СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение литературы в условиях поликультурной среды"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции. " Изучение литературы в условиях поликультурной среды"

Просмотр содержимого документа
«"Изучение литературы в условиях поликультурной среды"»

Изучение литературы в условиях поликультурной среды

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

- глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и в Хакасии, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.


*Поликультурное образование решает ряд практических и учебно-воспитательных проблем:

1. мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, ибо, очевидно, что каждый человек привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей, этнической группы и социального слоя, которому принадлежит;

2. обогащение, культурная децентрация картины мира ученика, по возможности освобождение её от стереотипов дискриминации в отношении иных социальных групп;

3. развитие критического мышления в ходе осознания многомерности общественной реальности, её полифоничности и многоликости, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения; обработка навыков ведения диалога и продуктивности обмена мнениями;

4. чуткое отношение к состоянию другого, что принципиально важно для процессов социальной солидарности.


Встречи с представителями другой культуры – принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.


*"Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды


Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.


А формировать поликультурную личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, а в среднем и старшем продолжить. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Один из таких аспектов - актуализация интернациональных мотивов в произведениях русских писателей, фактов дружелюбного и уважительного отношения их к населявшим Россию народам.

Поликультурное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений. В процессе изучения литературного произведения все это находится в неразрывной связи. Но если уже чтение произведения вызывает у учащихся определенные чувства и обогащает их новыми знаниями, то для углубления этих чувств и знаний и формирования на такой основе убеждений необходимо аналитической работе над текстом придать продуманную методическую направленность, в данном случае - направленность межкультурную, интернационалистскую.

Актуализация интернациональных мотивов в творчестве русских писателей - это только один из аспектов поликультурного воспитания учащихся на уроках литературы. Иной подход связан с изучением включенных в школьную программу произведений литературы других народов, которые наглядно демонстрируют учащимся духовное единство разных наций и народностей.

Например, в программе 7 класса для чтения и беседы предлагается стихотворение Т.Г. Шевченко «Завещание». Само обращение к произведению великого украинского кобзаря, исполненному мечтой о «народе веселом» и «семье великой», многое дает для воспитания интернациональных чувств семиклассников. Но определенный методический подход к трактовке этого произведения усиливает его воспитательное воздействие.

Поликультурное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Поэтому в поликультурном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них - сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики, сюжетных сближений, художественно-образных перекличек. Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.

Так, в том же 7 классе учащиеся знакомятся с исполненным высоких патриотических чувств стихотворением И.С. Тургенева "Русский язык". Если параллельно прочитать и одно-два из многочисленных произведений поэтов других народов о русском языке, таких, к примеру, как "Русский язык" П.Боцу, "Русское слово" М. Танка, "Учите русский" С. Абдуллы, Стихотворение М.Е.Кильчичакова _- то урок приобретет большую силу в плане патриотического и поликультурного воспитания: искренне глубокие чувства, проявляемые представителем другой национальности к русскому языку - явлению близкому и родному для учащихся, не может не вызвать у них ответных чувств уважения и благодарности.

Поликультурная направленность в преподавании литературы, стимулируя и его научность, и его связь с жизнью, содействует формированию высоких моральных качеств современных школьников, признанию общечеловеческих ценностей, изучению национальных культур.

Из моих наблюдений я могу сказать следующее: чем меньше дети, тем больше в них задора, огня, отклика на твое предложение. Изучая сказки, дети знакомятся с представителями разных культур, что благотворно влияет на их менталитет. Знакомство с обычаями и традициями того или иного народа можно продолжить на внеклассных часах общения.

В 5 классе мы изготавливаем книжки-малышки, в которые дети сначала записывают сочиненную ими сказку по какой-нибудь пословице или поговорке, затем её проиллюстрируют, оформят, познакомят своих одноклассников с ними и займут достойное место на книжной выставке.

Я размышляю, отчего столько бездуховности в мире, и прихожу к выводу: потеряны истоки духовного, человек потерял свои корни. Он ничего не знает о своих предках до седьмого колена, как это было раньше. Поэтому я стараюсь на своих внеклассных мероприятиях вызвать этот интерес, порыв. Мудрые говорили: «Кто знает глубину истории своей, тот может свободно называть себя её гражданином».


Надо знать: эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов, можно использовать следующие формы проведения уроков – это урок- праздник, концерт, где дети читают, поют песни, танцуют. Хорошо проводить такие уроки на уроках закрепления знаний, на уроках обобщениях и систематизации знаний. В 5 классе провожу «Деревенские посиделки», «Масленицу», в 6 классе дети очень любят мифы Древней Греции.

Основываясь на этих мифах, можно провести ряд нестандартных интегрированных уроков и внеклассных занятий, что я и делаю. Во время проведения внеклассного мероприятия «Мифы Древней Греции в литературе и искусстве» звучала музыка грузинского композитора Басалая, шла театрализация мифов, работала мастерская художника. Обсуждая произведение Д.Лондона «Любовь к жизни», мы впервые почувствовали, как быстро и ни за что человек может лишиться жизни, а жить так хочется. Учащиеся были поражены борьбой этого человека за жизнь и восхищены его порядочностью (Не стал есть кости Билла).

Поверьте: после таких разговоров, это надолго остаётся в памяти детей.

Как уже было сказано выше: приобщать учащихся к искусству надо начинать с младшего школьного возраста.

Прием сравнения соответствует специфике художественного произведения, в котором все элементы взаимосвязаны. Сравнение создает проблемную ситуацию на уроке, что способствует более глубокому восприятию художественного текста. Например, в старших классах при изучении языка А.С. Пушкина, Грибоедова, И.А. Крылова мы обращаем внимание на то, что их язык афористичен, из-под их пера вышло большое количество изречений, крылатых выражений. На уроках следует создать проблемную ситуацию, предложить найти похожие выражения в переводных текстах хакасской литературы.

Можно использовать следующие темы для сравнения и сопоставления:

- русские и хакасские сказки (5-6 класс);

- лирическая песня и тахпахи (6 класс)

- хакасские бытовые сказки и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (7 класс);

- хакасское героическое сказание «АлбынXы» и русские былины о Илье Муромце и др. (7 класс);

- русская летопись («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») и хакасские предания (8-9класс);

- сопоставительное изучение лирики С. Есенина и В. Майнашева, М.Е. Кильчичакова и А. Твардовского и др. (10-11 класс);

2. Творческие переводы с русского языка на хакасский язык, с хакасского языка на русский. Подстрочные переводы учащимся даются намного легче, чем творческий перевод. Следует обратить внимание, что хакасские тексты тяжело поддаются переводу, и первоначальный смысл сказанного чаще искажается.

3. Творческое погружение в культуру. Данный вид работы представляет собой выполнение творческих заданий по культуре народов.

Уроки проходят в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает уроки, то есть создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому отчету.

Например, в старших классах при изучении произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева можно предложить исследовать эпоху, убранство жилища простого крестьянина и хакасской юрты.

Творческими заданиями могут быть следующие:

- снять фрагмент видеофильма;

- собрать информацию, найти фотографии по особенностям одежды («Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина и роман «Шелковый пояс» И. Костякова);

- найти описание жилища и юрты в художественных произведениях (в романе «В далеком аале» Н.Г. Доможакова и в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»);

- инсценировать отрывок литературного произведения, характерного той эпохе, о которой идет речь;

- написать творческое произведение в той же творческой манере, используя слова, характерные для этой эпохи и др.

А так же в старших классах от беседы по проблемному вопросу перехожу к написанию мини-сочинений. Данная форма работы необходима для развития навыков письменной речи, умения строить самостоятельное аргументированное письменное высказывание в ситуации ограниченного времени, что очень важно при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации. Если подобная работа ведётся учителем в системе, то, как правило, даже «средние» ученики довольно логично выражают своё мнение, демонстрируя умение создавать текст-рассуждение по заданной теме, подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Приведу темы мини-сочинений для обучающихся 10 - 11 классов:

  • «Сравните образ Петра I в поэмах А.С. Пушкина «Медный всадник», «Полтава» и в рассказе А.Н. Толстого «День Петра». (Фрагмент урока «Авторская позиция и способы её выражения в рассказе А. Толстого «День Петра», 11класс.)

  • Объясните слова литературоведа Ю.В. Лебедева: «Среди долины ровныя – эпиграф, поэтическое зерно «Грозы». (Фрагмент урока «Роль внесюжетных элементов в драме А.Н. Островского «Гроза»: песенное начало, ремарки, «говорящие» имена», 10 класс.)

  • «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и стихотворениях Н.А. Некрасова». (Фрагмент урока «Мир петербургских углов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс.)

Меня как для учителя радует, когда ученики в ходе анализа произведения сами начинают сопоставлять его с уже известными им произведениями других авторов:

«Прочитав рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», я невольно вспомнил стихотворение Н.А. Некрасова «Нравственный человек». Ведь герои этих, казалось бы, непохожих по жанру и сюжету произведений как будто «на одно лицо»: они живут «согласно с строгою моралью», тем самым делая несчастными всех вокруг. Но самое страшное, что они считают себя правыми во всём». .

«Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Путём-дорогою» напомнила мне о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: те же узнаваемые образы правдоискателей, тот же мотив дороги и вопросы о «счастии народном». Как будто Щедрин тоже пытается ответить на вопрос: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Таким образом, создается творчески развитая, поликультурная личность. Каждый ученик начинает понимать, что каждый этнос имеет свою культуру, свой стиль, свои традиции, свои особенности нравственных и эстетических ценностей

Вывод: Какие же есть возможности среды в формировании эстетического компонента поликультурной личности. Я могу из собственного опыта предложить следующее:

- нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок- фантазия, урок- диалог, урок- путешествие, соревнование, КВН, конкурс, аукцион знаний, поле- чудес, -презентация, -концерт.

Эти виды уроков способствуют заинтересованности к предмету, проблеме. Но это не только заинтересованность со стороны учащихся, но и развитие их творческих способностей.

Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.


Список литературы

1. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. с. 211

2. Кольчикова Н.Л. Изучение хакасского фольклора в школе. – Абакан, 2002г.

3.Данилова М.И. Молодежь и культура: самобытность и стандартизация. – М., 1995.

4.Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. – Краснодар, 1999.

5.Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

6.Поликультурный подход в воспитании // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. тр. первой международной научно-практической конференции. Ростовский государственный педагогический университет, 2000.

7.Уметбаев З.М. Интернационально-патриотическое воспитание  учащихся при изучении художественной литературы// Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2001