Федорова Олимпиада Андреевна,
учитель географии МБОУ «Кюкяйская ПТСОШ им.А.К.Акимвоа” Сунтарского улуса
Методическая система учителя географии по теме
«Изучение озёр родного села»
Цель: формирование у учащихся представлений об озёрах родного села, их особенностях, значении и влиянии на окружающую среду.
Задачи:
познакомить учащихся с основными характеристиками озёр (происхождение, размеры, глубина, качество воды и т. д.);
научить учащихся анализировать и сопоставлять особенности озёр родного села;
развить навыки работы с географическими картами, схемами и другими источниками информации;
сформировать умения делать выводы и обобщения на основе анализа информации об озёрах.
Содержание учебно-познавательного процесса:
Теоретическая часть:
определение и классификация озёр;
происхождение и формирование озёр;
основные характеристики озёр (размеры, глубина, объём воды, температура, прозрачность и т. д.);
особенности озёр родного села (названия, расположение, морфометрические данные, экологические особенности);
значение озёр для природы и человека;
охрана и рациональное использование озёрных ресурсов.
Практическая работа:
анализ и описание озёр по картам и схемам;
сравнение особенностей озёр родного села;
составление таблиц и диаграмм, отражающих характеристики озёр;
подготовка и презентация проектов, связанных с исследованием озёр
Методы, формы и средства организации учебно-познавательной деятельности:
Методы:
объяснительно-иллюстративный метод (объяснение учителя, демонстрация наглядных материалов);
репродуктивный метод (выполнение заданий по образцу);
проблемно-поисковый метод (постановка проблем, поиск решений);
метод проектов (разработка и реализация проектов, связанных с изучением озёр).
Формы:
фронтальная работа (объяснение нового материала, обсуждение вопросов);
групповая работа (работа в малых группах над заданиями, проектами);
индивидуальная работа (выполнение заданий, тестов, проектов).
Средства:
учебники и учебные пособия по географии;
атласы и географические карты;
наглядные материалы (таблицы, схемы, фотографии, видеоматериалы);
мультимедийные презентации;
интернет-ресурсы с информацией об озёрах родного села.
Деятельность ученика:
- работа с учебником, поиск информации об озерах родного села;
- изучение основных понятий и терминов, связанных с озерами;
- сбор данных о флоре и фауне озер;
- создание карты с обозначением озер родного села;
- оформление презентации или доклада по теме.
Деятельность учителя:
- разработка плана занятий или урока;
- подбор материалов и ресурсов для изучения темы;
- объяснение основных понятий и терминов;
- поощрение активности и инициативы учащихся;
- оценка результатов работы учеников, организация обсуждения результатов и рефлексии по итогам урока или занятия.
Оценка и контроль:
текущий контроль (проверка выполнения заданий, тестов);
тематический контроль (контрольные работы, тесты по теме);
итоговый контроль (экзамены, зачёты).
- участие в НПК
Связь с другими предметами:
интеграция с предметами естественно-научного цикла (биология, экология);
использование знаний и навыков, полученных на уроках географии, при изучении других предметов.
Развитие метапредметных навыков:
Умение определять цели, планировать свою деятельность, выбирать методы и инструменты для достижения цели.
Умение находить нужную информацию в различных источниках, критически оценивать ее достоверность и полноту, обобщать и систематизировать данные.
Умение создавать модели изучаемых объектов и явлений, использовать их для анализа и прогнозирования.
Умение эффективно общаться с другими людьми, работать в команде, представлять результаты своей работы.
Умение оценивать свои действия, анализировать свои ошибки, делать выводы и корректировать свою деятельность.
Результаты:
- Повышение интереса учащихся к предмету (Использование местных примеров и историй об озёрах родного села делает материал более близким и понятным для учащихся, что способствует повышению их интереса к географии. Применение активных методов обучения, таких как экскурсии, практические работы на местности и исследования, вовлекает учащихся в процесс обучения и стимулирует их любознательность.
- Развитие географических навыков (Учащиеся учатся применять теоретические знания на практике, анализируя особенности озёр родного села, их происхождение, характеристики и влияние на окружающую среду. Развитие навыков наблюдения, описания и анализа географических объектов на примере озёр способствует лучшему пониманию географических процессов и явлений).
- Формирование экологической культуры (Изучение озёр родного села способствует осознанию важности сохранения природы и окружающей среды. Обсуждение проблем, связанных с загрязнением и изменением природных условий озёр, формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей среде и понимание необходимости её защиты)
- Развитие навыков работы с географическими инструментами и технологиями (Обучение использованию географических инструментов (например, компаса, GPS) и технологий (например, географических информационных систем) при изучении озёр развивает у учащихся навыки работы с современными инструментами и программами. Практическое применение этих навыков на примере изучения озёр родного села делает обучение более эффективным и интересным.)
- Улучшение коммуникативных и кооперативных навыков (Групповые проекты и исследования, связанные с изучением озёр, способствуют развитию навыков работы в команде, умения слушать и понимать других, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы. Подготовка и презентация результатов исследований развивают навыки устной и письменной коммуникации.
- Личностное развитие учащихся (Изучение темы «Озёра родного села» способствует развитию любви и уважения к природе, формированию чувства принадлежности к своему региону и его истории. Осознание значимости природных объектов, таких как озёра, для жизни и деятельности человека способствует формированию более глубокого и осмысленного отношения к окружающему миру).
Использованная литература.
Боголюбов А. С., Засько Д. Н. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния. М.: Экосистема. 1999.
Глаголев С. М., Харитонов Н. П., Чертопруд М. В., Ямпольский Л. Ю. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. М.: Добросвет, 1999. 289 с.
География Якутии: учеб. для 9 кл. сред.шк./[И.И.Жирков и др.]. – 2-е изд.,перераб. – Якутск: Изд-во «Бичик», 2007. – 304с.
Озёра Якутии — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki
Озеро — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki
Реки и озеро Якутии: крат.справ./С.К.Аржаков [и др.; отв.ред.В.И.Агеев]; М-во образования и науки РФ, Якут.гос.ун-т им.М.К.Аммосова. – Якутск: Бичик, 2007. – 136 с.: ил.
Республика Саха (Якутия) / [научн.рук., ред: к.г.н. О.А.Лазебник]. – Якутск-Москва, 2000. – 64с.; ил.
Сунтаар Кутанатын сүүс алаастара/Н.И.Иванов-Куола Учуутал; [эппиэт.ред.М.Н.Павлова]. – Дьокуускай: Компания «Дани-Алмас», 2015. – 240с.
Сунтарский улус (район) Республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению/ [Л.А.Архипова и др.; сост.научн.ред.д.п.н., проф.О.М.Кривошапкина]. – Якутск: Изд-во ИПКРО РС(Я), 2010. – 60с.; ил.
Эколого-биологическое обоснование создания ООПТ местного значения уникальное озеро Кюкяй в сельском поселении «Кюкяйский наслег» муниципального района «Сунтарский улус(район)» Республики Саха (Якутия). Якутск – 2017.
http://russia-maps-online.ru/