СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить детей играть?

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том,как научить ребят играть на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Как научить детей играть?»

Миняев Иван Петрович, преподаватель физической культуры

МОУ СОШ №7

город Котлас Архангельской области



КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ



Не нужно доказывать, какое место в жизни лю­дей всегда занимали и за­нимают игры подвижные и спортивные. Дети и игра — это, наверное, самые вза­имосвязанные понятия. А при определенных образе и условиях жизни многие играют до старости.

Со временем меняются или уходят в забве­ние старые игры и появляются новые, но всег­да остается любовь человека к простым и есте­ственным двигательным действиям, которые он с большим воодушевлением совершает во время игры.

Рядовой обучающийся по своему желанию не бу­дет на каждом уроке прыгать через гимнасти­ческого козла или заниматься легкой атлетикой, а вот играть он готов каждый день. Да на последнем школьном уроке физической куль­туры выпускники просят разрешения поиграть в ту или иную спортивную игру, а не позанимать­ся с гирей или поупражняться на перекладине. К сказанному добавим цитату из А.М.Горького: «Игра — путь детей к познанию мира».

Всё это так, но почему же тогда в V-VI клас­сах, когда, например, начинается обучение са­мой распространенной в школах игре в баскет­бол, появляется группа детей, которые под лю­бым предлогом стараются не выходить на пло­щадку. А процесс обучения волейболу еще бо­лее затруднен и нередко, если честно сказать, безуспешен. Как сделать, чтобы весь класс играл в эти игры?

Если же говорить о многих из числа спор­тивно одаренных детей, то, по мнению, в свете их обучения волейболу или баскетбо­лу преподавателю физической культуры не стоит здесь преувеличивать свои заслуги. Эти школьники быстро овладевают техникой различных игр, поскольку фактически учатся играть сами, нужны только соответствующие условия: были бы мячи, спортивный зал и занимающие­ся такого же уровня, как они сами. Надо толь­ко организовать их. Такие дети играют на пе­ременах, ходят на всевозможные секции, из них создаются команды. Они зачастую меша­ют в классе проводить учителю урок, так как заметно выделяются из остальных и считают, что только они должны играть, а другим это не­обязательно.

Речь пойдет не об этих детях, а о школьни­ках со слабой физической подготовленностью или отклонениями в состоянии здоровья вре­менного или постоянного характера, тех, кото­рым по рекомендациям врачей надо занимать­ся в специальных медицинских группах, потому что им настоятельно рекомендовано выполнять те или иные физические упражнения. К тому же нередко и дети, относящиеся к основной меди­цинской группе, особенно девочки, трудно обу­чаются самой игре.

Казалось бы, в начальной школе эти учени­ки, как положено, выполняли упражнения с ба­скетбольными мячами и даже в большом объ­еме, а вот когда дело доходит до самой игры, создается такое впечатление, что они и мяча в руках никогда не держали.

Объединить в одно целое и скоординировать различные технические приемы (ведение, пере­дачи, броски мяча), борьбу за мяч, перемеще­ние по площадке и множество правил игры ча­сто бывает трудным делом, почти не выполни­мым. Если к тому же тяжелый баскетбольный мяч попадает при передаче в лицо, то это со­всем отбивает у школьника желание выходить на площадку. Преподаватель нервничает, возникает конфликт. Кто виноват? Выходит, что обучающиеся, ко­торые не хотят учиться играть.

Ни в коей мере, не умаляя ценности различ­ных методик, составленных высококлассными специалистами, всё же отмечу, что относитель­но обучения игре в баскетбол именно на уроке физической культуры, большинство подобных рекомендаций носит общий характер и подхо­дит в основном к секционной работе.

Исходя из своего педагогического опыта, ска­жу, что уже в VII классе я не посвящаю упражне­ниям с мячами весь урок, так как мои ученики уже вовсю играют в баскетбол. Естественно, с ошибками, которых со временем, с освоением и осмыслением правил и техники игры, стано­вится всё меньше. К учащимся, посещающим спортивные секции, я отношусь более строго в отношении соблюдения правил игры, а тем, кто занимается только лишь на уроках, делаю иногда замечания, а иногда вовсе не обра­щаю внимания на мелкие ошибки. Занимается школьник, старается — ну и хорошо! Допустим, данный ученик плохо понимает игру, зато мо­жет отжаться 40-50 раз или пробежать какую-либо дистанцию с высоким результатом. По мо­ему, это и есть пример индивидуального подхо­да к учащимся.

В статье Е.К.Петровской «Заметки по поводу» («Физическая культура в школе», № 8 за 2004 г.), где даны итоги Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и моло­дежи в XXI веке» (Москва, 2004 г.), при анали­зе высказываний ученых-специалистов в сфе­ре физической культуры отмечено: «Еще одно утверждение — обязательности (индивидуаль­ного. — Ред.) подхода учителей к низкорослым ученикам». Я бы добавил: к слабым, не коор­динированным.

А теперь о том, как я решаю проблему — как научить детей начать играть, чтобы все ученики в классе были заняты и чтобы до самого окон­чания школы они с удовольствием приходили на уроки физической культуры.

Я не совсем согласен с категоричными вы­сказываниями многих специалистов о необ­ходимости большого объема упражнений с баскетбольными мячами в начальной шко­ле — иначе, дескать, возникнут большие про­блемы с освоением игры в дальнейшем. В на­чальной школе надо только грамотно, разно­образно строить урок с учетом тех или иных местных условий.

В начальной школе простор для творческой фантазии учителя. Дети будут делать всё, а в старших классах ученикам хочется в большей мере играть в волейбол, баскетбол и в другие спортивные игры, поэтому их следует к этому возрасту соответственно обучить, а иначе воз­никают проблемы с проведением уроков.

Для девочек и мальчиков V-VI классов со слабым физическим развитием и недостаточ­ной координацией движений мною придумана игра «Три касания». В ее основе — игра в ба­скетбол на одно кольцо, так называемый баскетбол 3х3 (стрит-баскет, мини-баскет). Правила такой игры не жестко регламентированы, а плавно от урока к уроку усложняются, и в конечном счете происходит игра по правилам в уличный баскетбол.

Для исключения случаев легкого травматиз­ма баскетбольный мяч заменен на волейболь­ный. Желательно, чтобы мяч был яркой и хорошо накачан. В игре участвую по три игрока от каждой команды.

Игра начинается спорным броском в сере­дине линии штрафных бросков. Все игроки рас­полагаются по диаметру соответствующего кру­га. Мяч можно поймать или подобрать с пола. В начальной стадии обучения данной игре не­обязательно выполнять ведение мяча, как в уличном баскетболе. С мячом в руках можно бегать, пока не откроется для передачи това­рищ по команде.

Данное правило совпадает с рекомендаци­ями В.П.Матренина («Физическая культура в школе», № 1 за 1990 г. Статья «Баскетбол в V-VI классах»), где сказано: «Большинство атаку­ющих действий пятиклассники выполняют без ведения мяча в движении. Никакого беспокой­ства это не должно вызывать».

В игре «Три касания» надо сделать менее трех передач, прежде чем выполнить бросок в кольцо. Если мяч не попадает в кольцо и оста­ется у команды, владевшей мячом, необходимо вновь выполнить не менее трех передач или ка­саний мяча рукой партнером по команде, а за­тем снова бросить мяч в кольцо.

При попадании мяча в кольцо или в том слу­чае, если он оказывается за пределами пло­щадки, выполняют вбрасывание мяча с лю­бой точки за линией трехочковых бросков. Вбрасывание осуществляется первой переда­чей или касанием мяча защитником, а затем всё повторяется. Учитель определяет время игры, последовательность и ход замены игро­ков, какие нарушения судятся и какие следу­ют наказания.

Как только дети начинают играть в эту игру, у них появляются интерес, азарт. Необходимо постепенно корректировать правила игры и. главное, вводить в атакующие действия игро­ков ведение мяча в движении. Дриблинг по­ощрять словом или оценкой.

Как правило, в течение одной-двух учебных четвертей игра «Три касания» плавно переходит в игру в баскетбол 3х3. Рубеж «Как начать играть» таким образом пройден, и с ученика­ми уже можно работать, совершенствуя техни­ку, тактику и прочие элементы баскетбола. А в VII классе те же школьники уже будут просить: дайте поиграть на два кольца. Там перед учите­лем возникнут другие проблемы, которые сно­ва нужно будет решать.

В VIII —IX и старших классах игру в баскетбол 3х3 используем как упражнение для по­вышения моторной плотности урока или как раз­минку перед игрой в баскетбол.

Игру «Три касания» уже четыре года приме­няют в нашей школе, она показана на район­ном мастер-классе и вполне прижилась в неко­торых школах города и района.

Возможно, некоторые специалисты баскет­бола скажут, что мои рекомендации носят не­сколько упрощенный характер. Однако не нуж­но забывать, что урок — основная форма фи­зического воспитания учащихся, а эта форма должна быть наполнена соответствующим содержанием. И обязательно с учетом подготовленности занимающихся.

По своей спортивной специализации я легкоатлет, за время работы мною накоплен достаточный опыт в игровых видах спорта. Наш город находится на юге Архангельской области , и очень часто многие соревнования по игровым видам спорта проходят именно у нас ,организую обязательный выход детей на просмотр спортивных матчей, которые в последствии обсуждаем. Некоторые мои ученики принимают участия в городских ,а самые талантливые в областных соревнованиях, среди них есть призеры и чемпионы. Как говорится, мы не варимся в собственном соку и достойно выглядим на таких соревнованиях.

Наши выпускники выступают за команды своих факультетов, курсов, учебных заведе­ний, а самые талантливые выступают на уровне АСБ(студенческих лигах)

В заключение скажу, что успешность проведения урока физической культуры зависит от заинтересованности детей, и учитель дол­жен проявлять максимум творческих усилий, которые затем будут обязательно компенси­рованы хорошими и отличными результата­ми обучения.