СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 14.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 14.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 14.



1. Изложение.

Текст, начинающийся словами «Когда я учился в школе, мне казалось, ...»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.

Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.

Пояснение. 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Микротемы:

1.  Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость  — время сближения.

2.  Настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости.

3.  Цените то, что приобретено в молодости.


Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!

(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  Снег захрустел (предложение 1)

2)  Это пробираются (предложение 2)

3)  Им приходится (предложение 3)

4)  Трудно (предложение 4)

5)  Весна (предложение 5)

Пояснение. 

Выделим основы:

1)  Снег захрустел; зазвенел сушняк (предложение 1);

2)  Лоси пробираются (предложение 2);

3)  Приходится шагать (предложение 3);

4)  Трудно искать (предложение 4);

5)  Весна; солнышко придёт (предложение 5).

Ответ: 15|51


3.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания:

Впереди еще долгие жаркие,(1) знойные и просто теплые приятные деньки, (3) когда солнце просыпается рано,(4) а заходит очень нескоро,(5) давая вволю нагуляться,(6) прежде чем погрузиться в сумерки.

1)  запятая при однородных определениях.

3)  запятая выделяет придаточное предложение.

4)  запятая при однородных сказуемых.

5)  и 6) запятая выделяет деепричастный оборот; 6) ещё и между однородными.

Ответ: 13456


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование  — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Ответ: ржаныхколосьев


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.

2)  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент)  — в причастии пишется -НН-.

3)  МАКАТЬ (перо в чернильницу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.

4)  (нет) ТУЧ  — на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав)  — Прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания, пишутся слитно.

Пояснение. 

Приведём верное объяснение:

1)  ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент)  — в суффиксе -ОНН- прилагательного пишется -НН-.

3)  МАКАТЬ (перо в чернильницу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.

4)  (нет) ТУЧ  — на конце существительного 1 склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав)  — Прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания, пишутся слитно.

Ответ: 35|53


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  У Тани была тетрадь с анкетой.

2)  На обложке тетради был изображён актёр Ди Каприо.

3)  Тане не нравились её волосы, поэтому она хотела постричься.

4)  Таня хотела переписывать в тетрадь красивые стихи.

5)  Таня решила с помощью анкеты проверить, нравится ли она «одному человеку».

(1)После уроков девочки возвращались домой все вместе.

– (2)Кать, ну расскажи, пожалуйста, как там Антуан?  — дёргала Дронову за рукав Аллочка Любимова.

– (3)Пока… никак,  — вынуждена была признаться та.  — (4)Но ведь это только начало!

– (5)Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — (6)Антуан сказал, Антуан посмотрел… (7)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

– (8)Можно подумать, тебе Клюшев не нравится!  — насмешливо сказала Таня.

– (9)Нисколечко! (10)А тебе?  — лукаво посмотрела на неё Оля.

(11)Таня внутренне вздрогнула, но опять вовремя совладала с собой и ответила:

– (12)Да так, с ума не схожу, как некоторые…  — (13)И она с лёгким презрением посмотрела на Аллочку.

(14)Любимова дёрнула плечиком, но оправдываться не стала.

– (15)А мне-то как «повезло»,  — расстроенным голосом пожаловалась Лена Прижняк.  — (16)От этого Рябы с ума сойти можно.

– (17)Скажи «спасибо», что тебя с Козликом не посадили,  — усмехнулась Таня, и все девочки дружно рассмеялись.

(18)Дома Таня первым делом подошла к зеркалу. (19)Нет, она не изменилась. (20)Почти не изменилась. (21)Во всяком случае, она не хуже, но и не лучше прежнего. (22)Немного выросла по сравнению с прошлым годом, но во всём остальном особенных перемен в ней нет. (23)Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента. (24)Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется. (25)Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

(26)Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „ А”». (27)Потом подумала немножко и на внутренней стороне обложки написала то, без чего ни одна девчоночья анкета никем анкетой признана не будет:

На «О» моя фамилия,

На «Т» меня зовут,

На «Л» подруга милая,

На «…» мой лучший друг.

(28)После этого замечательного стихотворения Таня на самом верху следующего чистого листа написала: «Напиши мне письмо, если тебе понятен этот адрес: Ревнующая область, Страдающий район, город Любовь, улица Влюблённых, дом Тоскующих, квартира Счастливейших».

(29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него? (30)Если не догадается, то может проявить себя на следующей странице. (31)На самом её верху она написала следующее: «Кто считает меня своим другом, может вписать первую букву своего имени в стихотворение на обложке». (32)Таня представила, как один человек вписывает эту букву, и ей сделалось жарко. (По С. А. Лубенец) * * Лубенец Светлана Анатольевна — современный детский писатель из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

Пояснение. 

1)  У Тани была тетрадь с анкетой.  — Подтверждается предложениями 26−27.

2)  На обложке тетради был изображён актёр Ди Каприо.  — Подтверждается предложением 26.

3)  Тане не нравились её волосы, поэтому она хотела постричься.  — Противоречит предложению 25.

4)  Таня хотела переписывать в тетрадь красивые стихи.  — Противоречит предложениям 27−29.

5)  Таня решила с помощью анкеты проверить, нравится ли она «одному человеку».  — Подтверждается предложением 29.

Ответ: 125|251|152|521|512|215


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

2)  Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента.

3)  Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.

4)  Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

5)  Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».

Пояснение. 

1)  — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

3)  Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.

Ответ: 13|31


8. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову ПОСЛАНИЕ (предложение 29). Напишите этот синоним.

Пояснение. 

Синонимы  — слова, близкие по значению.

Ответ: письмо

9. Сочинение.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной  — с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «На самом её верху она написала следующее: ”Кто считает меня своим другом, может вписать первую букву своего имени в стихотворение на обложке”. Таня представила, как один человек вписывает эту букву, и ей сделалось жарко».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

9.1 Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Знаки препинания помогают нам на письме показать то, что в устной речи достигается с помощью интонации. Изучая роль знаков препинания, современный лингвист Н. С. Валгина писала: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной  — с помощью знаков препинания». Подтвердим это на примерах из текста Светланы Лубенец.

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Примером подтверждающим это может стать предложение №2, в котором одна запятая выделяет обращение «Кать», интонационно выделяемое и в устной речи. Другая запятая отделяет части сложноподчиненного предложения, таким образом информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов (…ну расскажи, пожалуйста, как там Антуан). Вопросительный знак в конце этого предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. В предложении 27 встречается двоеточие, которое ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения в бессоюзном сложном предложении.

Приведенные примеры подтверждают, что знаки препинания на письме помогают точнее передать смысл фразы, высказывания.

9.2 Почему так бывает, что при виде одного человека внутри тебя что-то вдруг замирает или наоборот начинает трепыхаться, перехватывает дыхание или дышится легко и свободно? Трудно описать состояние, когда ты влюблён. Именно об этом финальные строки текста С. Лубенец. Таня влюблена, поэтому ей становится жарко, когда она представляет себе, как Антуан пишет в её анкете.

Таня старается скрыть своё чувство, даже с насмешкой относится к увлечению её подруг Антуаном, но в предложении 11 автор даёт по-нять, что сама героиня тоже влюблена в него: неслучайно же она «вздрогнула», когда ей был адресован вопрос об Антуане.

Тане хочется нравиться своему герою, именно поэтому она не со-глашается подстричь волосы: «они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят» (предложение номер 25).

Чтобы испытать такое, конечно же, стоит любить. Не каждому в жизни случается испытать настоящую любовь. А если тебе даровано это чувство, радуйся, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных испытаний на земле.

9.3 Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб. Когда хоте-лось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий.

Таня, героиня текста Светланы Лубенец, влюблена в Антуана: неслучайно же она «вздрогнула», когда ей был адресован вопрос о нём. Тане хочется нравиться своему герою, именно поэтому она приглядывается к себе, старается быть красивой.

Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв ис-кренне влюблён в Машу Миронову. Их любовь чиста, бескорыстна, поэтому привлекает современного читателя, ведь в наше время нелегко найти примеры такой любви. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая  — любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Значит, любовь  — это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.