Сегодня учитель делает очень многое, для того чтобы: урок был интересным, для того чтобы заинтересовать ребят, привлечь их внимание к изучению своего предмета.
Современный урок требует от учителя большой подготовки: поиск интересной информации, создание цифровых образовательных и методических ресурсов.
Каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по- своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть.
Задача каждого учителя - достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Помочь поверить в себя. И от первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От учителя зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Использование системы технологии деятельного метода - одна из решения проблемы личностно-ориентированного образования, т.е. такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель— ученик.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
В педагогической деятельности учителя предлагают использовать данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использовать задания:
с наличием эталона выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
Внимательно ли ты слушал своего соседа по парте?
Смог ли объяснить соседу свой выбор?
Верно ли сделал выбор?
Что получилось, что не получилось? Почему?
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Особенности групповой работы:
Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает своё, определенное задание.
Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
Состав групп меняется
Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Главное – это управляемый и направляемый процесс.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.
Использование методов исследовательской и проектной деятельности на разных предметах.
Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей , включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников.
Контроль над знаниями, умениями и навыками можно осуществлять в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы. Знание теоретического материала детьми отслеживать через систему мониторинга. Каждым учеником класса вести портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.
Свои лучшие достижения помещать на странички своих «Портфолио». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.
Использование не только классических, но и нетрадиционных форм уроков: урок - путешествие, урок - соревнование, урок открытых мыслей, урок - турнир, урок - защита проектов и другие.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Успех работы учителя складывается из успехов его учеников, а они бывают разные. Один рабочий день приносит огромную радость и удовлетворение, другой - разочарование. Но это и есть стимул к дальнейшему движению, к росту своего педагогического мастерства.