Обсуждение реального или вымышленного события | Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься. Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи) Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись. Не лопата, не совок Что захватит, то в роток Кашу, суп или окрошку Вы узнали? Это …(ложка). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми. Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта. | Приветствуют педагога, проявляют заинтересованность. Слушают стихотворение. Предполагаемые ответы детей | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность. |
Постановка цели исследования | Ребята, а какие бывают ложки? А хотите больше узнать о ложках? Слайд №1. Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие по времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время. Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «река времени» Слайд №2. Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы. Слайд № 3. Проговаривание слов: Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В древность все мы попадем. Слайд №4 | Педагог создает проблемную ситуацию. Побуждает детей к высказыванию, подводит к постановке цели. Педагог наклеивает на панно «река времени» «вехи»-древность, старина, наше время. | Включаются в беседу, отвечают на вопросы. Ответы детей. | Дети настроены на предстоящую деятельность. |
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Слайд №5. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот. Что это? Ракушки. Слайд №6. Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. А чего не хватает? Время шло Люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня. Слайд №7,8. Воспитатель: ребята давайте возьмемся за часы и переместимся в старину. произносим: слайд №9. Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В старину мы попадем. Слайд №10 Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Слайд №11 Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Слайд №12. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Слайд №13 Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарят как подарок - сувенир. А как ещё использовали ложки на Руси? В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Слайд 14. Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку. А короли пользовались ложками из серебра и золота. Слайд №15. Пора перемещаться в наше время . Слайд №16. Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем И домой мы попадем. Слайд №17. А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним. Слайд № 18-23. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных ложек мы посмотрели. Слайд №24. История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек. Слайд №25. Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? (дети называют характеристики). Можно проверить, какая тяжелее? Проводим опыт с водой (тазик с водой, стоит на столе). А еще из ложек можно сделать театр. | Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями. Предполагаемые ответы детей. Дети складывают ложки. Дети танцуют под аудиозапись ансамбля ложкарей. | Проявляют интерес к истории ложек. Развивают мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез и др. Дети под музыку выполняют любые танцевальные движения. |
4. Инд работа по: сортировке мелких иллюстраций на панно «река времени» | Здесь на столе очень много картинок, все они могут найти своё место на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим. | Включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания | Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую. Анализируют, сравнивают. | Умение делать логические выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
5. Анализ, сборка общей таблицы сопоставление результатов исследования | Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны, где расположены картинки? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Просит обосновать свой выбор | Выражают собственное суждение. Осваивают временную последовательность появления ложки. Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени». | Умение обосновывать мысли, выражать чувства. Умение делать выводы. |
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения | Рассматривание и анализ «Реки времени» - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие? - Вы довольны своей работой? - Что бы вы ещё хотели узнать? | Помогает детям повесит на стену панно. Беседа с детьми о проведенной работе. | Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе. | Умение оценивать результат своей деятельности. |
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У меня есть предложение, сделать всем вместе театр из ложек. Вот вам пластмассовые ложки и набор маркеров. Давайте превратим их в веселый театр. | Настрой на новую предстоящую деятельность. | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Дети рисуют на пластмассовых ложках. | Оценивают свои действия: что хотели сделать – что получилось; оценивают процесс деятельности |