Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол от « » 2016г. № | СОГЛАСОВАНО заместитель директора ___________________ «____» 2016 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы Протокол от « » 2016 г. № | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия № 18» _________ В.Д. Демидова Приказ от . .2016 года №-_____________ |
Календарно- тематическое планирование
по учебному предмету «География»,
8А.8Б,8В класс
(базовый уровень)
на 2016-2017учебный год
Учитель географии
Пархоменко Светлана Ивановна
Старый Оскол - 2016
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы «География России» 8-9 кл.» Баринова И.И.. Дронов В.П.// «Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы/ сост. Е.В.Овсянникова. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010г.-128с.
Цели :
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географии России, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи курса:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Авторская программа курса «География» рассчитана на 68 часов обучения (34 учебных недель по 2 часа в неделю). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю, 35 учебных недель. Рабочая программа рассчитана на 70 часов обучения.
Используемый УМК
Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2010.-128с.
Примерное тематическое планирование по курсу «География Белгородской области»9 класс Составитель: Сластина Т.В., зав.кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКППС
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А., «География России». 8-9 классы, -М.: Дрофа, 2012г.- 272 с.
География Белгородской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В двух частях. Часть первая: Природа. Часть вторая: Население и хозяйство., -М.: Изд-во МГУ, 2008.-136 с.
Географический атлас. 8 класс. – М.:Дрофа, 2015г.
Изменения, внесённые в авторскую программу:
№п\п | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов в примерной (авторской) программе | Кол-во часов в рабочей программе | Обоснование |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Россия на карте мира | 11 | 10 | Уплотнение количества часов на 1 ч. по причине относительной легкости изучаемого материала |
3. | Природа России | 42 | 25+ География Белгородской области | Часы данного раздела по авторской программе включают также краеведческий материал «Географию Белгородской области». География Белгородской области в рабочей программе изучается отдельно, модульно. Раздел «Природа России» (25ч.+16ч.=41ч.) уменьшен на 1 час по причине относительной легкости изучаемого материала |
4. | Население России | 10 | 10 | |
5 | Хозяйство России | 4 | 8 | Изучаемые темы экономической направленности сложны для изучения и понимания, поэтому возникла необходимость увеличения часов на 4 ч. |
6. | География Белгородской области | 14 | 16 | Увеличена на 2 часа для итоговых закрепительно-обобщающих уроков по темам 2 полугодия. |
| | 68 | 70 | |
В планирование включён модульный региональный компонент «География Белгородской области». Составитель: Сластина Т.В., зав.кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКППС:
Примерное тематическое планирование по курсу «География Белгородской области»
8 класс (14 час.)
№ п/п | Тема урока | Практическая работа |
1 | Территория, границы, географическое положение | № 1. Физико-географическое положение Белгородской области |
Тема 1. Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф (3 час.)
2 | Особенности геологического строения | № 2. Описание геологического строения своего района |
3 | Полезные ископаемые | № 3. Полезные ископаемые области, района |
4 | Рельеф | № 4. Рельеф Белгородской области |
Тема 2. Климат (2 час.)
5 | Общая характеристика климата | № 5. Основные характеристики климата Белгородской области |
6 | Агроклиматические ресурсы | № 6. Агроклиматические ресурсы Белгородской области |
Тема 3. Поверхностные и подземные воды (2 час.)
7 | Гидрографическая сеть | № 7. Гидрографическая сеть области |
8 | Водохранилища и пруды Подземные воды | № 8. Внутренние воды Белгородской области |
Тема 4. Почвы, растительный и животный мир (3 час.)
9 | Почвы и почвенный покров | № 9. Почвы Белгородской области |
10 | Земельные ресурсы и их использование | № 10. Земельные ресурсы своего района, области |
11 | Растительность и животный мир | № 11. Растительность Белгородской области № 12. Животный мир Белгородской области |
Тема 5. Природно-территориальные комплексы (1 час)
12 | Природные районы | № 13. Природные районы Белгородской области |
Тема 6. Хозяйственная деятельность человека и природная среда (2 час.)
13 | Экологическая обстановка | |
14 | Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | № 14. ООПТ Белгородской области |
Практических работ, предусмотренных рабочей программой -21, из них 11- итоговых (оценочных), 8- тренировочных и 2- обучающих. Тренировочные и обучающие практические работы оцениваются выборочно, а итоговые- фронтально.
Всего практических работ | Кол-во итоговых практических работ | Кол-во тренировочных практических работ | Кол-во обучающих практических | Кол-во итоговых тестирований |
21 | 11 | 8 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Подготовка к ОГЭ | Примечание |
8А.8Б,8В |
план факт | план факт | Практические работы: (И) итоговые, (О) обучающие, (Т) тренировочные |
Введение 1час | |
1. | Что изучает география России. | 1 | 5.09 | | | |
Часть1. Россия на карте мира -10 час. |
Тема1. Географическое положение России -3 час |
2. | Географическое положение России. Виды географического положения. Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. | 1 | 7.09 | | 5.1 | (И) Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. |
3. | Уровни (масштабы) географического положения России | 1 | 12.09 | | | |
4. | Сравнение географического положения России и других государств. | 1 | 14.09 | | | |
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России 7час |
5. | Государственные границы России, их типы и виды. | 1 | 19.09 | | 5.1.1 | |
6. | Морские и сухопутные границы. | 1 | 21.09 | | | |
7. | Россия на карте часовых поясов Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. | 1 | 26.09 | | 5.1.2 | И) Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. |
8. | Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. | 1 | 28.09 | | | |
9. | Огромные российские пространства. Экономически эффективная территория | 1 | 3.10 | | | |
10. | Административно –территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. | 1 | 5.10 | | 5.1.3 | |
11. | Обобщение и контроль знаний по теме «Особенности географического положения России | 1 | 10.10 | | | |
Часть II. Природа России. 25час |
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.(4часа) |
12. | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 1 | 12.10 | | 5.2.1 | |
13 | Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. | 1 | 17.10 | | | |
14 | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. | 1 | 19.10 | | | (Т) Практическая работа. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере отдельных территорий. |
15 | Человек и литосфера. | 1 | 24.10 | | | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (5 часов) |
16 | Факторы, определяющие климат России. | 1 | 26.10 | | 5.2.2 | |
17 | Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа № 3 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения. | 1 | 9.11 | | | И) Практическая работа(№ 3 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения |
18 | Типы климата России | 1 | 14.11 | | | |
19 | Влияние климата на быт человека. Способы адаптации человека | 1 | 16.11 | | | |
20 | Климат и человек. Обобщение и контроль знаний по теме: «Климат и климатические ресурсы» | 1 | 21.11 | | | условий жизни и хозяйственной деятельности человека |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.(3 часа) |
21 | Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы. Практическая работа № 4 Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. | 1 | 23.11 | | 5.2.3 | (И) Практическая работа № 4 Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования |
22 | Важнейшие озера, их происхождение, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | 28.11 | | . | (Т) Практическая работа. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата |
23 | Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. | 1 | 30.11 | | | (О) Практическая работа. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования |
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3часа) |
24 | Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Практическая работа № 5. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. | 1 | 5.12 | | 5.2.5 | (И) Практическая работа №5 Выявление условий почвообразования основных зональных типовпочв (количество тепла и вл аги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия |
25 | Разнообразие и закономерности распространения почв. | 1 | 7.12 | | | |
26 | Человек и почва. Почвенные ресурсы. | 1 | 12.12 | | | |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 часа) | | 14.12 | | | |
27 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие | 1 | 19.12 | | 5.2.6 | |
28 | Особенности растительности и животного мира природных зон России. | 1 | 21.12 | | | |
29 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Практическая работа № 6. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | 1 | 26.12 | | | И) Практическая работа № 6. Составление прогноза изменений растительного и животногомира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. |
Тема 6. Природное районирование (7 час) |
30 | Формирование природно- территориальных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. | 1 | 28.12 | | | |
31 | Природно – хозяйственные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры. | 1 | 16.01 | | | |
32 | Характеристика лесов и лесостепей. Итоговая проверочная работа №1. | 1 | 18.01 | | | |
33 | Безлесные пространства: степи, полупустыни и пустыни. | 1 | 23.01 | | | |
34 | Природные ресурсы природных зон, их использование. Высотная поясность. | 1 | 25.01 | | | |
35 | Экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые территории. Памятники природы. | 1 | 30.01 | | | |
36 | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | 1.02 | | | |
Часть III. Население России (10 часов) |
Тема 1. Численность населения -3часа |
37 | Численность населения России. Прогнозы изменения численности населения страны. | 1 | 6.02 | | 5.3.1 | |
38 | Особенности воспроизводства российского населения. Причины демографического кризиса. | 1 | 8.02 | | | |
39 | Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. | 1 | 13.02 | | 5.3.2 | |
Тема 2. Национальный состав-1час |
40 | Национальный состав. Россия -многонациональная страна География религий | 1 | 15.02 | | 5.3.5 | |
Тема 3. Городское и сельское население страны- 2часа |
41 | Городское и сельское население России | 1 | 20.02 | | 5.3.6 | |
42 | Географические особенности размещения населения. Зоны расселения | 1 | 22.02 | | | |
Тема 4. Миграции населения1 |
43 | Миграции населения в России. Основные направления миграционных потоков . | 1 | 27.02 | | 5.3.4 | |
Тема 5. Трудовые ресурсы- 3час |
44 | Трудовые ресурсы. Люди и труд. | 1 | 1.03 | | | |
45 | Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны. | 1 | 6.03 | | 5.3.3 | |
46 | Урок повторения, обобщения и контроля знаний. | 1 | 8.03 | | | |
Часть IV. Хозяйство России ( 8 часов) |
47 | Хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. | 1 | 13.03 | | | |
48 | Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства. | 1 | 15.03 | | 5.4.1 | |
49 | Первичный сектор экономики –отрасли, эксплуатирующие природу. Состав первичного сектора. | 1 | 20.03 | | | |
50 | Природно- ресурсный потенциал России | 1 | 22.03 | | 5.4.2 | |
51 | Сельское хозяйство. Понятие об агропромышленном комплексе. Основные проблем развития АПК | 1 | 3.04 | | 5.4.4 | |
52 | Земледелие и животноводство России. | 1 | 5.04 | | | |
53 | Лесное и рыбное хозяйство России. Охота. | 1 | 10.04 | | | |
54 | Обобщение и контроль знаний по теме: «Первичный сектор экономики» | 1 | 12.04 | | | |
| Раздел V. География Белгородской области. (16 часов) | 16 | 17.04 | | | |
55 | Территория, границы, географическое положение Белгородской области. Практическая работа № 7. Территория, границы, географическое положение Белгородской области. | 1 | 19.04 | | | И) Практическая работа № 7. Территория, границы, географическое положение Белгородской области. |
56 | Особенности геологического строения Полезные ископаемые Белгородской области. Практическая работа № 8. Практическая работа.Рельеф,геологическое строение и полезные ископаемые. | 1 | 24.04 | | | (И) Практическая работа № 8. Практическая работа Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. |
57 | Рельеф области. | 1 | 26.04 | | | |
58 | Общая характеристика климата Белгородской области. Агроклиматические ресурсы области. Практическая работа №9. Основные характеристики климата Белгородской области | 1 | | | | И) Практическая работа №9. Основные характеристики климата Белгородской области |
59 | Поверхностные и подземные воды Белгородской области. Гидрографическая сеть . | 1 | 3.05 | | | (Т) Практическая работа. Гидрографическая сеть области |
60 | Водохранилища, пруды, болота, подземные воды Белгородской области. | 1 | 8.05 | | | (Т) Практическая работа. Внутренние воды Белгородской области |
61 | Почвенно- земельные ресурсы нашей местности. Практическая работа №10. Почвы и земельные ресурсы области. | 1 | 10.05 | | | (И) Практическая работа №10. Почвы и земельные ресурсы области. |
62 | Земельные ресурсы и их использование. | 1 | 16.05 | | | |
63 | Растительность и животный мир. | 1 | 18.05 | | | |
64 | ПТК Белгородской области. Практическая работа №11. Природные районы Белгородской области | 1 | 22.05 | | | (Т)Практическая работа. Растительность Белгородской области (Т)Практическая работа. Животный мир Белгородской области |
65 | Экологическая обстановка в Белгородской области. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | 1 | 24.05 | | | (И) Практическая работа №11. Природные районы Белгородской области |
66 | Урок обобщения знаний. Тестовый контроль. | 1 | 29.05 | | | |
67 | Урок повторения и коррекции знаний изученного материала по теме: «География Белгородской области». | 1 | 31.05 | | | |
68 | Урок повторения и коррекции знаний изученного материала по теме: «Природа России» | 1 | | | | |
69 | Урок повторения и коррекции знаний изученного материала по теме: «Природа России». Итоговая проверочная работа №2. | 1 | | | | |
70 | Итоговый урок. Географическая викторина- «Что? Где? Когда?» | 1 | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География России» ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; масштабу, способам картографического изображения;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется в форме практических работ, устного опроса фронтального и индивидуального.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
При оценивании тестов используется следующая система оценивания: оценку «5» получает ученик, если им выполнено задание на 86-100%, «4» - на 75-85%, «3» - на 51-74%. В случае, если объем задания, выполненного учеником, меньше 50% выставляется оценка «2».
При оценивании контрольных работ и тестов используется следующая система оценивания: оценку «5» получает ученик, если им выполнено задание на 86-100%, «4» - на 75-85%, «3» - на 51-74%. В случае, если объем задания, выполненного учеником, меньше 50% выставляется оценка «2».
Итоговые практические работы по географии в 8 классе:
№ | Итоговая практическая работа | Название практической работы | Урок № |
1 | Практическая работа № 1 | Характеристика географического положения России. | 2 |
2 | Практическая работа № 2 | Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. | 7 |
3 | Практическая работа № 3 | Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения. | 17 |
4 | Практическая работа № 4 | . Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. | 21 |
5 | Практическая работа № 5 | Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. | 24 |
6 | Практическая работа № 6 | Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | 29 |
7 | Практическая работа№7 | Территория, границы, географическое положение Белгородской области. | 55 |
8 | Практическая работа № 8 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 56 |
9 | Практическая работа № 9 | Основные характеристики климата Белгородской области | 58 |
10 | Практическая работа № 10 | Почвы и земельные ресурсы области. | 61 |
11 | Практическая работа № 11 | Природные районы Белгородской области | 64 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Критерии оценки по географии являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщен
Перечень учебно- методических средств и оборудования
Основная литература :
Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2010.-128с.
Примерное тематическое планирование по курсу «География Белгородской области»9 класс Составитель: Сластина Т.В., зав.кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКППС
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А., «География России». 8-9 классы, -М.: Дрофа, 2012г.- 272 с.
География Белгородской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В двух частях. Часть первая: Природа. Часть вторая: Население и хозяйство., -М.: Изд-во МГУ, 2008.-136 с.
Географический атлас. 8 класс. – М.:Дрофа, 2015г.
Дополнительная литература
1.Евдокимов М.Ю, Сиротин В.И, Терешенкова В.Г. География России. Методическое пособие 8-9 классы. – М.: Дрофа 2006
2.Лисецкий Н.Ф, Петин А.Н., География Белгородской области (учебное пособие для учащихся). Часть 1. Природа. МГУ, 2006г.
3.Петин А.Н., Сластина Т.В., География Белгородской области. Авторы
Методическое пособие для учителей.
4. Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. Народные промыслы России 8-9кл - 2003г.
5.Сиротин В.И.. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Природа и население“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008 г.
Интернет-ресурсы
priroda.ru
ekolog/internet_r.
http://www.priroda.ru
http://www.biodat.ru
http://www.geonature.ru
МЕТЕО.RU
FOREST. RU – ВСЕ О РОССИЙСКИЙ ЛЕСАХ
ttp://www.kungurlitera.ru/
ttp://www.kungurlitera.ru/
http://present.griban.ru
Оборудование и приборы:
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Климатическая карта России, почвенная карта России, физическая карта России , тектоническая карта России, политико – административная России;
коллекция горных пород, коллекция « почва и ее состав»
Физическая карта России. Урал. Физическая карта.
Интерактивное наглядное пособие ООО.Дрофа. 2008.
Интерактивное наглядное пособие. ООО.Дрофа. 2008.
Мультимедийная программа: География Кирилла и Мефодия 8 класс География России. Природа и население.8 класс Мультимедиа учебник
9