№ урока | Тема урока | Дата | Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. | | Знакомство с «Практикой». Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка | Проанализировать структуру нового учебника. Повторить понятия «литературный язык», «норма». Проследить за изменчивостью норм русского литературного языка |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах. | | Повторение и систематизация сведений | Повторить базовые понятия, усвоенные ранее, совершенствовать навыки ис пользования языковых явлений в соответствии с нормами |
3 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
4 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
5 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
6 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
7 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
8 | Повторение изученного в 5-6 классах. | |
9 к/д №1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | | Диагностика усвоения норм культуры речи. | Владеть нормами культуры речи. |
10 р/р №1 | Анализ контрольного диктанта. Что такое текст? | | Анализ ошибок Текст, его признаки | Уметь работать над ошибками Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершённость, структурная связность всех час тей, стилистическое единство. Уметьозаглавливать текст, «читать» заглавие |
11 | Понятие о причастии: общее грамматическое строение, морфологические и синтаксические признаки. | | Семантика причастия, сфера его употребления в речи. Нормы произношения | Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам |
12 к/п/п№1 | Понятие о причастии: общее грамматическое строение, морфологические и синтаксические признаки. Контрольное письмо по памяти №1 | |
13 | Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. | | Грамматические признаки при частий. Орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях при частий». Нормы употребления причастий | Усвоить признаки причастия как части речи. Освоить новую орфограмму. Используя рассуждения, установить сходство и различие причастий и однокоренных прилагательных и глаголов. Подготовить сообщение на тему «Что я узнал о причастии» |
14 | Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). | |
15 р/р №2 | Описание общего вида местности. | | Сжатое и полное описание общего вида местности | Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем — к развёрнутому описанию общего вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью сжатого изложения учиться избегать типичного недочёта — подмены описания повествованием |
16 р/р №3 | Сочинение-описание общего вида местности. | |
17-18 к/сл/д№1 | Причастный оборот. Контрольный словарный диктант№1 | | Причастный оборот. Определяе мое и зависимое слово. Нормы употребления причастного оборота. Нормы согласования. Ин тонирование предложений с причастными оборотами | Учиться находить причастный оборот, усвоить понятия «определяемое» и «зависимое» слово. Уметь конструировать причастные обороты, использовать их в соответствии с нормами. Учиться соблюдать нормы согласования причастий с определяемыми словами, расположенными дистантно. Совершенствовать навыки интонирования изучаемых кон струкций, навыки выразительного чтения. Учиться выделять причастные обороты на письме |
19-20 | Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. | |
21-22 | Правописание не с причастиями. | | Правописание не с причастиями | Усвоить опознавательные признаки орфограммы, условия её возникновения,алгоритм применения правила. Совершенствовать навыки опознавания и выделения в устной речи и на письме причастных оборотов |
23 | Действительные и страдательные причастия. | | Семантика действительных и страдательных причастий, нор мы их употребления | Усвоить понятие о действительных и страдательных причастиях, их суффик сах, нормах употребления. Уметь опо знавать действительные и страдатель ные причастия |
24-25 р/р №4-5 | Сочинение по картине. (на выбор) | | | |
26-27 | Словообразование действительных причастий. | | Образование причастий. Орфо грамма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные синтаксические конструкции для выражения определительных отношений.Совершенствовать орфоэпические навыки |
28 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | |
29 | Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. | |
30-31 | Диктант по теме «Причастие» Анализ диктанта. | | Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Анализ ошибок | Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст, работать над ошибками |
32-33 | Словообразование страдательных причастий | | Образование причастий. Орфо грамма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Нормы акцентологии | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Освоить нормы употребления причастий, образованных от глаголов с суф фиксом ну. Совершенствовать акцентологические навыки |
34 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
35 | Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
36 | Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
37 р/р №6 | Описание действий (трудовых процессов) | | | |
38 р/р №7 | Сочинение-описание действий (трудовых процессов) | | | |
39-40 | Правописание гласных в причастиях перед нн и н. | | Орфограмма «Гласные перед нн и н». Нормы употребления при частий | Освоить новую орфограмму, отработать навыки нормированного употребления причастий. Совершенствовать навыки редактирования написанного: устранять однотипные конструкции с помощью использования причастных оборотов |
41-42 | Правописание н в кратких формах страдательных причастий. | | Краткие причастия, образова ние, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии | |
43-46 к/п/п№2 | Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Контрольное письмо по памяти №2 | | Слова омофоны, их разграниче ние. Нормы орфографии и орфо эпии | Учиться различать словао мофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки |
47 -48 | Повторение темы «Причастие» | | Систематизация материала, со вершенствование навыков упот ребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка |
49 к/д №2 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | | Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. | |
50 | Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие» | | | Классифицировать ошибки, работать над ними |
51 к/cоч. № 1 р/р №8 | Контрольное сочинение-описание действий (в спорте) | | Описание действий, его особен ности. Описание спортивных действий | Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению |
52 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. | | Понятие о деепричастии как части речи, нормах его употреб ления | Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний: «основное действие — добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия». Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка |
53 | Признаки глагола и наречия у деепричастия. | |
54 | Правописание не с деепричастиями. | | |
55 к/сл/д№2 | Деепричастный оборот. Контрольный словарный диктант№2 | | Понятие о деепричастном оборо те, его выделении в устной речи и на письме | Используя знания о причастном обороте, усвоить понятие о деепричастном обороте, нормах его употребления |
56-57 | Выделение запятыми деепричастного оборота. | |
58-59 р/р №9-10 | Рассказ на основе услышанного. | | Подготовка к сочинениюрассказу на основе услышанного | Уяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста |
60 | Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. | | Особенности образования деепричастий, нормы их употреб ления. Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричас тия». Изложение текста, насыщенного причастными и дее причастными формами и конст рукциями | Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Про верить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста |
61 | Повторение темы «Деепричастие» | | Систематизация материала, со вершенствование навыков упот ребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка |
62 к/т №1 | Контрольное тестирование №1 по теме «Деепричастие» | | Диагностика усвоения норм употребления деепричастий в речи учащихся. | |
63 | Анализ контрольного тестирования по теме «Деепричастие». | | | Классифицировать ошибки, работать над ними |
64 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. | | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Познакомиться с неморфологическим способом образования слов |