№ ур. | Тема урока | Лабораторная работа | Дата | Коррект. | Оборудование |
Введение. 1час |
1 | Введение. | | С. 3-5 | | |
Общий обзор строения организма человека.5 часов |
2 | Науки об организме человека. | | §1 | | Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных Портреты учёных |
3 | Структура тела. Место человека в живой природе. | | §2 | | Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей |
4 | Строение, химический состав, физиология клетки. | Л.Р. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | §3 | | Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3% пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка. |
5 | Ткани. | Л. Р. «Клетки и ткани под микроскопом» | §4 | | Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей. |
6 | Системы органов. Организм. | П.Р. «Получение мигательного рефлекса и его торможение». | §5 | | Торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего |
Опорно – двигательная система. 8 часов |
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Л.Р. «Строение костной ткани. Состав костей». | §6 | | Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани. |
8 | Скелет головы и туловища. | | §7 | | Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных. |
9 | Скелет конечностей. | | §8 | | Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных. Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей». |
10 | Первая помощь при растяжениях, вывихах и переломах. | | §9 | | Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. |
11 | Мышцы человека. | | §10 | | Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей. Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей). |
12 | Работа мышц. | | §11 | | Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели. |
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. | П.Р. «Определение нарушений осанки и плоскостопия» | §12 | | Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия. |
14 | Развитие опорно-двигательной системы. | | §13 | | Тестирование. |
Кровь. Кровообращение. 9 часов |
15 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | Л.Р. «Сравнение крови лягушки и человека». | §14 | | Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки. |
16 | Иммунитет. | | §15 | | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний |
17 | Тканевая совместимость и переливание крови. | | §16 | | Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. |
18 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | | §17 | | Барельефная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки) |
19 | Движение лимфы. | | §18 | | Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности |
20 | Движение крови по сосудам. | П.Р. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока. Рефлекторный приток крови к мышцам.» | §19 | | Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной каждому учащемуся линейка |
21 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | | §20 | | Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой |
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | П.Р. «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | §21 | | таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы ;Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.. |
23 | Первая помощь при кровотечениях. | | §22 | | таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут, перевязочные материалы |
Дыхательная система . 5 часов |
24 | Значение дыхания. Органы дыхания. | | §23 | | Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения |
25 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | Л.Р. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | §24 | | |
26 | Дыхательные движения. | | §25 | | |
27 | Регуляция дыхания. | | §26 | | |
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | | §27-28 | | Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы |
Пищеварительная система. 7 часов |
29 | Значение и состав пищи. | | §29 | | Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. |
30 | Органы пищеварения. | П.Р. «Местоположение слюнных желез» | §30 | | Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов. |
31 | Зубы. | | §31 | | Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов |
32 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | Л.Р. «Действие ферментов слюны на крахмал. Действие желудочного сока на белки.» | §32 | | Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата и |
33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | | §33 | | Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени. |
34 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | | §34 | | Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление. Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии. |
35 | Заболевания органов пищеварения. | | §35 | | Презентация |
Обмен веществ и энергии. Витамины. 3 часа |
36 | Обменные процессы в организме. | | §36 | | Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды |
37 | Нормы питания. | П.Р. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | §37 | | Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах». Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах. Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой |
38 | Витамины. | | §38 | | Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах |
Мочевыделительная система. 2 часа |
39 | Строение и работа почек. | | §39 | | |
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | §40 | | |
Кожа. 3 часа |
41 | Кожа. Значение и строение. | | §41 | | Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол. |
42 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | | §42 | | Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой. |
43 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | | §43 | | Таблицы, показывающие строение кожи. |
Эндокринная система. 2 часа |
44 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | | §44 | | Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, |
45 | Роль гормонов в обмене веществ и развитии организма. | | §45 | | Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы. |
Нервная система. 5 часов |
46 | Значение и строение нервной системы. | П.Р. «Действие прямых и обратных связей» | §46 | | Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном. |
47 | Вегетативная нервная система. | П.Р. «Штриховое раздражение кожи» | §47 | | |
48 | Нейрогуморальная регуляция. | | §48 | | |
49 | Спинной мозг. | | §49 | | Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс». |
50 | Головной мозг. | П.Р. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» | §50 | | Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов |
Органы чувств. Анализаторы. 5 часов |
51 | Значение органов чувств и анализаторов. | | §51 | | Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий. |
52 | Орган зрения и зрительный анализатор. | П.Р. «Сужение и расширение зрачка. Принцип работы хрусталика. Обнаружение «слепого пятна»» | §52 | | Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа. |
53 | Заболевания и повреждения глаз. | | §53 | | Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга. |
54 | Орган слуха и равновесия. | П.Р. «Вестибулярный аппарат» | §54 | | Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, механические часы |
55 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | | §55 | | Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса» |
Поведение и психика. 7 часов. |
56 | Врожденные формы поведения. | | §56 | | Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса. Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов. |
57 | Приобретенные формы поведения. | П.Р. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | §57 | | Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса. Таблицы со схемами слюноотделительных |
58 | Закономерности работы головного мозга. | | §58 | | Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. |
59 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | | §59 | | Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. |
60 | Особенности высшей нервной деятельности. | | §60 | | |
61 | Воля. Эмоции. Внимание. | П.Р. «Изучение внимания при разных условиях» | §61 | | Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой |
62 | Работоспособность. Режим дня. | | §62 | | |
Индивидуальное развитие организма. 5 часов |
63 | Половая система. | | §63 | | Таблицы со схемами органов эндокринной системы, барельефные модели мужской и женской половых систем, . |
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | | §64 | | Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека. |
65 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | | §65 | | Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека. |
66 | О вреде наркогенных веществ | | §66 | | |
67 | Психологические особенности личности | | §67 | | |
68 | Контрольная работа | | | | |
69 | Итоговое повторение | | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Дата по факту | Оборудование | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |
Введение. |
1. | «Биология – наука о жизни» | Урок – актуализация | Беседа | | Репродуктивный | | |
2. | «Общие свойства живого» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | Устный текущий | |
3. | «Многообразие форм жизни» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | | Репродуктивный | Устный текущий | |
Тема 1. «Основы учения о клетке» |
4. | «Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | | |
5. | «Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | Устный текущий | |
6. | «Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро» | Комбинирован-ный урок | Лекция Л.Р. №1 | | Проблемный, частично-поисковый | Проверочная работа №1 | |
7. | «Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды» | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа с учебником | | Репродуктивный | Устный текущий | Крос- сворд |
8. | «Обмен веществ – основа существования клеток» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | Проверочная работа №2 | |
9. | «Биосинтез белков в живой клетке» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | Устный текущий | Оформление книжечки |
10. | «Биосинтез углеводов – фотосинтез» | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа с учебником | | Проблемный | Проверочная работа №3 | |
11. | «Обеспечение клеток энергией» | Урок изучения нового материала | Лекция | | Проблемный | Устный текущий | |
12. | «Разнообразие клеток живой природы» | Комбинирован-ный урок | Беседа Л.Р. №2 | | Проблемный, частично-поисковый | Устный текущий | |
13. | Зачет по теме «Основы учения о клетке» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, выполнение письменных заданий | Индивидуальная | Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый | Тематический контроль | |
Тема 2. «Организм, его свойства и развитие» |
14. | «Типы размножения организмов» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | | Оформление таблицы |
15. | «Клеточное деление: митоз» | Комбинирован-ный урок | Лекция Л.Р. №3 | Фронтальная, парная | Проблемный, частично-поисковый | Устный текущий | Оформление таблицы |
16. | «Клеточное деление: мейоз» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | Оформление таблицы |
17. | «Особенности образования половых клеток. Оплодотворение» | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа с учебником | Индивидуальная | Репродуктивный | Устный текущий | |
18. | «Индивидуальное развитие организмов и его этапы» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа №4 | |
Тема 3. «Основы генетики» |
19. | «Из истории развития генетики» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Репродуктивный | | |
20. | «Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий | |
21. | «Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №5 | |
22. | «Сцепленное наследование генов и кроссинговер» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №6 | |
23. | «Взаимодействие генов и их множественное действие» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий | |
24. | «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий | Составление задач |
25. | «Наследственная изменчивость» | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа с учебником | Индивидуальная | Репродуктивный | Устный текущий | |
26. | «Другие типы изменчивости» | Комбинирован-ный урок | Лекция, Л.Р. №4 | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №7 | |
27. | Зачет по теме «Основы генетики» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, заполнение кроссворда, решение задач | Индивидуальная | Проблемный, репродуктивный, частично-поисковый | Тематический контроль | |
Тема 4. «Основы селекции» |
28. | «Генетические основы селекции организмов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | | |
29. | «Особенности селекции растений» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
30. | «Особенности селекции животных» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий | |
31. | «Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология» | Урок изучения нового материала | Самостоятельный поиск информации в разных источниках | Индивидуальная | Проблемный | Проверочная работа № 8 | Статья в журнал |
Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира» |
32. | «Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | | |
33. | «Современные теории возникновения жизни на Земле» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
34. | «Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
35. | «Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
36. | «Этапы развития жизни на Земле: Палеозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
37. | «Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 9 | Оформление книжечки |
Тема 6. «Учение об эволюции» |
38. | «Идея развития органического мира в биологии» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | | |
39. | «Основные положение теории Ч. Дарвина» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
40. | «Современные представления об эволюции органического мира» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
41. | «Вид, его критерии и структура» | Комбинирован-ный урок | Лекция, Л.Р. №5 | Фронтальная. индивидуальная | Проблемный, частично - поисковый | Устный текущий | |
42. | «Процессы видообразования» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
43. | «Макроэволюция – результат микроэволюций» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 10 | |
44. | «Основные направления эволюции» | Комбинирован-ный урок | Лекция, Л.Р. №6 | Фронтальная, индивидуальная | Проблемный | Устный текущий | |
45. | «Основные закономерности эволюции» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
46. | «Результаты эволюции» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
47. | Зачет по теме «Учение об эволюции» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, выполнение письменных заданий | Индивидуальная | Репродуктивный, Проблемный, частично - поисковый | Тематический контроль | |
Тема 7. «Происхождение человека» |
48. | «Доказательства эволюционного происхождения человека» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Проблемный | | |
49. | «Эволюция приматов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
50. | «Этапы эволюции человека» | Урок изучения нового материала | Самостоятельный поиск информации в разных источниках | Индивидуальная | Репродуктивный | Устный текущий | Брошюра в компью-терном варианте |
51. | «Первые современные люди» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
52. | «Человеческие расы, их родство и происхождение» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
53. | «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий | |
Тема 8. «Основы экологии» |
54. | «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | | |
55. | «Общие законы действия факторов среды на организм» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
56. | «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» | Комбинирован-ный урок | Беседа, Л.Р. № 7 | Фронтальная, индивидуальная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий | |
57. | «Биотические связи в природе» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный | Устный текущий | |
58. | «Популяции» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 11 | |
59. | «Функционирование популяции и динамика ее численности» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
60. | «Сообщества» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
61. | «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
62. | «Развитие и смена биогеоценозов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
63. | «Основные законы устойчивости живой природы» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий | |
64. | «Рациональное использование природы и ее охрана» | Урок обобщения и систематизации знаний | Конференция | Фронтальная, индивидуальная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий | Реферат |
65. | «Лес и водоем как природные экосистемы» | Урок комплексного применения знаний | Экскурсия | Парная | Репродуктивный, проблемный, частично - поисковый | Отчет об экскурсии | |
66. | «Парк как пример искусственного биогеоценоза» | Урок комплексного применения знаний | Экскурсия | Парная | Репродуктивный, проблемный, частично – поисковый | Отчет об экскурсии | |
67. | Зачет по теме «Основы экологии» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, выполнение письменных заданий | Индивидуальная | Репродуктивный, проблемный, частично - поисковый | Тематический контроль | |
68. | Биология 9 класса в терминах. | Урок обобщения и систематизации знаний | Устная и письменная работа с терминами по общей биологии | Индивидуальная | Репродуктивный | | |
№ ур. | Тема урока | Лабораторная работа | | Дата | Коррект. |
Введение. 1час |
Общий обзор строения организма человека. |
1 | Науки об организме человека. Структура тела | | | | |
2 | Строение клетки. Ткани. | | | | |
3 | Системы органов. Организм . | | | | |
Опорно – двигательная система |
4 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Л.Р. «Строение костной ткани. Состав костей». | | | |
5 | Скелет головы и туловища. Скелет конечностей | | | | |
6 | Первая помощь при растяжениях, вывихах и переломах. | | | | |
7 | Мышцы человека .Работа мышц. | | | | |
8 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. | П.Р. «Определение нарушений осанки и плоскостопия | | | |
Кровь. Кровообращение. |
9 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | | | | |
10 | Тканевая совместимость и переливание крови. | | | | |
11 | Строение и работа сердца. . Движение крови по сосудам | П.Р. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока. Рефлекторный приток крови к мышцам.» | | | |
12 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | П.Р. «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | | | |
13 | Первая помощь при кровотечениях. | | | | |
Дыхательная система . |
14 | Значение дыхания. Органы дыхания. | | | | |
15 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. | Л.Р. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | | | |
16 | Регуляция дыхания. | | | | |
17 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | | | | |
Пищеварительная система. |
18 | Значение и состав пищи. | | | | |
19 | Органы пищеварения. Зубы. | П.Р. «Местоположение слюнных желез» | | | |
20 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | Л.Р. «Действие ферментов слюны на крахмал. Действие желудочного сока на белки.» | | | |
21 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.Гигиена питания. | | | | |
22 | Заболевания органов пищеварения. | | | | |
Обмен веществ и энергии. Витамины. |
23 | Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины. | | | | |
Мочевыделительная система. |
24 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | | | |
Кожа. |
25 | Кожа. Значение и строение.Повреждения кожи | | | | |
26 | . Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | | | | |
Эндокринная система. |
27 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.Гормоны | | | | |
Нервная система. |
28 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг | | | | |
Органы чувств. Анализаторы. |
29 | Значение органов чувств и анализаторов. Заболевания и повреждения глаз. | | | | |
30 | Орган слуха. Органы осязания,обоняния ,вкуса | | | | |
Поведение и психика. |
31 | Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения | | | | |
32 | Биологические ритмы. Сон и его значение. Воля. Эмоции. Внимание Работоспособность. Режим дня. | | | | |
33 | Работоспособность. Режим дня. | | | | |
Индивидуальное развитие организма. |
34 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. О вреде наркогенных веществ | | | | |