КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Жвакина Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
города Перми
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Цель и содержание итоговой диагностической работы.
Контрольно-измерительные материалы составлены с учетом целей изучения начального курса математики, сформулированных в ФГОС НОО и основных подходов обучения учащихся начальной школы.
Целью данной итоговой диагностической работы является оценка сформированности предметных умений учащихся 2 класса на конец учебного года, а также оценка способности учащихся 2 класса применять полученные знания для решения разнообразных задач практического характера.
Умения учащихся 2 класса, проверяемые данной итоговой диагностической работой:
учащиеся знают последовательность чисел от 1 до 1000, их десятичный состав, умеют читать, записывать и сравнивать эти числа;
учащиеся на уровне автоматизированного навыка знают таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи;
учащиеся знают названия компонентов и действий сложения, вычитания, умножения и деления, на основе этого выполняют арифметические действия;
учащиеся знают общепринятые единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; переходят от одних величин к другим, сравнивают их;
учащиеся знают единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
учащиеся выполняют письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000;
учащиеся выполняют устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
учащиеся применяют правила порядка действий в выражениях со скобками и без них;
учащиеся анализируют и решают составные текстовые задачи в 1-2 действия (по действиям и составлением выражения);
учащиеся находят длину стороны квадрата по заданному периметру;
учащиеся вычисляют площадь прямоугольника по заданным длинам его сторон;
учащиеся, используя прямоугольный треугольник, различают углы прямоугольные, острые и тупые.
Выполнение заданий базового и повышенного уровня предполагает проявление у второклассников следующих метапредметных результатов обучения:
учащийся планирует свою учебную деятельность и работает по предложенному или самостоятельно составленному плану;
учащийся ориентируется в своей системе знаний: понимает, какая нужна информация для решения учебной или практической задачи и извлекает необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
учащийся перерабатывает представленную информацию: наблюдает, анализирует, сравнивает, классифицирует, обобщает и делает самостоятельные выводы;
учащийся доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в письменной речи.
Структура и характеристика заданий.
Итоговая диагностическая работа состоит из 15 заданий базового и повышенного уровня сложности.
9 заданий базового уровня проверяют освоение учащимися базовых умений по предмету, которые обеспечивают успешное продолжение обучения во 2 классе. Это стандартные учебные и практические задачи, в которых очевиден способ решения.
6 заданий повышенного уровня сложности проверяют способность второклассников решать учебные и практические задачи, в которых нет явного указания на способ решения. Ребенок сам должен выбрать способ решения из набора известных ему способов или сконструировать новый.
В итоговой диагностической работе используются четыре типа заданий:
с выбором ответа (учащийся выбирает один правильный из 4-х предложенных вариантов или два из 6-ти);
с соотнесением вопросов с правильными ответами;
с кратким ответом (учащийся записывает результат действия: число, цифру, величину, знак сравнения, слово);
с развернутым ответом (учащийся записывает развернутый ответ).
Полнота проверки обеспечивается за счет включения в работу заданий, составленных на основе материала из всех разделов курса математики:
Числа и величины (задания № 2, 4, 7, 11)
Арифметические действия (задания № 1, 3, 4, 5, 6, 10)
Работа с текстовыми задачами (задания № 8, 9, 10, 14)
Пространственные отношения и геометрические фигуры, (задания № 12, 13, 15)
Геометрические величины (задания № 6, 12, 13, 15)
Работа с информацией (задания № 2, 6, 9, 14)
Инструкция по выполнению итоговой диагностической работы.
На выполнение работы дается 45 минут. При выполнении нельзя пользоваться учебником, рабочей тетрадью, справочниками и калькулятором. На столах у учащихся находятся КИМ, черновики, ручки, прямоугольные треугольники. При необходимости следует использовать черновик. Черновик сдается вместе с работой для выявления нарушений инструкции к заданию № 3, которое требуется выполнять устно, без использования черновика. Записи в черновике не оцениваются.
Задания следует выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать задания, которые не удается выполнить сразу и вернуться к ним позже.
План итоговой диагностической работы.
В плане работы обозначена информация о каждом задании: из какого раздела, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл. Условные обозначения: Б – базовый уровень сложности задания, П – повышенный уровень сложности задания, ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с записью краткого ответа, РО – задание с записью развернутого ответа, УС – установление соответствия.
Задания базового уровня оцениваются 1-2 баллами, задания повышенного уровня оцениваются 3-4 баллами.
План итоговой работы
№ | Раздел | Код | Предметные умения | Метапредметные умения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл. |
1 | Арифметические действия | 2.1.2 | Выполняет устно умножение и деление чисел | Учащийся принимает и сохраняет учебную задачу | Б | КО | 2 |
2 | - Числа и величины - Работа с информацией | 1.1.5 6.1.3 | - Классифицирует числа - устанавливает истинность утверждений | | Б | ВО | 1 |
3 | Арифметические действия | 2.1.2 | Выполняет устно сложение и вычитание трёхзначных чисел | | Б | УС | 2 |
4 | Числа и величины Арифметические действия | 1.1.1 2.1.2 | Заменяет трёхзначные числа на суммы разрядных слагаемых | Осуществляет анализ объектов; принимает и сохраняет учебную задачу | П | ВО | 3 |
5 | Арифметические действия | 2.1.1 | Выполняет письменно сложение и вычитание трёхзначных чисел | Учащийся принимает и сохраняет учебную задачу | Б | РО | 2 |
6 | - Арифметические действия. - Геометрические величины - Работа с информацией | 2.1.2 2.1.4 2.1.5 5.1.2 6.1.3 6.1.4 | - Владеет устными приёмами вычислений. - Владеет математической терминологией. - Устанавливает порядок действий в числовом выражении. - Находит периметр прямоугольника | Ориентируется в своей системе знаний, перерабатывает информацию | Б | ВО | 2 |
7 | Числа и величины | 1.1.2 | Устанавливает закономерность в последовательности чисел | Ориентируется в своей системе знаний, анализирует информацию | П | КО | 3 |
8 | Работа с текстовыми задачами | 3.1.1 | Анализирует и решает задачу в 2 действия на понимание действия умножения | Осуществляет анализ ситуации, планирует свою деятельность | П | РО | 3 |
9 | - Работа с текстовыми задачами - Работа с информацией | 3.1.1 6.1.3 | Анализирует и решает задачу на понимание действия деления | Учащийся принимает и сохраняет учебную задачу | Б | ВО | 1 |
10 | - Работа с текстовыми задачами - Арифметические действия | 3.1.1 2.1.3 | - Анализирует и решает задачу на увеличение и уменьшение числа на (в несколько раз). - Понимает смысл арифметических действий. | Ориентируется в своей системе знаний, перерабатывает информацию | П | КО | 3 |
11 | Числа и величины | 1.1.4 | - Переходит от одних единиц к другим. - Сравнивает величины длины. | Осуществляет анализ ситуации, вносит необходимые коррективы | Б | РО | 2 |
12 | Пространственные отношения. Геометрические величины. | 4.1.2 | Распознает и различает углы (прямой, тупой, острый) | Ориентируется в своей системе знаний | Б | КО | 1 |
13 | Геометрические величины | 5.1.2 | Находит площадь прямоугольника и квадрата | Анализирует ситуацию, извлекает необходимую информацию, оформляет решение в письменной форме | П | РО | 3 |
14 | - Работа с информацией. - Работа с текстовыми задачами. | 6.1.1 3.1 2 | - Читает готовые несложные таблицы. - Решает задачи арифметическим способом. | Анализирует ситуацию. Извлекает необходимую информацию, представленную в разных видах (текст, таблица) | П | КО | 4 |
15 | Пространственные отношения. Геометрические величины. | 4.1.2 3.1.1 | Распознает геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) | Принимает и сохраняет учебную задачу; наблюдает, анализирует ситуацию; | Б | КО | 1 |
| | | | | | | 33 |
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ
1 вариант
№ | Ответы | Балл | Комментарии |
1 | 120, 56, 35, 30, 4, 2 (гномик) | 2 | За правильное решение 1 б, за правильную последовательность 1 б. |
2 | Натуральное число | 1 | |
3 | 420 + 290 = 710, 543 + 235 = 778, 878 – 423 = 455, 105 + 470 =575, 900 – 240 = 660 | 2 | За решение без ошибок 2 б., за одну допущенную ошибку 1 б., за две и более ошибки – 0 б. |
4 | АКС = А00 + КО + С, Р0Т = Р00 + Т | 3 | За один правильный ответ – 1б., за два правильных – 3 б. |
5 | Оценка «5», 267 + 254 = 621, 621 – 199 = 422 | 2 | За решение столбиками без ошибок по 1 баллу. |
6 | Ошибки в 3 и 5 строчке | 2 | За каждый верный ответ по 1 баллу. |
7 | 678 меняем на 567, 90 меняем на 80 | 3 | Неправильные числа зачеркнуты и написаны правильные. За один правильный ответ – 1б., за два ответа- 3б. |
8 | 3 х 11 = 33, 33 – 32 = 1, не все места заняты | 3 | Записано решение задачи - 2б., дан точный ответ на вопрос – дополнительно 1б. |
9 | Нет | 1 | |
10 | 4 | 3 | 1б. за правильный ответ (нет пояснения), ещё 1б. за пояснение, дополнительный 1балл за отсутствие арифметических ошибок в пояснении. |
11 | 1 место – Макс, 2 – Мишель, 3 – Питер, 4 – Энтони, 5 – Роберт. | 2 | 1 б. за правильные места, дополнительно 1 б. за правильное пояснение. |
12 | | 1 | |
13 | 6 х 4 = 24, 2х2 = 4, 24 – 4 = 20 кв.м | 3 | Задача решена верно – 3 балла, если допущена одна вычислительная ошибка , то 2 балла. |
14 | 140 кг, 150 кг, фруктовое, 420 монет, | 4 | По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопрос. |
15 | Больше треугольников | 1 | |
| Итого: | 33 | |
2 вариант
№ | Ответы | Балл | Комментарии |
1 | 3, 5, 20, 54, 64, 160 (гномик) | 2 | За правильное решение 1 б, за правильную последовательность 1 б. |
2 | Натуральное число | 1 | |
3 | 340 + 480 = 820, 425 + 263 = 688, 789 – 352 = 437, 204 + 560 = 764, 800 – 360 = 440 | 2 | За решение без ошибок 2 б., за одну допущенную ошибку 1 б., за две и более ошибки – 0 б. |
4 | АМТ = А00 + М0 + Т, Р0С = Р00 + С | 3 | За один правильный ответ – 1б., за два правильных – 3 б. |
5 | Оценка «5», 458 + 365 = 823, 823 – 289 = 534 | 2 | За решение столбиками без ошибок по 1 баллу. |
6 | Ошибки в 3 и 5 строчке | 2 | За каждый верный ответ по 1 баллу. |
7 | 789 меняем на 678, 30 меняем на 20 | 3 | Неправильные числа зачеркнуты и написаны правильные. За один правильный ответ – 1б., за два ответа- 3б. |
8 | 4 х 11 = 44, 44 – 42 = 2, не все места заняты | 3 | Записано решение задачи - 2б., дан точный ответ на вопрос – дополнительно 1б. |
9 | Нет | 1 | |
10 | 6 | 3 | 1б. за правильный ответ (нет пояснения), ещё 1б. за пояснение, дополнительный 1балл за отсутствие арифметических ошибок в пояснении. |
11 | 1 место – Роберт, 2 – Мишель, 3 – Энтони, 4 – Питер, 5 – Макс. | 2 | 1 б. за правильные места, дополнительно 1 б. за правильное пояснение. |
12 | | 1 | |
13 | 50 ∙ 30 = 1500, 20 ∙ 20 = 400, 1500 – 400 = 1100 | 3 | Задача решена верно – 3 балла, если допущена одна вычислительная ошибка, то 2 балла. |
14 | 108 кг, 99 кг, сливочное, 300 монет | 4 | По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопрос. |
15 | Меньше квадратов | 1 | |
| Итого: | 33 | |
КРТИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «5» ставится за 29 - 33 балла.
Оценка «4» ставится за 23 - 28 баллов.
Оценка «3» ставится за 16 - 22 балла.
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
ФАМИЛИЯ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
ИМЯ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
МАОУ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
ГОРОД | | | | | | | | | | | | | | | | 1 вариант |
Расшифруй слово, расположив значения выражений в порядке убывания.
О | 450 : 90 ∙ 7 | | | М | 15 ∙ 6 : 3 | |
И | 320 : 40 : 2 | | | К | 25 ∙ 4 : 50 | |
Н | 80 ∙ 7 : 10 | | | Г | 180 : 90 ∙ 60 | |
Помоги гномикам выбрать верные утверждения: ЧИСЛО 609 – | Соотнеси вместе с гномиками выражения с их значениями, вычисляя устно. |
| натуральное | | | | круглое | | | | чётное | | | | двузначное | | 420 + 290 575 543 + 235 778 878 – 423 710 105 + 470 660 900 – 240 455 528 |
На уроке математики гномики-третьеклассники записывали сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Отметь «Х» правильные ответы?
Ирен | АКС = А + К + С | | | Мишель | Р0N + Р00 + N | |
| | | | | | |
Питер | АКС = А00 + К0 +С | | | Элен | КM0 = К00 + M | |
| | | | | | |
Аврора | Р0N = Р00 + 0 +N0 | | | Роберт | КM0 = К + M0 | |
Гномик Мишель решил данное выражение и получил в ответе число 422. Какую отметку поставила учительница Мишелю? Обоснуй своё мнение.
(367 + 254) – 199
Отметь «Х» НЕправильные высказывания.
Если произведение чисел 9 и 3 уменьшить на частное этих чисел, то получится 24 | |
Если разность чисел 60 и 40 увеличить на сумму этих чисел, то получится 120 | |
Если периметр квадрата равен 80 дм, то сумма длин двух его сторон равна 20 дм | |
9 ∙ 9 + 45 : 5 – 10 : 2 ∙ 6 = 60 | |
Число 36 кратно 6 и 8 | |
В числе 638 содержится 63 десятка и ещё 8 единиц | |
На переменке гномики составляли числовые цепочки, но немного запутались. Исправь ошибки.
123, 234, 345, 456, 678 __________
5, 10, 20, 40, 90, 160, 320, 640 _________
В классе, где учатся гномики 11 трёхместных парт. По списку в этом классе 32 гномика. Все ли места за партами заняты, если присутствуют все ученики? Поясни свой ответ.
Добрая учительница за день поставила 6-ти гномикам 54 пятёрки. Всем поровну, чтобы никого не обидеть. Значит, каждый гномик получил по 7 пятёрок.
Гномик Питер любил отгадывать задуманные числа. Однажды он сам задумал число, увеличил его в 6 раз, уменьшил результат на половину, затем переставил в числе цифры местами и уменьшил в 3 раза, после чего получил 7. Какое число задумал Питер? _______ Подробно поясни свой ответ ____________________________________________________________________________________________
На уроке физкультуры гномики сдавали нормы ГТО по метанию мяча. Укажи в таблице, кто на каком месте.
Гномики | Результат | Место |
Макс | 92 дм | |
Питер | 750 см | |
Энтони | 60 дм 25 см | |
Мишель | 80 дм 6 см | |
Роберт | 1 м 1 дм 8 см | |
Поясни свой ответ: Гномики Крис и Энтони в комнате отдыха играли в прятки. Энтони спряталась за креслом в том углу комнаты, который является прямым, а Крис под шкафом, где тупой угол. Обозначь на плане комнаты буквами «Э» и «К» углы, в которых спрятались гномики.

После уроков гномики решили расчистить от снега всю территорию школьного двора. После работы они представили результаты своей деятельности директору школы. Используя данные плана, рассчитайте, сколько квадратных метров расчистили гномики от снега?

На прошлой неделе в детских учреждениях повара кормили гномиков мороженым. Изучи информацию, представленную в таблицах, и ответь на вопросы:
| Сливочное (кг) | Шоколадное (кг) | Фруктовое (кг) |
Детский сад для гномиков | 30 | 38 | 40 |
Школа для гномиков | 70 | 52 | 36 |
Гимназия для гномиков | 57 | 60 | 23 |
| Цена за 1 кг в монетах |
Сливочное | 4 |
Шоколадное | 5 |
Фруктовое | 6 |
Сколько всего кг мороженого съели гномики в гимназии? ________________________
Сколько кг шоколадного мороженого съедено во всех детских учреждениях? ______________________
Какое мороженое было самым дорогим? ___________________________
Сколько монет заплачено за сливочное мороженое в школе для гномиков? ________________________
Помоги маленькому гномику из детского садика определить, каких фигур больше?
ТРЕУГОЛЬНИКИ | | |
| | |
КВАДРАТЫ | | |
| | |
КРУГИ | | |
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
ФАМИЛИЯ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
ИМЯ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
МАОУ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
ГОРОД | | | | | | | | | | | | | | | | 2 вариант |
Расшифруй слово, расположив значения выражений в порядке возрастания.
И | 400 : 50 ∙ 8 | | | О | 16 ∙ 5 : 4 | |
Г | 360 : 4 : 30 | | | Н | 25 ∙ 4 : 20 | |
М | 90 ∙ 6 : 10 | | | К | 240 : 30 ∙ 20 | |
Помоги гномикам выбрать верные утверждения: ЧИСЛО 408 – | Соотнеси вместе с гномиками выражения с их значениями, вычисляя устно. |
| натуральное | | | | круглое | | | | нечётное | | | | двузначное | | 340 + 480 688 425 + 263 437 789 – 352 440 204 + 560 820 800 – 360 540 764 |
На уроке математики гномики-третьеклассники записывали сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Отметь «Х» правильные ответы?
Питер | АМТ + А + М + Т | | | Роберт | Р0С = Р00 + С | |
| | | | | | |
Ирен | АМТ = А00 + М0 + Т | | | Элен | СК0 + С00 + К | |
| | | | | | |
Аврора | Р0С = Р00 + 0 + С0 | | | Мишель | СК0 = С + К0 | |
Гномик Питер решил данное выражение и получил в ответе число 534. Какую отметку поставила учительница Питеру? Обоснуй своё мнение.
(458 + 365) - 289
Отметь «Х» НЕправильные высказывания.
Если произведение чисел 8 и 4 уменьшить на частное этих чисел, то получится 30 | |
Если разность чисел 80 и 30 увеличить на сумму этих чисел, то получится 160 | |
Если периметр квадрата равен 60 дм, то сумма длин двух его сторон равна 15 дм | |
9 ∙ 9 + 45 : 5 – 10 : 2 ∙ 6 = 60 | |
Число 28 кратно 4 и 8 | |
В числе 745 содержится 74 десятка и ещё 5 единиц | |
На переменке гномики составляли числовые цепочки, но немного запутались. Исправь ошибки.
234, 345, 456, 567, 789 __________
5, 10, 30, 40, 80, 160, 320, 640 _________
В классе, где учатся гномики 11 четырёхместных парт. По списку в этом классе 42 гномика. Все ли места за партами заняты, если присутствуют все ученики? Поясни свой ответ.
Добрая учительница за день поставила 7-ми гномикам 56 пятёрок. Всем поровну, чтобы никого не обидеть. Значит, каждый гномик получил по 9 пятёрок.
Гномик Макс любил отгадывать задуманные числа. Однажды он сам задумал число, увеличил его в 4 раза, уменьшил результат на половину, затем переставил в числе цифры местами и уменьшил в 7 раз, после чего получил 3. Какое число задумал Макс? ______ Подробно поясни свой ответ ___________________________________________________________________________________________
На уроке физкультуры гномики сдавали нормы ГТО по метанию мяча. Укажи в таблице, кто на каком месте.
Гномики | Результат | Место |
Макс | 1 м 1 дм 7 см | |
Питер | 690 см | |
Энтони | 70 дм 15 см | |
Мишель | 80 дм 4 см | |
Роберт | 93 дм | |
Поясни свой ответ: Гномики Роберт и Ирен в комнате отдыха играли в прятки. Ирен спряталась за креслом в том углу комнаты, который является прямым, а Роберт под шкафом, где тупой угол. Обозначь на плане комнаты буквами «И» и «Р» углы, в которых спрятались гномики.

После уроков гномики решили расчистить от снега всю территорию школьного двора. После работы они представили результаты своей деятельности директору школы. Используя данные плана, рассчитайте, сколько квадратных метров расчистили гномики от снега?

На прошлой неделе в детских учреждениях повара кормили гномиков мороженым. Изучи информацию, представленную в таблицах, и ответь на вопросы:
| Сливочное (кг) | Шоколадное (кг) | Фруктовое (кг) |
Детский сад для гномиков | 30 | 38 | 40 |
Школа для гномиков | 70 | 52 | 36 |
Гимназия для гномиков | 57 | 60 | 23 |
| Цена за 1 кг в монетах |
Сливочное | 4 |
Шоколадное | 5 |
Фруктовое | 6 |
Сколько всего кг мороженого съели гномики в детском саду? ________________________
Сколько кг фруктового мороженого съедено во всех детских учреждениях? ______________________
Какое мороженое было самым дешёвым? ___________________________
Сколько монет заплачено за шоколадное мороженое в гимназии для гномиков? ____________________
Помоги маленькому гномику из детского садика определить, каких фигур меньше?
ТРЕУГОЛЬНИКИ | | |
| | |
КВАДРАТЫ | | |
| | |
КРУГИ | | |