Дата:______________________
Класс:_____________________
Теме: « Италия: время реформ и колониальных захватов»
Цели: - охарактеризовать социально-экономическое положение Италии;
- рассмотреть реформаторский курс Джолитти;
- развивать умение анализировать, делать выводы, работать с учебником;
Оборудование: компьютер, презентация, тесты
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование по теме: « Франция: Третья республика»
1. Какими словами можно охарактеризовать эмоциональное состояние французов после франко-прусской войны?
А) унижение и позор
Б) боль и горечь
В) мы побеждены, но не сломлены
2. Каким было положение экономики во Франции?
А) замедлялись темпы экономического развития
Б) сохранение незначительного количества мелких предприятий
В) наличие свободного сырья и угля
3. Сельское хозяйство отставало, т.к.
А) у многих не было элементарных орудий труда
Б) большое число людей проживало в городах
В) у многих крестьян земля была заложена в банках
4. Об экономическом подъёме свидетельствует факт, что:
А) создавались крупные корпорации
Б) государство создавало новые предприятия
В) отсутствие финансовой олигархии
5. Какая причина « спасла» Французскую республику от установления монархии?
А) отсутствие единства между Бурбонами, Орлеанами и бонапартистами;
Б) преобладание монархической партии в Национальном собрании
В) в народе жива память о деспоте-императоре
6. Когда во Франции была установлена конституция?
А) в 1873 г.
Б) в 1875 г.
В) в 1876 г.
7. Какая реформа не была проведена во Франции?
А) закон о свободе печати и собраний
Б) закон, разрешавший свободную деятельность профсоюзов и забастовки
В) закон о выплате социальных пособий по болезни и инвалидности
8. Какую реформу провели радикалы во Франции в 1902-1906 гг.?
А) гимном стала « Марсельеза»
Б) школьная реформа
В) закон. Отделивший церковь от государства и школы.
9. Лидером партии радикалов стал:
А) Фердинанд Лессепс
Б) Жорж Клемансо
В) Жан Жорес
10. Позорной страницей в истории Франции стал(о)
А) дело Дрейфуса
Б) панамский скандал
В) поражение в франко-прусской войне
11. Какое государство не входило в колониальную империю Франции?
А) Алжир и Тунис
Б) Марокко и Судан
В) Ливия и Нигерия
Критерии оценки:
Менее 5 – «2»
От 5 до 7 – «3»
От 8 до10 – «4»
11 – «5»
3. Сообщение темы и целей урока.
План урока:
Цена объединения.
Конституционный путь монархии.
Мучительный путь развития сельского хозяйства.
Развитие монополистического капитализма.
Движения протеста в стране.
Колониальные авантюры.
Между двумя блоками.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
1. Цена объединения.
( сл. 3)
- После долгих лет самоотверженной борьбы итальянский народ завершил объединение своей страны. Какую же цену заплатили итальянцы за создание централизованного государства?
(сл. 4)
Две войны с Австрией.
Огромные расходы на содержание армии и флота.
Государство взяло на себя огромные долги упраздненных монархий.
Страна не имела тяжелой промышленности.
В деревне господствовали феодальные отношения.
Огромная масса населения была неграмотна.
В политической жизни господствовали абсолютизм, церковь и аристократия.
2. Конституционная монархия.
( сл. 5) - работа со схемой
- После объединения страны формировалась как конституционная монархия.
ПО конституции:
1) король Виктор Эммануил II делил законодательную власть с двухпалатным парламентом
2) сеньоры назначались королём пожизненно, а в нижнюю палату избирались ( мужчины. Достигшие 25-летнего возраста, умевшие читать и писать, был ещё и имущественный ценз)
3) провозглашала все демократические права
4) исполнительная власть принадлежала монарху
5) в 1871 г. был подписан закон, объявлявший папу личностью священной и неприкосновенной, его владения ограничились Ватиканом.
3. Мучительное развитие сельского хозяйства
( сл. 6) Север Италии:
Крупные арендаторы использовали труд батраков и поденщиков.
Развивались три главные отрасли сельского хозяйства: производство зерна; выращивание и переработка оливок, винограда, цитрусовых; скотоводство и связанные с ним промыслы.
Постепенно уменьшалась доля населения, занятого в сельском хозяйстве.
( сл. 7) Юг и Центральная часть Италии:
Господство латифундий.
Развитие процесса обезземеливания и полного разорения крестьян.
Крестьяне-бедняки жили в условиях ужасающей нищеты.
Город не мог дать работу этим людям, и они вынуждены были эмигрировать.
4. Развитие монополистического капитализма
( сл. 8) Процесс модернизации в Италии имел ряд особенностей:
Низкая покупательная способность промышленных товаров у нищих крестьян, составлявших большинство населения страны.
Узкий внутренний рынок.
Слабая и малочисленная промышленная буржуазия.
Неконкурентоспособность итальянских товаров на мировом рынке.
Недостаток природных ресурсов.
Политическая неустойчивость (кровавые бунты, вызванные бедностью, неграмотностью, общим озлоблением народа).
( сл. 9) Активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны:
Привлечение иностранного капитала
Введение льготных пошлин
Создание государственных монополий по обработке табака, добыче соли и пр.
Строительство железных дорог.
Введение государственного страхования.
Выход на мировой рынок («мирное экономическое проникновение»)
- Это привело к тому, что..
Быстро развивалась тяжелая промышленность,
Выделились промышленные центры: Милан - Генуя - Турин.
С 1900 г. по 1914 г. вдвое увеличились число промышленных предприятий и рабочих и выпуск промышленной продукции
Росли биржи, банки.
Конкуренция с международными корпорациями ускорила концентрацию производства и создание крупных корпораций – монополий («Эдисон», «Фиат», «Спа» и «Ланча» и др.).
Крупнейшие банки страны подчинили себе ведущие отрасли экономики.
( сл. 10) - « Мирное экономическое проникновение»
Вопросом жизни и смерти для молодой итальянской буржуазии стал вопрос о внешних рынках: страна ввозила большое количество зерна, вывоз отставал. Их лозунгом становится « мирное экономическое проникновение».
( сл. 11) Он был малопригоден для управления страной, но стремился к территориальным захватам. 1882 год – вступление в Тройственный союз в надежде отобрать у Франции Савойю и Ниццу.
В 1900 г. король был застрелен анархистом, считавшим Умберто I виновным в нищете итальянского народа.
2) работа по учебнику:
Стр. 176 – 177 « Движения протеста
3) рассказ учителя:
( сл. 12) 1990 год – вступление на престол нового короля Виктора Эммануила III (1869—1947).
Усиливая меры безопасности, он в то же время стремился ослабить репрессии.
4) самостоятельная работа:
( сл. 13) п. « Социализм может быть побеждён только оружием свободы» и выписать реформы, которые провёл Джованни Джолитти.
Реформы:
Маневрировал между политическими партиями, твердо проводя курс на модернизацию страны и укрепление конституционных основ государства.
Провел две избирательные реформы (отменены имущественный и образовательный цензы).
Осуществил выкуп государством железных дорог у частных компаний.
Укрепил государственный бюджет и добился уменьшения внешнего долга.
Выступал арбитром между трудом и капиталом.
Призывал предпринимателей признать рабочие организации, а рабочих не покушаться на частную собственность.
Разрешил профсоюзы и стачки.
Выступал за введение общественных работ и трудового законодательства, за развитие системы образования и здравоохранения.
Запретил ночной труд женщин и подростков.
( сл. 14-15) Колониальные авантюры Италии:
Увеличивается численность армии и флота
1870-е гг. XIX в. - сделана попытка овладеть Тунисом
В 80-х гг. главным направлением колониальных захватов стала Северо-Восточная Африка.
1885 г. - захват города Массауа на Африканском побережье Красного моря. Появилась первая колония — Эритрея.
5 . 1888 г. - Италия объявила свой протекторат над Сомали.
6. 1895 - 1896 гг. - война за Эфиопию (сокрушительное поражение Италии - величайший национальный позор).
7. 1900 г. - Италия приняла участие в подавлении боксерского восстания в Китае.
8. 1911-1912 гг. - Итало-турецкая война (победа Италии: Триполи и Киренаика стали итальянской колонией Ливией).
5) работа по учебнику:( сл. 16)
Прочитайте материал на стр. 178 – 179 и ответьте на вопрос: к какому блоку присоединилась Италия и почему?
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 179
6. Домашнее задание:
Параграф 22, вопросы, записи.