Итоговая аттестация по чтению для 4 класса
Вариант 1
Прочитай текст
ЗНАКОМЫЕ СЛЕДЫ
Никишин дедушка был садоводом. А в свободное время любил на охоту ходить. Хорошим он был охотником. Все тайны лесные знал. Как-то показывал он своему внуку следы в лесу. Показывал да приговаривал:
- Век живи, век учись и во всё вникай. Никакое знание человеку во вред не бывает.
А Никиша слушал да думал про себя: «Все старики любят ребят поучать. Ну зачем мне звериные следы знать, когда я машинистом стать собираюсь. Электрические поезда водить». О поездах только и думал Никиша. Каждый болтик, каждую мелочь на электровозе разглядывал. Ребята тоже бегали вместе с ним на поезда смотреть.
Довелось как-то им возвращаться со станции в своё село. Прямой дорогой через лес ближе и веселее. Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой чей след, ребята не знают, а бегают по ним. Вдруг да лисицу увидят или дикого козлика? Бегали так они, бегали по следам да и заблудились. Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.
- Это твоя затея, Никиша. Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?
Молчит Никиша. Думает, как ребят на дорогу вывести. Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу!
И вдруг Никиша увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему дед показывал, он только эти запомнил.
- Ура, ребята! – крикнул Никиша. – Идите за мной.
Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью. К лесниковой сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься.
- По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Никишу.
- По собачьим, - ответил он. – Собачьи следы всегда к жилью выводят. Сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый. Улучив минутку, он обнял дедушку и принялся что-то шептать ему на ухо. Наверное, спасибо говорил милому дедушке.
Е.Пермяк
Кем был дедушка Никиши?
А рыбаком
Б строителем
В садоводом
Кем хотел стать Никиша?
А космонавтом
Б машинистом
В лётчиком
Чем воспользовался Никиша, чтобы вывести ребят из леса?
А лыжными следами
Б собачьими следами
В компасом
Укажи предложение, выражающее главную мысль текста.
А Любые знания в жизни пригодятся.
Б В лесу много интересных следов.
В Хорошо гулять по лесу зимой.
Почему Никиша воспользовался именно собачьими следами? (Выпиши предложение из текста).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты понимаешь слова дедушки: Век живи, век учись и во всё вникай?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи жанр данного текста.
А сказка
Б рассказ
В басня
Помогли ли тебе твои знания в сложной ситуации? Напиши об этом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________