Рабочая программа учителя по предмету «Математика» для 1 класса составлена на основе: «Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (утверждён приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года №665), Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Математика. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 59 с.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Задания такого типа нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью и являются основным средством формирования УУД в курсе математики.
обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учащимися заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ
математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной, вербальной, графической, символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-ловушки; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием ряда общих умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
№ п/п | № урока в теме | Содержание учебного материала | Дата | Примеча-ния |
план | факт |
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) |
1 | 1 | Учебник математики. | | | |
2 | 2 | Роль математики в жизни людей и общества. | | | |
3 | 3 | Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | | | |
4 | 4 | Сравнение групп предметов. Отношения столько же, больше, меньше, больше (меньше) на | | | |
5 | 5 | Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве | | | |
6 | 6 | Направление движения. Временные представления | | | |
7 | 7 | «Странички для любознательных» | | | |
8 | 8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0 Нумерация (28 ч) |
9 | 1 | Цифра и число 1 | | | |
10 | 2 | Цифра и число 2 | | | |
11 | 3 | Цифра и число 3 | | | |
12 | 4 | Цифра и число 4 | | | |
13 | 5 | Цифра и число 5 | | | |
14 | 6 | Чтение, запись и сравнение чисел. | | | |
15 | 7 | Знаки «+», «–», «=». | | | |
16 | 8 | Прибавление чисел по одному и вычитание по одному | | | |
17 | 9 | Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых | | | |
18 | 10 | Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых | | | |
19 | 11 | Длина. Отношения длиннее, короче, одинаковые по длине | | | |
20 | 12 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок | | | |
21 | 13 | Луч. Ломаная линия. | | | |
22 | 14 | Многоугольник | | | |
23 | 15 | Знаки «», « | | | |
24 | 16 | Понятия равенство, неравенство | | | |
25 | 17 | Цифра и число 6 | | | |
26 | 18 | Цифра и число 7 | | | |
27 | 19 | Цифра и число 8 | | | |
28 | 20 | Цифра и число 9 | | | |
29 | 21 | Число 10 | | | |
30 | 22 | Цифра и число 0 | | | |
31 | 23 | Единица длины сантиметр. | | | |
32 | 24 | Понятия увеличить на…, уменьшить на… | | | |
33 | 25 | «Странички для любознательных» | | | |
34 | 26 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
35 | 27 | Повторение изученного (состав числа). | | | |
36 | 28 | Повторение изученного (равенства и неравенства). | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (28 ч) |
37 | 1 | Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. | | | |
38 | 2 | Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). | | | |
39 | 3 | Сложение и вычитание вида ± 1, ± 2 | | | |
40 | 4 | Сложение и вычитание вида ± 1, ± 2 | | | |
41 | 5 | Присчитывание и отсчитывание по одному, по два | | | |
42 | 6 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос). | | | |
43 | 7 | Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. | | | |
44 | 8 | Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению | | | |
45 | 9 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | | | |
46 | 10 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | | | |
47 | 11 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц | | | |
48 | 12 | «Странички для любознательных» | | | |
49 | 13 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
50 | 14 | Сложение и вычитание вида ± 3 | | | |
51 | 15 | Сложение и вычитание вида ± 3 | | | |
52 | 16 | Приёмы вычислений | | | |
53 | 17 | Приёмы вычислений | | | |
54 | 18 | Приёмы вычислений | | | |
55 | 19 | Сравнение длин отрезков | | | |
56 | 20 | Текстовая задача, дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач | | | |
57 | 21 | Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию уважительного отношения к семейным ценностям, к труду. | | | |
58 | 22 | Решение задач | | | |
59 | 23 | Решение задач | | | |
60 | 24 | Проверочная работа «Оценим себя и свои достижения» | | | |
61 | 25 | Анализ проверочной работы | | | |
62 | 26 | Контрольная работа № 1 | | | |
63 | 27 | Анализ контрольной работы | | | |
64 | 28 | Повторение пройденного | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (продолжение) (28 ч) |
65 | 1 | Повторение пройденного (вычисления вида ± 1, 2, 3) | | | |
66 | 2 | Повторение пройденного (решение текстовых задач) | | | |
67 | 3 | Повторение пройденного (решение текстовых задач) | | | |
68 | 4 | Сложение и вычитание вида ± 4 | | | |
69 | 5 | Приёмы вычислений для случаев вида ± 4 | | | |
70 | 6 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | | | |
71 | 7 | Переместительное свойство сложения | | | |
72 | 8 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида ± 5, ± 6, ± 7, ± 8, ± 9 | | | |
73 | 9 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида ± 5, ± 6, ± 7, ± 8, ± 9 | | | |
74 | 10 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида ± 5, ± 6, ± 7, ± 8, ± 9 | | | |
75 | 11 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида ± 5, ± 6, ± 7, ± 8, ± 9 | | | |
76 | 12 | Решение текстовых задач. | | | |
77 | 13 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | | | |
78 | 14 | Связь между суммой и слагаемыми | | | |
79 | 15 | Связь между суммой и слагаемыми | | | |
80 | 16 | Связь между суммой и слагаемыми | | | |
81 | 17 | Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность) | | | |
82 | 18 | Вычитание в случаях вида 6 −, 7 -, 8 -, 9 -, 10 - | | | |
83 | 19 | Состав числа 6 | | | |
84 | 20 | Состав числа 7 | | | |
85 | 21 | Состав числа 8 | | | |
86 | 22 | Состав числа 9 | | | |
87 | 23 | Состав числа 10 | | | |
88 | 24 | Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | | | |
89 | 25 | Обобщение изученного. | | | |
90 | 26 | Единица массы: килограмм. Определение массы предметов с помощью весов: взвешивание | | | |
91 | 27 | Единица вместимости: литр. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
92 | 28 | Проверочная работа «Проверим себя и свои достижения». Анализ проверочной работы | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Нумерация (12 ч) |
93 | 1 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. | | | |
94 | 2 | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц | | | |
95 | 3 | Запись и чтение чисел второго десятка | | | |
96 | 4 | Запись и чтение чисел второго десятка | | | |
97 | 5 | Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром | | | |
98 | 6 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 − 7, 17 − 10 | | | |
99 | 7 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 − 7, 17 − 10 | | | |
100 | 8 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи, запись решения | | | |
101 | 9 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи, запись решения | | | |
102 | 10 | Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи, запись решения. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
103 | 11 | Контрольная работа № 2 | | | |
104 | 12 | Анализ контрольной работы. Обобщение и повторение изученного. | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Сложение и вычитание (продолжение) (25ч) |
105 | 1 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | | | |
106 | 2 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | | | |
107 | 3 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | | | |
108 | 4 | Состав чисел 11, 12 | | | |
109 | 5 | Состав чисел 13, 14 | | | |
110 | 6 | Состав чисел 15, 16 | | | |
111 | 7 | Состав чисел 17, 18 | | | |
112 | 8 | Состав чисел 19, 20 | | | |
113 | 9 | Таблица сложения. | | | |
114 | 10 | Страничка для любознательных | | | |
115 | 11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | | | |
116 | 12 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток | | | |
117 | 13 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток | | | |
118 | 14 | Приём вычитания по частям | | | |
119 | 15 | Приём вычитания по частям | | | |
120 | 16 | Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми | | | |
121 | 17 | Приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми | | | |
122 | 18 | ППроверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
123 | 19 | Анализ проверочной работы | | | |
124 | 20 | Контрольная работа № 3 | | | |
125 | 21 | Анализ контрольной работы | | | |
126 | 22 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» | | | |
127 | 23 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» | | | |
128 | 24 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» | | | |
129 | 25 | Повторение изученного в 1 классе. | | | |
1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.
2. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 кл.
Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. Методические рекомендации. 1 кл.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Телевизор.
8. Учебно – практическое оборудование:
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.