, потому что онa темная и на ней виден узор. Острым ножом снимают верхний, темный слой бересты, и тогда показывается нижний, светлый слой - на темном фоне получается светлый рисунок.
Oчeнь красивы и удобны ненецкие ножи, деревянные черенки которых украшались металлической инкрустацией. У других народов такой вид прикладного искусства не встречается. Как правило, черенок ножа вкруговую покрывают нигде не прерывающимся сетеобразным орнаментом. Mеталлическую инкрустацию делают так. Сначала на черенок наносят рисунок орнамента. По рисунку вырезают желобки глубиной два миллиметра. Потом черенок плотно обертывают берестой, которую туго завязывают. У нижнего конца черенка бересту плотно стягивают веревкой. После этого в трубку, образованную из бересты, выступающей над верхним концом черенка, вливают расплавленное олово. Металл стекает по желобкам - контуpaм орнамента. Когда он застывает, обертку снимают и поверхность обрабатывают напильником.
С большой изобретательностью, используя местные природные материалы, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Обычные вещи в pyкaх мастера-художника превращаются в подлинные произведения искусства.
Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представление о прекрасном. И не случайно самые искусныe и талантливые из них всегда пользуются заслуженной славой и уважением.
3 глава.
Ненецкая одежда.
Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берет две узкие полоски оленьего мexa, коричневого и белого, с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. Он напоминает ветвистые рога оленя и называется «Красивые рога» или «Ломаные рога». Женщины знают много разных орнаментов: «Заячьи уши», «Головки», «Чумы », «Локоть лисицы» и др. После этого мастерица, разбирает полоски. Их стало четыре - две белые и две коричневые (делая узор, маcтepицa прорезает ножом сразу обе сложенные вместе ленты из меха). Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой, коричневую - в прорезь белой. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Получается мозаичный узор: белый – на темном фоне, темный - на белом фоне. Точно так же делают мозаичные узоры и из цветного сукна.
Малица и совик. (Приложение № 2).
Ненецкие мужчины носят глухую, без разреза одежду. Это малица и совик, широкие, прямого покроя, иногда расширенные к низу, длинные, с капюшоном и пришивными рукавицами. Малицу шьют мехом внутрь. Чтобы не повредить шкуру, на малицу надевают маличную рубаху из плотной ткани.
Когда на оленях отправляются в дальний путь, поверх малицы надевают совик. Его шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. Совик шире и короче малицы.
Мужская одежда ненцев почти не имеет украшений, тем не менее, она красива. Красота эта в гармоничном сочетании всех элементов целого.
П а н и ц а (п а р к а). (Приложение № 3).
В отличие от мужской, женскaя ненецкая одежда очень декоративна. Ее шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом. Женская шуба распашная, полы ее соединяются встык с помощью кожаных завязок.
Декоративная выразительность меховой одежды ненцев достигается за счет выделения конструктивных швов. Края полок и подол украшают меховая мозаика, кисточки и канты из цветного сукна. Нередко полоса орнамента проходит вдоль всех конструктивных швов, в том числе вдоль плеча, проймы и по обшлагам рукавов.
Зимняя паница двухслойная ее шьют из шкур мехом внутрь и наружу.
Летние паницы шьют из сукна ярких цветов- синего, зеленого с красной оторочкой, ворот обшивают мехом.
На голову в сильные холода ненки надевают меховой капор. Его шьют из камуса, опушку делают из меха песца или зайца, а сзади подвешивают металлические украшения.(Приложение № 4)
Пимы. (Приложение № 5).
Ненецкая обувь тоже двухслойная: в меховые сапоги-пимы мехом наружу надевают меховые чулки мехом внутрь. Подошвы пимов изготовляют из оленьей шкуры, снятой с ног над копытами или со лба. Такая подошва отличается особой прочностью. Пимы тоже красиво расшиты меховой мозаикой и цветным сукном.
4 глава.
Художественные изделия из кости и металла.
Многие предметы быта ненцев также являются подлинными произведениями прикладного искусства. В основном это резные табакерки, пороховницы, черенки для ножей, пряжки для поясов и другие поделки. (Приложение №6).
Придерживаясь общенародных традиций при изготовлении тех или иных поделок, каждый мастер вносит что-то свое. Это и есть творчество.
Заключение.
Эта тема интересна тем, что культура и быт народов передается из поколения в поколение, и ненцы не оставляют свои традиции. Мы считаем, что все их обычаи и традиции не должны исчезнуть с лица земли веянием запада. На территории ЯНАО проживает много разных людей, но это родина коренных народов Ямала, и мы должны знать и уважать их культуру. Ненцы славятся своей одеждой, украшениями, так пусть об этом знают и другие народы, не каждый человек может рассказать о том, во что он одет, а они могут, потому что каждая деталь в их одежде выполняет определенную функцию. Согласитесь, что это интересно.
Список литературы.
Приуральское ожерелье. Салехард-2007 год.
Л.В.Хомич. Ненцы. Русский двор. Санкт- Петербург 1995год.
В.А. Рандин. Орнаменты. Санкт- Петербург 2003год.
Приложения.
Приложение 1.
Узоры.
П
риложение 2
Малица
Приложение 3
Палица
Приложение 4.
Пимы.
Приложение 5.
Головные уборы.
Приложение 6.
Выступление.
Юля: - Наша работа посвящёна декоративно-прикладному искусству ненцев, представителей большой группы народностей Крайнего Севера. Несмотря на очень тяжелые условия, в которых они жили, этот народ сумел создать самобытное, яркое и оригинальное искусство. (Показ слайдов 1).
Саша: - Ненцы – самый многочисленный народ на Крайнем Севере: их более 32 тысяч человек. Они живут в трех автономных округах – Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком). Их язык вместе с энецким, нганасанским и селькупским образует самодийскую группу уральской языковой семьи.
Юля: - Ненцы занимаются и охотой, и рыболовством, и звероводством, но главное их занятие – оленеводство. Оно определяет образ их жизни, накладывает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использованием продуктов оленеводства - оленьих шкур, рогов, волоса - связано и развитие ненецкого декоративного искусства. (Показ слайдов 2).
Саша: - У ненцев издавна существует разделение видов труда на мужские и женские. Это проявляется и в декоративно-прикладном искусстве. Женщины выделывают шкуры и шьют одежду, мужчины изготовляют предметы из дерева, кости и металла. (Показ слайдов 3).
Юля: - Через описание национальной одежды, украшений, в работе показывается насколько важна ненецкая культура и доказать, что не стоит забывать и уничтожать её под влиянием других народов.
Саша: - В нашей работе представлено описание ненецкой одежды. Эта одежда несет свои традиции и практичность для выживания в условиях сурового климата.
Мужская одежда-малица
Женская одежда – палица(парка)
Обувь – пимы (Показ слайдов 4).
Юля: - Чтобы ощутить творчество этого народа, мы выполнили практическую работу: изготовили ряд узоров, которые имеют свои названия. И пошили летний женский наряд, стараясь не нарушить их традиции. (Демонстрация раскладушки).
Саша: - Эта тема интересна тем, что культура и быт народов передается из поколения в поколение, и ненцы не оставляют свои традиции. Мы считаем, что все их обычаи и традиции не должны исчезнуть с лица земли веянием запада. На территории ЯНАО проживает много разных людей, но это родина коренных народов Ямала, и мы должны знать и уважать их культуру. Ненцы славятся своей одеждой, украшениями, так пусть об этом знают и другие народы, не каждый человек может рассказать о том, во что он одет, а они могут, потому что каждая деталь в их одежде выполняет определенную функцию. Согласитесь, что это интересно.
19