Миняев Иван Петрович, преподаватель физической культуры
МОУ СОШ №7
город Котлас Архангельской области
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ
Не нужно доказывать, какое место в жизни людей всегда занимали и занимают игры подвижные и спортивные. Дети и игра — это, наверное, самые взаимосвязанные понятия. А при определенных образе и условиях жизни многие играют до старости.
Со временем меняются или уходят в забвение старые игры и появляются новые, но всегда остается любовь человека к простым и естественным двигательным действиям, которые он с большим воодушевлением совершает во время игры.
Рядовой обучающийся по своему желанию не будет на каждом уроке прыгать через гимнастического козла или заниматься легкой атлетикой, а вот играть он готов каждый день. Да на последнем школьном уроке физической культуры выпускники просят разрешения поиграть в ту или иную спортивную игру, а не позаниматься с гирей или поупражняться на перекладине. К сказанному добавим цитату из А.М.Горького: «Игра — путь детей к познанию мира».
Всё это так, но почему же тогда в V-VI классах, когда, например, начинается обучение самой распространенной в школах игре в баскетбол, появляется группа детей, которые под любым предлогом стараются не выходить на площадку. А процесс обучения волейболу еще более затруднен и нередко, если честно сказать, безуспешен. Как сделать, чтобы весь класс играл в эти игры?
Если же говорить о многих из числа спортивно одаренных детей, то, по мнению, в свете их обучения волейболу или баскетболу преподавателю физической культуры не стоит здесь преувеличивать свои заслуги. Эти школьники быстро овладевают техникой различных игр, поскольку фактически учатся играть сами, нужны только соответствующие условия: были бы мячи, спортивный зал и занимающиеся такого же уровня, как они сами. Надо только организовать их. Такие дети играют на переменах, ходят на всевозможные секции, из них создаются команды. Они зачастую мешают в классе проводить учителю урок, так как заметно выделяются из остальных и считают, что только они должны играть, а другим это необязательно.
Речь пойдет не об этих детях, а о школьниках со слабой физической подготовленностью или отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера, тех, которым по рекомендациям врачей надо заниматься в специальных медицинских группах, потому что им настоятельно рекомендовано выполнять те или иные физические упражнения. К тому же нередко и дети, относящиеся к основной медицинской группе, особенно девочки, трудно обучаются самой игре.
Казалось бы, в начальной школе эти ученики, как положено, выполняли упражнения с баскетбольными мячами и даже в большом объеме, а вот когда дело доходит до самой игры, создается такое впечатление, что они и мяча в руках никогда не держали.
Объединить в одно целое и скоординировать различные технические приемы (ведение, передачи, броски мяча), борьбу за мяч, перемещение по площадке и множество правил игры часто бывает трудным делом, почти не выполнимым. Если к тому же тяжелый баскетбольный мяч попадает при передаче в лицо, то это совсем отбивает у школьника желание выходить на площадку. Преподаватель нервничает, возникает конфликт. Кто виноват? Выходит, что обучающиеся, которые не хотят учиться играть.
Ни в коей мере, не умаляя ценности различных методик, составленных высококлассными специалистами, всё же отмечу, что относительно обучения игре в баскетбол именно на уроке физической культуры, большинство подобных рекомендаций носит общий характер и подходит в основном к секционной работе.
Исходя из своего педагогического опыта, скажу, что уже в VII классе я не посвящаю упражнениям с мячами весь урок, так как мои ученики уже вовсю играют в баскетбол. Естественно, с ошибками, которых со временем, с освоением и осмыслением правил и техники игры, становится всё меньше. К учащимся, посещающим спортивные секции, я отношусь более строго в отношении соблюдения правил игры, а тем, кто занимается только лишь на уроках, делаю иногда замечания, а иногда вовсе не обращаю внимания на мелкие ошибки. Занимается школьник, старается — ну и хорошо! Допустим, данный ученик плохо понимает игру, зато может отжаться 40-50 раз или пробежать какую-либо дистанцию с высоким результатом. По моему, это и есть пример индивидуального подхода к учащимся.
В статье Е.К.Петровской «Заметки по поводу» («Физическая культура в школе», № 8 за 2004 г.), где даны итоги Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 2004 г.), при анализе высказываний ученых-специалистов в сфере физической культуры отмечено: «Еще одно утверждение — обязательности (индивидуального. — Ред.) подхода учителей к низкорослым ученикам». Я бы добавил: к слабым, не координированным.
А теперь о том, как я решаю проблему — как научить детей начать играть, чтобы все ученики в классе были заняты и чтобы до самого окончания школы они с удовольствием приходили на уроки физической культуры.
Я не совсем согласен с категоричными высказываниями многих специалистов о необходимости большого объема упражнений с баскетбольными мячами в начальной школе — иначе, дескать, возникнут большие проблемы с освоением игры в дальнейшем. В начальной школе надо только грамотно, разнообразно строить урок с учетом тех или иных местных условий.
В начальной школе простор для творческой фантазии учителя. Дети будут делать всё, а в старших классах ученикам хочется в большей мере играть в волейбол, баскетбол и в другие спортивные игры, поэтому их следует к этому возрасту соответственно обучить, а иначе возникают проблемы с проведением уроков.
Для девочек и мальчиков V-VI классов со слабым физическим развитием и недостаточной координацией движений мною придумана игра «Три касания». В ее основе — игра в баскетбол на одно кольцо, так называемый баскетбол 3х3 (стрит-баскет, мини-баскет). Правила такой игры не жестко регламентированы, а плавно от урока к уроку усложняются, и в конечном счете происходит игра по правилам в уличный баскетбол.
Для исключения случаев легкого травматизма баскетбольный мяч заменен на волейбольный. Желательно, чтобы мяч был яркой и хорошо накачан. В игре участвую по три игрока от каждой команды.
Игра начинается спорным броском в середине линии штрафных бросков. Все игроки располагаются по диаметру соответствующего круга. Мяч можно поймать или подобрать с пола. В начальной стадии обучения данной игре необязательно выполнять ведение мяча, как в уличном баскетболе. С мячом в руках можно бегать, пока не откроется для передачи товарищ по команде.
Данное правило совпадает с рекомендациями В.П.Матренина («Физическая культура в школе», № 1 за 1990 г. Статья «Баскетбол в V-VI классах»), где сказано: «Большинство атакующих действий пятиклассники выполняют без ведения мяча в движении. Никакого беспокойства это не должно вызывать».
В игре «Три касания» надо сделать менее трех передач, прежде чем выполнить бросок в кольцо. Если мяч не попадает в кольцо и остается у команды, владевшей мячом, необходимо вновь выполнить не менее трех передач или касаний мяча рукой партнером по команде, а затем снова бросить мяч в кольцо.
При попадании мяча в кольцо или в том случае, если он оказывается за пределами площадки, выполняют вбрасывание мяча с любой точки за линией трехочковых бросков. Вбрасывание осуществляется первой передачей или касанием мяча защитником, а затем всё повторяется. Учитель определяет время игры, последовательность и ход замены игроков, какие нарушения судятся и какие следуют наказания.
Как только дети начинают играть в эту игру, у них появляются интерес, азарт. Необходимо постепенно корректировать правила игры и. главное, вводить в атакующие действия игроков ведение мяча в движении. Дриблинг поощрять словом или оценкой.
Как правило, в течение одной-двух учебных четвертей игра «Три касания» плавно переходит в игру в баскетбол 3х3. Рубеж «Как начать играть» таким образом пройден, и с учениками уже можно работать, совершенствуя технику, тактику и прочие элементы баскетбола. А в VII классе те же школьники уже будут просить: дайте поиграть на два кольца. Там перед учителем возникнут другие проблемы, которые снова нужно будет решать.
В VIII —IX и старших классах игру в баскетбол 3х3 используем как упражнение для повышения моторной плотности урока или как разминку перед игрой в баскетбол.
Игру «Три касания» уже четыре года применяют в нашей школе, она показана на районном мастер-классе и вполне прижилась в некоторых школах города и района.
Возможно, некоторые специалисты баскетбола скажут, что мои рекомендации носят несколько упрощенный характер. Однако не нужно забывать, что урок — основная форма физического воспитания учащихся, а эта форма должна быть наполнена соответствующим содержанием. И обязательно с учетом подготовленности занимающихся.
По своей спортивной специализации я легкоатлет, за время работы мною накоплен достаточный опыт в игровых видах спорта. Наш город находится на юге Архангельской области , и очень часто многие соревнования по игровым видам спорта проходят именно у нас ,организую обязательный выход детей на просмотр спортивных матчей, которые в последствии обсуждаем. Некоторые мои ученики принимают участия в городских ,а самые талантливые в областных соревнованиях, среди них есть призеры и чемпионы. Как говорится, мы не варимся в собственном соку и достойно выглядим на таких соревнованиях.
Наши выпускники выступают за команды своих факультетов, курсов, учебных заведений, а самые талантливые выступают на уровне АСБ(студенческих лигах)
В заключение скажу, что успешность проведения урока физической культуры зависит от заинтересованности детей, и учитель должен проявлять максимум творческих усилий, которые затем будут обязательно компенсированы хорошими и отличными результатами обучения.