СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как составить звуковую схему слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Работая в школе, я столкнулась с тем, что молодые специалисты и родители часто задают вопрос «Как составить звуковую схему слова?» . Предлагаю вашему вниманию файл, в котором вы найдёте подробную информацию по данному вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Как составить звуковую схему слова»

Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Работая в школе, я столкнулась с тем, что молодые специалисты и родители часто задают вопрос «Как составить звуковую схему слова?» Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Для того, чтобы не допускать ошибок, необходимо:

  1. Разграничивать понятия «буква», «звук». К сожалению, родители не всегда понимают разницу между этими понятиями. Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи. Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

  2. Уметь выполнять звуковой анализ, знать характеристику звуков.

 


2.1.Букв гласных звуков – 10, звуков гласных 6: [ а ] [ о ] [ у ] [ ы ] [ э ] [ и ].

  • Гласные бывают только ударные или безударные.

  • Верхний ряд показывает твердость согласных звуков на письме.

  • Нижний ряд служит для обозначения мягкости согласных на письме.

Звуков: я, ё, ю, е – не бывает!

 

2.2. Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука [ й'а ] [ й'о ] [ й'у ] [ й'э ], когда: 


- Стоят в начале слова (яма, ёлка).

- Стоят после ь и ъ знаков (семья, подъём, съем).

- Стоят после гласных букв (моя, поёт, улетает).

 

2.3. В некоторых случаях буква и может обозначать два звука [ й'и ]: соловьи

2.4. Букв согласных звуков – 21.

Согласные бывают твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

2.5. Буквы л, р, м, н, й – обозначают звонкие непарные согласные звуки. 

2.6. Буквы х, ц, ч, щ – обозначают глухие непарные согласные звуки. 

2.7. Парные буквы по глухости – звонкости: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

  • Верхний ряд – обозначают звонкие парные согласные звуки.

  • Нижний ряд – обозначают глухие парные согласные звуки.

    1. Буквы й, ч, щ – обозначают только мягкие согласные звуки. 

    2. Буквы ж, ш, ц – обозначают только твердые согласные звуки. 

    3. Буквы ъ и ь звуков не обозначают


  1. Знать обозначения



Предлагаю вашему вниманию алгоритм составления звуковой модели слова

Рассмотрим алгоритм на примере слова ноябрь.

    1. Запиши слово

ноябрь

    1. Запиши транскрипцию (запись произношения слова). Транскрипция пишется в квадратных скобках, мягкость согласного звука обозначается знаком ̕

    2. [н а й̕ а б р̕ ]

    3. Раздели слово на слоги, докажи, что количество слогов выделено верно.

[н а/ й̕ а б р̕ ] – в слове два гласных звука, значит два слова

    1. Поставь ударение

[н а/ й̕ а́ б р̕ ]

    1. Найди и выдели слияния и примыкания

[н а/ й̕ а́ б р̕ ]


    1. Дай характеристику каждому звуку и составь звуковую схему слова.

В слове [н а/ й̕ а́ б р̕ ] два слияния, обозначим их прямоугольниками и два примыкания, обозначим их квадратами.



П ервый слог [на] состоит из двух звуков [н], [а] – это слияниие. Звук [н] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный, обозначим на схеме синим цветом.



З вук [а] – гласный, безударный, обозначим на схеме красным цветом.




Второй слог [й̕ а́ б р̕ ] состоит из четырёх звуков [й̕ ], [а], [б], [ р̕ ].

Звук [й̕ ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный, обозначим на схеме зелёным цветом.




З вук [а] – гласный, ударный, обозначим на схеме красным цветом. Поставим ударение.





З вук [б] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный, обозначим на схеме синим цветом.




З вук [ р̕ ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный, обозначим на схеме зелёным цветом.






    1. Сравни количество букв и звуков в слове.

В слове ноябрь 6 букв, 6 звуков.



Размещаю ещё такую схему, надеюсь, будет полезна.


Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Желаю успехов!