Тема урока: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».
План урока в 6 классе по предмету «Технология».
Цели урока:
знакомство обучаемых школьников с существующими разновидностями декоративно-прикладных работ, народными разновидностями производимых изделий при использовании в работе древесного материала;
знакомство с основными специальностями, которые тесно пересекаются с обработкой древесины художественным способом;
формирование в сознании учащихся понятий об используемых инструментах и оборудовании во время выполнения работ, которые связаны с резьбой по деревянному материалу;
изучение основ обеспечения безопасности труда во время осуществления работ с деревом непосредственно художественно-прикладным способом;
появление у школьников новых представлений в сфере разных типов резьбы по дереву, различных методов его обработки: рельефной, геометрической, ажурной, а также скульптурной;
обучение детей умениям в работе с деревянным материалом, формирование способностей по художественному типу резьбы;
создание деревянных предметов по готовым макетам и чертежам;
прививание детям вкуса в области эстетики, трудолюбия, творчества.
Результат, который ожидается от обучения:
появление у обучающихся представлений об основных технологиях обработки дерева, какие необходимо применять при этом инструменты;
получение новых умений и их закрепление во время индивидуального и свободного выбора заготовок из дерева и их обработки, чтобы впоследствии произвести работы по художественной резьбе из дерева;
появление и развитие у обучающихся немаловажных качеств, таких как внимательность, трудолюбие, правильность техники исполнения, эстетическое и творческое мышление, самостоятельность и уверенность в сделанном выборе;
обучение работе в группах, получение такого опыта для развития коммуникации в обществе, рефлексии, утверждения самооценки.
Средства, необходимые для обучения:
наличие эскизов и образцов предметов их древесины, которые обработаны художественным образом;
макеты и плакаты, на которых изображена творческая резьба по дереву;
необходимое оборудование, инструменты и материалы, с помощью которых возможно провести планируемые работы с использованием дерева;
канцелярские товары, чертежные наброски, учебник по предмету, лаки, кисточки, напильники.
План урока:
1. Ознакомление учеников с истоками возникновения художественной обработки древесины.
2. Инструменты и оборудование, которые применяются во время работы с деревом.
3. Типа резьбы по дереву и этапы их выполнения.
4. Практическая работа.
Ход урока
І Организационная часть:
проверка наполненности класса согласно списку учащихся;
проверка, как ученики подготовились;
доведение до учащихся темы, основных целей и задач урока;
обучение учащихся навыкам работы по теме.
Основные вопросы учителя к школьникам на начальном этапе урока:
Какие знаете ранее изученные технологии работы с деревом?
Что в вашем представлении означает понятие «эстетичность изделия»?
Есть ли дома различные изделия, сделанные из дерева, на котором применена декоративная резьба. Например, игрушки, бытовые принадлежности на кухне, изделия из мебели.
Где могут применять художественно обработанная древесина?
ІІ Теоретическая часть.
История возникновения и развития художественной резьбы по дереву. Этот тип обработки древесины является одним из древнейших разновидностей народного декоративного искусства. Когда люди делали предметы из дерева, которые собирались применять в быту, ставили перед собой цель изготовить их изысканными, уникальными, приятными глазу владельцам. Резьбу по дереву можно назвать самым древним способом обработки и украшения дерева. Таким способом зачастую украшали посуду, предметы мебели и обихода, дома и квартиры, корабли и лайнеры, инструменты музыкального искусства, кроватки для новорожденных, игрушки и сувениры.
Такой вид работы с деревом является русским промыслом, применяемым в старину, так как люди не сидели и не ждали, пока появится пропитание, а направляли свои усилия на поиски возможности заработать, чтобы семья не была голодной. Эти факторы и послужили толчком к возникновению народных промыслов, которые получили стремительное развитие по различным направлениям: роспись дерева и резьба по нему, гончарное мастерство, изготовление игрушек и различных предметов в домашнем обиходе.
Путешествуя по России, можно увидеть много построек (храмы, дворцы и так далее) которые украшены резьбой по дереву.
Максимальное развитие у резьбы по дереву было на стыке девятнадцатого и двадцатого веков в Кудрино и Абрамцево. Для техники этих мест отличительной особенностью являются растительные мотивы. Это и деревья, ветви, листья, цветущие растения и ягоды. Также на таких изделиях помимо вышеперечисленного изображались различные виды птиц, рыб, животных. Применяя данную технику обработки дерева, мастера изготавливали солонки, черпаки, посуду для конфет, сухарей, объемные блюда, вазы для цветов.
На сегодняшний день применение резьбы по дереву характерно при оформлении интерьера домов, дверей, лестниц, беседок на дачных участках, детских площадок. Также изготавливаются домашние принадлежности: вазы, хлебницы, подставки, различная домашняя утварь.
Существующие типы резьбы по дереву, в зависимости от того, как они выполняются. Самым простым типом принято считать именно ажурную резьбу, так как в ней убирается фон, а наносимое изображение в итоге выходит сквозным и прозрачным. Подобную резьбу в народе еще называют пропильной, если в процессе обработки дерева применяются инструменты типа пилы или лобзика. Или еще бывает прорезной тип, это когда в работе мастера применяют стамески для прорезывания рисунка. Именно такой ажурной резьбой раньше были украшены крылечки у дома, оформляли перила на лестницах и входы над дверью.
В свою очередь такой вид, как плосковыемчатый тип резьбы отличается тем, что поверхность фона деревянной заготовки плоская, а все существующие детали предполагаемого рисунка вырезаются на этом фоне. Тем самым они располагаются более низко по уровню от фона. Такую резьбу делят на два типа:
контурная;
геометрическая.
Те рисунки, которые выполняются с применением контурного типа резьбы, имеют рисунок плоский с кривыми либо прямыми линиями отличной формы. Такой рисунок создается мастерами выемками, которые прорезаются по его контуру. Специалисты любят применять черный лак, обрабатывая их заготовку, затем прорезая линии, тем самым создавая определенный рисунок.
В свою очередь геометрическая резьба использует элементы только в виде геометрических фигур, которые создаются прямыми и кривыми линиями.
Такая резьба является одним из самых древних способов обработки древесины. Таким изделиями раньше было принято украшать мебель, избы, суда, посуду, даже оборудование для пряжи. Геометрическая резьба проста в освоении, которая не требует использование специального разнообразного сложного инструмента. Все разнообразие узоров выполняется мастерами с применением только ножа.
Самым основным элементом является треугольник, который образовывает пирамиду, которая смотрит вершиной вниз. Треугольники обычно могут быть различной формы и размеров. Их стороны бывают как прямыми, так и быть частью дуги окружности.
Сочетание специалистами треугольников между собой позволяет образовать мотивы геометрической резьбы по дереву, которые создают разнообразные композиции.
Рельефная резьба бывает двух видов:
плоскорельефная;
кудринская или по-другому еще ее называют абрамцево-кудринская. Создателем этой разновидности принято считать русского мастера – резчика по дереву В. Ворноскова, который в начале двадцатого века сам открыл первую школу, в которой обучали такому мастерству.
При плоскорельефной резьбе обычно на поверхности дерева образуется рельеф, который имеет одинаковую высоту всех частей рисунка, а фон бывает одинаковой глубины.
Много различных направлений сочетает в себе скульптурная резьба. Например, таким является лесная резьба. Зачастую ее используют мастера для обустройства парков, когда на сухих стволах деревьев создают фигуры персонажей из сказок, зверей и людей. Именно эти фигуры призваны преображать парки, изменяя их природный интерьер в лучшую сторону. Следующим вариантом скульптурной резьбы выступает богородская, которая именуется в честь села, откуда еще с пятнадцатого века начала развиваться. Ее отличием выступает отсутствие шлифовки получаемого изделия из дерева. На нем остаются следы от ножа и стамески, чтобы можно было рассмотреть всю уникальность дерева и мастерства резчика.
Инструменты и оборудование, которые применяются во время резьбы по дереву.
Инструменты бывают двух видов:
главные, к которым относятся стамеска и резак;
дополнительные – дрель, пила, киянка, молоток, рубанок, нож, инструменты для проведения разметки и измерений.
Все инструменты для работы изготавливают из высококачественной стали, чтобы можно было вырезать прямые и закругленные линии на деревянном материале.
ІІІ Практическая часть
Сначала проводится вводный инструктаж учеников.
Основные правила безопасности во время работ по резьбе по дереву следующие:
1. Выполнять работы следует только тем инструментом, который хорошо заточен.
2. Во время выполнения работ заготовку из дерева непременно необходимо прижимать до упора на верстальном станке.
3. Нельзя работать с инструментом, у которого ручка треснутая или не плотно насажена.
4. Запрещается во время работы низко наклоняться над деревянной заготовкой.
5. При работе с ножом-косяком запрещается руку, которая не занята, держать перед инструментом, который режет.
6. Начинать работать с деревянными заготовками можно только после разрешения учителя.
7. Не разрешается перемещаться по мастерской с инструментом, который режет, без помещения его в футляр.
8. Во время работы с древесиной нельзя отвлекаться, разговаривать можно только тихо и по делу.
Процесс выполнения резьбы.
Здесь учитель показывает учащимся главные приемы работы с разными режущими инструментами.
В самом начале работы производится накалывание элементов, которые будут вырезать. При этом нож необходимо держать в кулаке, а кончик ножа вонзается в центр поглубже, чтобы к вершине треугольника лезвие вышло наружу. Накалывание производят по всем лучам, затем делая надрезы по каждым сторонам треугольников. После этих приемов обычно вынимают полученные трехгранные фигуры из деревянной заготовки. Такая резьба состоит из множества элементов, которые возникли в результате многовекового опыта мастеров по резьбе. Это и ромб, и треугольник, и елочка, и квадрат, и другие фигуры. Композицию в этом виде резьбы можно создать, сочетая разным образом вышеперечисленные элементы. Но мастера зачастую используют свои элементы, создавая новые рисунки узоры. Самым важным условием является то, что в первую очередь необходимо срезать треугольник по волокнам древесин, чтобы остальные срезать аккуратно и не сколоть их.
Мастера советуют обращать внимание, что сложность в выполнении различных элементов в первую очередь зависит от прочности и твердости дерева, а также от места расположения планируемого узора к многовековым слоям.
Очень сложно при резьбе по дереву добиться сияния, так как этот процесс обладает некоторыми особенностями. Все зависит от типа древесины мягкой и однородной. Таким свойствами обладает осина, ольха и липа. Если резьба наносится на твердые и хрупкие породы, то здесь потребуется больше надрезов, особенно необходимо наличие его по центральному длинному лучу треугольника. Такой надрез необходимо делать медленно, постепенно. Такой сияющий выразительный эффект мастера достигают при помощи игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже мастер сделает резьбу угол наклона, тем плотным будут теневые участки, четче будет выделяться полученный узор.
При работе с резьбой по дереву важно и нужно работать двумя руками, так как правая проводит все надрезы и наколы, а левая поддерживает дощечку, направляет острие используемого инструмента.
Строго необходимо следовать правилам безопасности труда.
Самостоятельная работа. Учащиеся должны самостоятельно выполнить полученное задание от учителя.
Каждый школьник получает заготовку установленного размера и инструмент, чтобы выполнить практическую работу.
Сами ученики выбирают узор геометрической резьбы, из того, что предоставляет учитель. Они могут конечно выполнить задание самостоятельно.
Затем ученики наносят или копируют выбранный рисунок резьбы на заготовку. Происходит процесс отработки, полученных в процессе урока, навыков выполнения этого вида резьбы. Весь процесс происходит под наблюдением учителя и при соблюдении учениками техники безопасности.
IV Организационно-заключительная часть:
Учитель задает ученикам вопросы, чтобы закрепить изученный материал, а именно:
объяснить, что такое геометрическая резьба;
назвать разновидности этой резьбы;
перечислить разновидности орнаментов узоров в этой резьбе.
2. Получение от учащихся готовых работ.
3. Завершающий инструктаж для учеников.
4. Оглашение оценок всех учащихся за выполненную работу в течение урока.