№ | Количество часов | Тема урока | Практические работы | Домашнее задание | Дата план | Дата факт |
1 | | Глава 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч) | | | | |
| 1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | | П 1, отв на вопр | | |
| 1 | Становление наук о человеке. | | П 2, отв на вопр | | |
2 | | Глава2. Происхождение человека (3 ч) | | | | |
| 1 | Систематическое положение человека | Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека. | П 3, отв на вопр | | |
| 1 | Историческое прошлое людей. | | П 4, отв на вопр | | |
| 1 | Расы человека. Среда обитания. | | П 5, отв на вопр | | |
3 | | Глава 3. Строение организма человека (4 ч) | | | | |
| 1 | Общий обзор организма человека. | | П 6, отв на вопр | | |
| 1 | Клеточное строение организма. | Самостоятельная работа «Строение организма». | П 7, отв на аопр | | |
| 1 | Ткани. Типы тканей и их свойства. | Лабораторные и практические работы. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | П 8, отв на вопр | | |
| 1 | Рефлекторная регуляция. | Лабораторные и практические работы. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. | П 9, , тпо | | |
4 | | Глава 4. Опорно-двигательная система (8 ч) | | | | |
| 1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | Демонстрация. Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. | П 10, тпо | | |
| 1 | Скелет человека. Осевой скелет. | | П 11, тпо | | |
| 1 | Соединения костей. Скелет поясов свободных конечностей. | | П 12, отв на вопр | | |
| 1 | Строение мышц. | Лабораторные и практические работы. Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки. | П 13, тпо | | |
| 1 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Лабораторные и практические работы. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. | П 14, отв на вопр | | |
| 1 | Нарушения опорно-двигательной системы: осанка, предупреждение плоскостопия. | Лабораторные и практические работы. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). | П 15, тпо | | |
| 1 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Демонстрация. Приёмы оказания первой помощи при травмах. | П 16, отв на вопр | | |
| 1 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | Контрольная работа «Опорно-двигательная система». | Повт п 10 - 16 | | |
5 | | Глава 5. Внутренняя среда организма (4 ч) | | | | |
| 1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | Лабораторные и практические работы. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | П 17, отв на вопр | | |
| 1 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | | П 18, тпо | | |
| 1 | Иммунология на службе здоровья. | | П 19, отв на вопр | | |
| 1 | Тканевая совместимость. Переливание крови. | | П 19, тпо | | |
6 | | Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч) | | | | |
| 1 | Транспортные системы организма. | | П 20, отв на вопр | | |
| 1 | Круги кровообращения. | | П 21, тпо | | |
| 1 | Строение и работа сердца. | Демонстрация. Модели сердца и торса человека. | П 22, отв на вопр | | |
| 1 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Лабораторные и практические работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Лабораторные и практические работы. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. | П 23, отв на вопр | | |
| 1 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | Демонстрация. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. | П 24, отв на вопр | | |
| 1 | Первая помощь при кровотечениях. | Демонстрация. Приёмы остановки кровотечений. | П 25, тпо | | |
| 1 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | Самостоятельная работа «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | Повт п 20 - 25 | | |
7 | | Глава 7. Дыхание (5 ч) | | | | |
| 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | Демонстрация. Модель гортани. Приёмы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. | П 26, отв на вопр | | |
| 1 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | Демонстрация. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. | П 27, отв на вопр | | |
| 1 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Демонстрация. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. | П 28, тпо | | |
| 1 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | Лабораторные и практические работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе | П 29, тпо | | |
| 1 | Травмы органов дыхания: профилактика, приемы реанимации. | Демонстрация. Приёмы искусственного дыхания. | П 29, отв на вопр | | |
8 | | Глава 8. Пищеварение (6 ч) | | | | |
| 1 | Питание и пищеварение. | Демонстрация. Торс человека. | П 30, отв на вопр | | |
| 1 | Пищеварение в ротовой полости. | Лабораторные и практические работы. Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании. | П 31, тпо | | |
| 1 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. | | П 32, тпо | | |
| 1 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | | П 33, отв на вопр | | |
| 1 | Регуляция пищеварения. | | П 34, тпо | | |
| 1 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | | П 35, конспект | | |
9 | | Глава 9. Обмен веществ и энергии (3 ч) | | | | |
| 1 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. | Лабораторные и практические работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. | П 36, отв на вопр | | |
| 1 | Витамины. | | П 37, тпо | | |
| 1 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. | Лабораторные и практические работы. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | П 38, отв на вопр | | |
10 | | Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч) | | | | |
| 1 | Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. | Демонстрация. Рельефная таблица «Строение кожи». | П 39, тпо | | |
| 1 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Лабораторные и практические работы. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | П 40, отв на вопр | | |
| 1 | Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение. | Демонстрация. Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения». | П 41, 42, от на вопр | | |
| 1 | Контрольно – обобщающий урок | Контрольная работа «Дыхание. Пищеварение. Выделение. Обмен веществ». | Повт п 39 - 42 | | |
11 | | Глава11. Нервная система (6 ч) | | | | |
| 1 | Значение нервной системы. | | П 43, отв на вопр | | |
| 1 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | | П 44, тпо | | |
| 1 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | Демонстрация. Модель головного мозга человека. Лабораторные и практические работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. | П 45, тпо | | |
| | Функции переднего мозга. | | П 46, тпо | | |
| 1 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | Лабораторные и практические работы. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении. | П 47, отв на вопр | | |
| 1 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система». | Самостоятельная работа «Нервная система». | Повт п 43 - 47 | | |
12 | | Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) | | | | |
| 1 | Анализаторы. | Демонстрация. Модели глаза и уха. | П 48, отв на вопр | | |
| | Зрительный анализатор. | Демонстрация. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. | П 49, тпо | | |
| 1 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | | П 50, тпо | | |
| 1 | Слуховой анализатор. | Лабораторные и практические работы. Определение остроты слуха. | П 51, тпо | | |
| 1 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. | Лабораторные и практические работы. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Самостоятельная работа «Органы чувств». | П 52, отв на вопр | | |
13 | | Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) | | | | |
| 1 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | | П 53, отв на вопр | | |
| 1 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | Демонстрация. Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. | П 54, отв на вопр | | |
| | Сон и сновидения. | | П 55, отв на вопр | | |
| 1 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | Демонстрация. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. | П 56, отв на вопр | | |
| 1 | Воля. Эмоции. Внимание. | Лабораторные и практические работы. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. | П 57, тпо | | |
14 | | Глава 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 ч) | | | | |
| 1 | Роль эндокринной регуляции. | Демонстрация. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. | П 58, отв на вопр | | |
| 1 | Функция желёз внутренней секреции. | Демонстрация. Модель гортани и щитовидная железа. Модель почек с надпочечниками. | П 59, отв на вопр | | |
| 1 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа. | | | |
15 | | Глава 15. Индивидуальное развитие организма (3ч) | | | | |
| 1 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. | | П 60, 61, отв на вопр | | |
| 1 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | | П 62, отв на вопр | | |
| 1 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | Демонстрация. Тесты, определяющие тип темперамента. | П 63, 64, отв на вопр | | |
16 | 1 | Обобщение материала | | | | |
17 | 1 | Резерв | | | | |