СЕНТЯБРЬ |
№ прогулки, название | Цели | Ход наблюдений | Трудовая деятельность | Подвижные игры | Индивидуальная работа |
№1 «Наблюдение за сезонными изменениями» | -закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; -учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; -формировать представление об осенних месяцах. | Воспитатель задает детям вопросы. Какое сейчас время года? Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени. Почему осенью стало холоднее? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года? Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг. | Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цели: -учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; -воспитывать экологическую культуру. | «Третий лишний». Цели: -учить соблюдать правила игры; -развивать ловкость и быстроту бега. «Совушка». Цели: -учить ориентироваться в пространстве; -развивать интерес к игре. | Прыжки на двух ногах до флажка и обратно. Цель: -совершенствовать прыжки с продвижением вперед. Самостоятельные игры с выносным материалом. |
№2 «Наблюдение за крапивой» | -развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; -формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. | Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается. О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Крапива - многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне - августе. Правила поведения на природе Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. | Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели: -приучать к чистоте и порядку; -вызывать желание трудиться в коллективе. Здесь и далее каждая прогулка предполагает самостоятельные игры с выносным материалом. | «Кто самый меткий?». Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?». Цель: учить бегать на скорость. | Развитие движений. Цель: -улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). |
№3 "Наблюдение за разными видами транспорта" | -расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; -формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека. | Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит автобус? Что находится внутри автобуса? Для чего нужны поручни? Какие автобусы ездят по нашему городу? Как едет автобус? Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки. На остановке столпотворенье: Люди автобуса ждут с нетерпеньем, Надо народу успеть на работу - Всем поместиться в автобус охота. Только обидно, Что в транспорт бензиновый, Все не войдут: он, увы, не резиновый! | Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда. | «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели: - учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; -развивать быстроту и реакцию; -воспитывать смелость. | Развитие прыжков. Цель: -закреплять умение прыгать на одной ноге. |
№4 «Наблюдение за пауком» | -расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; -формировать реалистические представления о природе. | Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Этот маленький ловец Сетку прочную плетет, Если муха попадет, Тут бедняжке и конец. (Паук.) На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь. Как выглядит паук? Как он передвигается? Где живет и чем питается? Как паук ловит насекомых? Есть ли враги у паука? Как по поведению пауков можно предсказывать погоду? Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете? Где зимуют пауки? Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки - хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети - паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине - жди сухих солнечных дней. | Сбор семян. Цель: -закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить. | «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: - развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. | Развитие движений. Цель: -совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком). |
№5 "Наблюдение за одуванчиком" | -продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком; -формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; -пополнить свой фито бар сбором лекарственных трав. | «Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит -одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков ). «Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев). К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение - до трех тысяч! Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым! Воспитатель задает детям вопросы. Правила поведения на природе Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки. | Сбор лекарственных растений. Цель: -учить правильно собирать лекарственные растения. | «Совушка». Цель: -учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой». Цель: -закреплять умение соотносить движения с текстом. | «Смелые ребята». Цели: -упражнять в быстром беге; - развивать ловкость. |
№6 «Наблюдение за муравьем» | -расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; -вызывать интерес к окружающему миру. | Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Он - работник настоящий, Очень-очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей.) Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей. Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? Как называется муравьиный дом? Из чего муравьи строят свой дом? Какие враги есть у муравьев? Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете? Как готовятся муравьи к зиме? Муравей - самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - великолепные строители. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед. | Сбор урожая кабачков на огороде. Цель: -воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям. | «Один - двое», «Пройди бесшумно». Цель: -учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости). | Развитие движений. Цель: -воспитывать выносливость. |
№7 «Наблюдение за мать-и-мачехой» | -продолжать знакомство с лекарственными растениями; -пополнять свой фито бар сбором лекарственных трав; -формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. | Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать. Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.) Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, - которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать -и- мачехи применяется как отхаркивающее средство. | Сбор лекарственных растений. Цель: -пополнить фито бар детского сада. | «Каких листьев больше?». Цель: -развивать быстроту бега, мышление, ловкость. | «Прыгни дальше». Цель: -учить прыгать в длину с разбега. |
№8 "Наблюдение за кошкой" | -закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; -воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. | Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.) Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. Тихо притаился Он в траве густой И с кустами слился Шубкой золотой. Почему кошка - домашнее животное? Как выглядит домашняя кошка? Чем питаются кошки? Как называются детеныши кошки? Какие породы кошек вы знаете? Какую пользу людям приносят кошки? Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки? Докажите, что кошка - хищное животное. Сравните способности и характеры собак и кошек. Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете? | Сбор урожая на огороде. Цель: -воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая. | «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: -учить быстро, действовать при потере равновесия. | Развитие движений. Цель: -закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад). |
№9 «Наблюдение за цветником» | -уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни); -побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху). | Вьется пчелка над цветком, Вся в пыльце пушистой, На тычинках хоботком Пьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка Медленно кружится И, трудом утомлена, На лепестки ложится. Но работа в путь зовет, Дальше полетела, Вот еще один цветок - В нем не будет дела, Это маленький бутон, Нежный нераскрытый. Воспитатель задает детям вопросы. Как устроен цветок? Как называются цветы, которые растут на клумбе? А что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.) Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.) | Сбор семян растений в разные пакеты. Цель: -учить различать зрелые семена от незрелых. | «С кочки на кочку». Цель: -формировать навыки прыжков в длину. | Упражнение на равновесие. Цель: -учить вбегать и сбегать по наклонной доске. |
№10 «Наблюдение за мухой» | -расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи; -формировать реалистические представления о природе. | Муха, муха - надоеда, Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит. Хлеб нарезан - можно есть. Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: «В гости мы тебя не звали!» Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит муха? Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенам и потолку? Чем питается муха? Есть ли дом у мух? Почему мух называют вредными насекомыми? Какие враги есть у мух? Какие песни, стихи, загадки, сказки о мухе вы знаете? Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться. Муха очень подвижна, ловка, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям. Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы. | Вскапывание земли на грядках. Цель: -учить подготавливать землю для посадки семян в следующем году. | «Мышеловка», «Лошадки». Цель: -развивать быстроту и выносливость. | Продолжительный бег в медленном темпе. Цель: -воспитывать выносливость, терпение. |
ОКТЯБРЬ |
№1 «Наблюдение за работой дворника» | -расширять знания о труде взрослых осенью; -воспитывать уважение к труду. | Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят. Воспитатель задает детям вопросы. Какие орудия труда нужны дворнику для работы? Какую работу выполняет дворник осенью? Для чего нужна работа дворника? Как мы можем помочь дворнику? | Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки). Цели: -учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; -воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. | «Кот и мыши». Цели: -продолжать учить соблюдать правила игры; -активизировать двигательную активность. «Уголки». Цель: -закреплять ловкость, быстроту бега. | Развитие движений. Цель: -развивать навыки бросания мяча в цель. |
№2 «Наблюдение за подорожником» | -знакомить с лекарственным растением - подорожником; -развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. | Воспитатель задает детям вопросы. Подорожник - многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея - сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья. Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство. | Уборка участка от сухих веток. Цель: -приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. | «Найди, где спрятано». Цель: -учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше». Цель: -учить действовать по сигналу. «Волк во рву». Цель: -учить прыжкам. | Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: -вырабатывать координацию движений. |
№3 «Наблюдение за легковым автомобилем» | -научить понимать значение и функции автомобиля; -закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло). | Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Машина.) Для чего нужна машина? Какие машины едут по нашей улице? Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.) Как эта машина называется? (Легковая.) А кто ведет ее? У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. | Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады. Цель: -воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. | «Мы - шоферы», «Послушные листья». Цели: -учить внимательно, слушать команды воспитателя; | Ходьба по брусьям и спрыгивание на обе ноги. Цель: -развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности. |
№4 «Наблюдение за подосинови ком» | -развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе. | Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. В лесу осеннем в сентябре В скучный день дождливый Вырос гриб во всей красе Важный, горделивый. Под осиной его дом, Шляпа красная на нем. Многим этот гриб знаком. Как его мы назовем? (Подосиновик.) Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.) Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.) Правила поведения в природе Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. | Окапывание деревьев и кустарников. Цель: -воспитывать желание трудиться. | «Найдем грибок». Цели: -учить внимательно слушать команду воспитателя; -развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания. | Развитие движений. Цель: -развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. |
№5 «Наблюдение за грузовым автомобилем» | -учить отличать грузовой автомобиль от легкового. | Мощный транспорт - грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы! Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужны грузовые автомобили? Что они перевозят? Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны? Каким автомобилем сложнее управлять - грузовым или легковым? | Уборка опавших листьев. Цели: -приучать доводить начатое дело до конца; -воспитывать аккуратность, ответственность. | «Горелки», «Волк во рву». Цели: -учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; -развивать ловкость. | Ходьба по бревну. Цель: -добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. |
№6 «Наблюдение за рябиной» | -продолжать знакомить детей с рябиной. | Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев. О. Высотская Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям? Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. | Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: -учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. | «Коршун и наседка», «Кто дальше?». Цель: -учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. | Развитие движений. Цель: -учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге. |
№7 «Наблюдение за светофором» | -закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов. | Воспитатель загадывает детям загадку. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю, И тебе хочу помочь. (Светофор.) Рассказать, что в нашем городе много широких улиц и переулков. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг другу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую сложно. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый. Хоть у вас терпенья нет, Подождите - красный свет! Желтый свет на пути - Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди - Вот теперь переходи! Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужен светофор? На какой сигнал светофора переходят пешеходы? На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что может произойти? Почему? Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.) Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно, поступает тот, Кто лишь при зеленом свете Через улицу идет! | Удаление сломанных веток деревьев секатором. Цель: -закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме. | «Светофор». Цель: -закреплять знания о значении светофора. | Развитие движений. Цель: -закреплять навыки равновесия в ходьбе по брусьям. |
№8 «Наблюдение за лошадью» | -закреплять знания о лошади, ее характерных особенностях как млекопитающего, домашнего животного;- воспитывать интерес к жизни животного. | Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Кто я - догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.) Почему лошадь - домашнее животное? Как выглядит лошадь? Чем она питается? Как называются детеныши лошади? Какую пользу людям приносят лошади? Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы знаете? Тлеют костра огоньки, Берег в тумане тонет. Ночью в лугах у реки Мирно пасутся кони. Головы опустив, Свесив пышные гривы, Щиплют траву возле ив, Бродят по краю обрыва. Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная память, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хозяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25- 30 лет. | Посадка елочек на экологической тропе. Цели: -вызывать интерес к посадке деревьев; -воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. | «Круговорот», «Холодно - горячо». Цель: -добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы. | Развитие движений. Цель: -улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом). |
№9 «Наблюдение за самосвалом» | формировать представления о видах грузовых машин; -учить рассказывать о них. | Предложить детям рассмотреть машину - самосвал. Эта машина с железным открытым кузовом. Вот машина, Так машина - Высотою с дом кабина И колеса высотою Выше нас с тобою вдвое. Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы. Для каких грузов предназначен самосвал? Как происходит разгрузка машины? Как машина помогает человеку? Может ли самосвал работать без человека? | Сбор семян, уборка сухой травы, листьев. Цели: -учить правильно собирать семена; -воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе. | Ловишки с приседаниями». Цель: -учить соблюдать правила игры. | Бег, прыжки. Цель: -упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах). |
№10 «Наблюдение за лошадью» | формировать представления о лошади как виде транспорта и живом существе, помогающем человеку. | Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил! С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное и сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт - гужевым. У разных народов им стали разные животные - верблюды, слоны, ослики, собаки и т.д. Воспитатель задает детям вопросы. Для чего человек приручил лошадь? Что служило древнему человеку вместо транспорта? Для чего в наше время используют лошадей? | Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель: -воспитывать бережное отношение к природе. | «Догони свою пару». Цели: -выполнять движения по сигналу воспитателя; -четко ориентироваться при нахождении своей пары. | Развитие движений. Цель: -закреплять навыки метания предметов на дальность. |
НОЯБРЬ |
№1 «Наблюдение за трудом взрослого на огороде» | -активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; -побуждать принимать активное участие в сборе урожая. | Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы. Летом в огороде - Свежие, зеленые, А зимой в бочке - Крепкие, соленые. (Огурец.) Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.) Какие овощи растут на нашем огороде? Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде? Что делают взрослые на огороде? | Сбор семян в цветнике; заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария). Цели: -учить аккуратно, собирать семена в бумажные пакеты; -воспитывать настойчивость, экологическую культуру. | «Горелки». Цель: -закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. | Развитие движений. Цель: -закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками. |
№2 «Наблюдение за перелетными птицами» | -закреплять знания о перелетных птицах; -воспитывать интерес и любовь к пернатым; -уметь выделять признаки живого организма. | Листья осенью облетают, Высыхает трава на болотах. Собираются птицы в стаи И уже готовы к отлету. И, прощаясь с родными местами, С золотыми березками, ивами, Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами. Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные. Воспитатель задает детям вопросы. Каких птиц называют перелетными? Почему птицы выводят птенцов летом? Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны? Каких перелетных птиц вы знаете? | Сбор листьев на участке. Цель: -учить работать дружно, помогая друг другу. | «Шишка-камешек». Цель: -учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь. «Часовой». Цель: -учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. | Развитие движений. Цели: -улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);- воспитывать выносливость. |
№3 «Наблюдение за осиной» | -ознакомить с деревом - осиной, ее строением, листьями. | Зябнет осинка, дрожит на ветру, Стынет на солнышке, мерзнет в жару. Дайте осинке пальто и ботинки, Надо согреться бедной осинке. И. Токмакова У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга. Воспитатель задает детям вопросы. Какой ствол и листья у осинки? Почему дрожат листья дерева? | Одна подгруппа детей - подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая -рыхление песка в песочнице. Цель: -воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. | «Не упади». Цель: -закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками. | «Коснись мяча». Цель: -закреплять умение бросать и ловить мяч. |
№4 «Наблюдение за работой шофера» | -уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; -развивать познавательную деятельность; -воспитывать интерес и уважение к работе взрослых. | Встаем мы очень рано. Ведь наша забота - Всех отвозить По утрам на работу. Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужна такая профессия? Должен ли водитель знать правила дорожного движения? Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину? Какими машинами могут управлять водители? | Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций). Цели: -закреплять названия деревьев и растений; -воспитывать любовь к растительному миру; -учить правильно, собирать листья растений. | «Перебежки-догонялки». Цель: -учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. | Развитие движений. Цель:- отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 -3 м. |
№5 «Наблюдение за собакой» | -закреплять -----знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; -воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили. | Я хозяину служу - Дом хозяйский сторожу. Я рычу и громко лаю, И чужих я прогоняю. Воспитатель задает детям вопросы. Какие породы собак вы знаете? Как называются детеныши собаки? Какую пользу людям приносят собаки? Как готовятся собаки к зиме? К зиме шерсть у собак меняется. Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной. | Сбор и заготовка семян календулы. Цели: -воспитывать ответственность за порученное дело; -формировать экологическое сознание. | «Дружные пары», «Разойдись - не упади». Цель: -учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку. | Развитие движений. Цель: -закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков. |
№6 «Наблюдение за березой» | -продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; -воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. | Лишь осень золотая Лист опалит огнем - Березка облетает, Тоскует под дождем. Воспитатель проводит с детьми беседу. Почему листья на березе стали желтые? Что происходит с деревьями осенью? Как деревья готовятся к зиме? Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья. | Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: -воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; -убирать инвентарь после труда в определенное место. | «Мы - веселые ребята», «Затейники». Цели: -учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; -упражняться в беге. | «Удочка», «С кочки на кочку». Цели: -упражнять в прыжках;- воспитывать уверенность в своих силах. |
№7 «Наблюдение за тополем» | -знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель). | Воспитатель: В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление? Дети отвечают. Воспитатель проводит с детьми беседу и задает вопросы. Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными? Многие думают, что причина листопада - заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя. Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов. Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему? Что такое тополиный пух? | Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведение порядка в песочнице и на участке. Цель: -продолжать прививать трудовые умения и навыки. | «Краски», «Коршун и наседка». Цели: -учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; -развивать внимание, быстроту, ловкость. | Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками. Цель: -развивать координацию движений. |
№8 «Наблюдение за работой дворника» | -продолжать наблюдения за работой дворника; -способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; -воспитывать интерес и уважение к работе дворника; -прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. | Воспитатель задает детям вопросы. Какое время года? По каким признакам это можно определить? Почему дворник убирает листву с дорожек? | Сбор ягод рябины на участке ДОУ. Цель: -учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод. | «Пожарные на ученье». Цель: -учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке. | Упражнения с мячом. Цели: -продолжать выполнять упражнения с мячом; -развивать быстроту бега. |
№9 «Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»» | -расширять знания о специальном транспорте - «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; -закреплять умение находить нужную машину по описанию. | Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы. Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных Рычит, пыхтит. («Скорая помощь».) На красный свет машина мчится, - Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня, К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».) Какая это машина? Как вы догадались? Для чего нужны такие машины? Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!» | Сбор мусора на участке. Цели: -добиваться выполнения задания общими усилиями; -воспитывать взаимопомощь. | «Перелет птиц», «Не попадись». Цели: -упражнять в беге в разных направлениях; -развивать медленный и быстрый бег. | Метание мяча вдаль. Цель: -закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой. |
№10 «Наблюдение за ивой» | -продолжать знакомство с кустарниками и деревьями нашей местности, их разновидностями. | Воспитатель задает детям вопросы. Ива - куст или дерево? Почему? Как выглядит ива? Какую почву любит? Какие есть разновидности ивы? Что дает ива людям? Что происходит с ивой осенью? У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими, продолговатыми листьями. Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много разновидностей: ветла - белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие ивовые ветви - прекрасный материал для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья в темную воду, и они, словно маленькие кораблики, плывут вниз по течению. | Обрезание поломанных веток секатором вместе с воспитателем. Цель: -учить пользоваться секатором, убирать только ненужные ветки. | «Краски», «Догони пару». Цели: -учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; -упражнять в беге в нужном направлении до определенного места. | Игровые упражнения с короткой скакалкой. Цель: -учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад. |