МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ
________ ________ И.А. Пантюхина с.Большой Куганак
Протокол № _________ «_______»_________2017г. _______С.А.Симаков
«_____»_________2017г. Приказ № __________
От «____»______2017г.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
по русскому языку
для 3а класса
Базовый уровень
(ФГОС НОО)
Составитель:
Федорова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017г.
Входная контрольная работа.
Вариант 1
А1. Прочитай. Подчеркни слова, которые начинаются со звука [Б’].
Был у белочки баян,
У бельчонка барабан,
Бегемотик бубен взял,
Вместе с ними заиграл.
Выпиши слово, обозначающее музыкальный инструмент, которое состоит из 4 б., и выполни его звуко-буквенный анализ.
_____________________________________________________________________________
_______ слогов, _______ букв, _______ звуков, _______ гласных, _______ согласных.
А2. Собери и запиши слово из букв и ударного слога в рамке. Раздели это слово на слоги и для переноса.
в
рО
н
о
а
_________________________________, ______________________________________.
________________________________________________________________________
А3. Вставь большую букву в фамилии девочек. Пронумеруй фамилии в алфавитном порядке.
____ _____ уравьёва, ____ _____ олкова, ____ _____ елкина,
____ _____ урицына.
А4. Запиши слова в два столбика.
Пыльный, деревья, деревенька, ельник.
Мягкий знак – показатель мягкости | Разделительный мягкий знак |
| |
| |
| |
А5. Отметь слово, которое употребляется только в единственном числе.
двор
боец
боль
солнце
А6. К существительным подбери противоположные по значению слова, обозначающие признаки, и запиши их.
Мёд _______________________________, а горчица ____________________________.
Гиря _____________________________, а пушинка _____________________________.
А7. Замени вопрос в скобках словом, обозначающим действие.
Курица (что делает?) _________________________________________________
лает
кудахчет
летает
мычит
А8. Прочитай слова. Составь из них предложение и запиши его. На первое место поставь подчёркнутое слово.
Берёзки. Всём. Мире. Русские. Известны. Во.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В1. Тебе нужно послать письмо бабушке. Подумай, какие слова ты впишешь.


Кому
(фамилия) (имя)

(отчество)
Куда
область
село дом квартира
С1. Раздели ряд букв на слова. Запиши пословицу. Объясни её смысл.
СВОЯЗЕМЛЯИВГОРСТИМИЛА.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
А1. Прочитай. Подчеркни слова, которые начинаются со звука [Л’].
Лягушата в лодке плыли
И комариков ловили.
Лапкой, шапкой и сачком,
Самый ловкий – язычком.
Выпиши слово, обозначающее название насекомых, и выполни его звуко-буквенный анализ.
_____________________________________________________________________________
_______ слогов, _______ букв, _______ звуков, _______ гласных, _______ согласных.
А2. Собери и запиши слово из букв и ударного слога в рамке. Раздели это слово на слоги и для переноса.
к
рО
в
о
а
_________________________________, ______________________________________.
________________________________________________________________________
А3. Вставь большую букву в фамилии мальчиков. Пронумеруй фамилии в алфавитном порядке.
____ _____ исицкий, ____ _____ отапов, ____ _____ айцев,
____ _____ олков.
А4. Запиши слова в два столбика.
Семья, сальто, литьё, дельфины.
Мягкий знак – показатель мягкости | Разделительный мягкий знак |
| |
| |
| |
А5. Отметь слово, которое употребляется только во множественном числе.
сани
бутылки
ночи
цветки
А6. К существительным подбери противоположные по значению слова, обозначающие признаки, и запиши их.
Дорога _______________________________, а тропинка _________________________.
Чай _____________________________, а мороженое ___________________________.
А7. Замени вопрос в скобках словом, обозначающим действие.
Голубь (что делает?) _________________________________________________
крякает
чирикает
воркует
кричит
А8. Прочитай слова. Составь из них предложение и запиши его. На первое место поставь подчёркнутое слово.
Морями. Лесами. Полями. Россия. Реками. Богата.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В1. Тебе нужно пригласить друзей на твой день рождения. Подумай, какие слова ты впишешь в пригласительную открытку.


Кому
(фамилия) (имя)
Я приглашаю тебя на

Он состоится
когда во сколько
где


Твой(-я) друг / подруга имя фамилия
С1. Раздели ряд букв на слова. Запиши пословицу. Объясни её смысл.
НАРОДНОЙСТОРОНЕИКАМЕШЕКЗНАКОМ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочное списывание № 1.
Падают листья.
Пришла в парк волшебница осень. Чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Как хороши они! Долго падают кленовые листья. Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть люди ходят по золотому ковру. Я провожаю глазами листок. Он падает на скамью.
(39 слов)
Словарный диктант №1.
Ворона, лопата, чудо, мороз, животное, ребята, чашка, сонный, хорошо, значки.
Обучающее изложение «Заяц»
Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли сухие. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.
В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.
(По К.Паустовскому)
Найдите ответы на вопросы:
Почему начался лесной пожар?
Где охотился дед?
Кто помог спастись деду?
Куда бежал зверёк?
Почему дед побежал за зайцем?
Деду удалось спастись от пожара?
Сколько частей в тексте? __________________
Определи тему текста (про что? про кого?) ______________________________________________________
Определи главную мысль текста ______________________________________________________
Составление плана:
Опорные слова из текста:
1 часть:
2 часть:
3 часть:
Словарный диктант №2. Удвоенные согласные
Аккорд, грипп, аккуратный, Кирилл, бассейн, Алла, ванна, грамм, Жанна,коллектив.
Проверочный диктант № 2 «Зимний вечер»
Зимний вечер.
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
(66 слов)
Контрольный диктант за 1 четверть
Диктант.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Проверочная работа №1.
1.Запиши цифрами рядом со словами количество слогов, букв, звуков в словах:
Наталья -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
Собачка -- .... слогов, .... букв, .... звуков. Ясный -- .... слогов, .... букв, .... звуков.
2.Распредели слова-названия предметов по родам: Журавль, одеяло, сверло, кабачок, аквариум, мельница, вафля.
Женский род: __________________________________
Мужской род: __________________________________
Средний род: __________________________________
3.Запиши слова для переноса с одной строки на другую:
Друзья, облако, группа, соль, местечко, дружить. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
4.Запиши слова через запятую в алфавитном порядке:
Коленька россия дон зайчишка школьник пушкин ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
5.От слова мороз образуй 4 формы слова и 4 родственных слова:
Формы слова: ________________________________________________________ ________________________________________________________
Родственные слова: ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________
6.Вставь пропущенные буквы:
П...года, ч...твер…, праз...ник, б...рёза, сп...сиб..., м...рко....
Проверочный диктант №3 «Снегирь»
Снегирь.
Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.
(63 слова)
Проверочный диктант №4 «Синички»
Синички
Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: будто, словно.
Контрольный диктант за 2 четверть.
Диктант.
Здравствуй, зима!
Зима объявила свои права. Мягкий снег укрыл землю. Мороз сковал речки и озера. Красив стал зимний лес! Снежком укрылись молодые березки и осинки. Чудесные шапки надели старые ели. Вот солнце осветило лесные окрестности. Засверкали на снегу снежинки. Гладкий лед на реке заблестел.
На ковре снегов видны рисунки. Это следы птиц и зверей. Вот пробежала хитрая лисичка. Красивые крестики следов оставили тетерева. (63 слова )
Словарный диктант № 3.
Учеба, фамилия, дежурный, карандаш, тетрадь, пенал, работа, рассказ, рисунок, галерея.
Проверочный диктант №5 «Веселая елочка»
Весёлая ёлочка
Скоро Новый год. Таня имама украшали пушистую ёлку. На праздник пришли гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына-моряка. Раздался звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришёл Дед Мороз. Он стал раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела сына-моряка. Радостная была встреча!
(72 слова)
Проверочная работа №2.
1.Подчеркни части речи: корень, точка, имя существительное, приставка, имя
прилагательное, местоимение, подлежащее, предлог, глагол.
2.Выпиши слова в 4 столбика.
Ягода, высокие, и. читает, бегает, вкусная, школа, а, озеро, прилежный, интересная, дом,
он, дерево, она, парта, я, горе.
Сущ. | Прил. | Глаг. | Местоим. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
ЧЕСТНЫЙ-……………………………………..ОПАСНЫЙ……………………………………
РАДОСТНЫЙ……………………………….. ДЕРЕВЯННЫЙ…………………………….
МЕСТНЫЙ …………………………………… ПРЕЛЕСТНЫЙ……………………………….
ЛЕНИВЫЙ………………………………… ..СОЛНЕЧНЫЙ……………………………….
4. Заполни таблицу: « ЧАСТИ РЕЧИ»
| ЧАСТЬ РЕЧИ | ОБОЗНАЧАЕТ | ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ | ПРИМЕР |
1 | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | | | |
2 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | | | |
3 | ГЛАГОЛ | | | |
5. Прочитай предложение. Найди главные члены, определи части речи.
На улице стоит холодная погода.
Школьники идут в школу.
Проверочная работа №3
1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:
Тётя, пенёк, серебро, площадь, небо, день.
1 склонение: _____________________________________________________________
2 склонение: _____________________________________________________________
3 склонение: _____________________________________________________________
2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:
глаголы: _____________________________________
прилагательные: _____________________________________
Нашли в лесу мы ёжика и принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной…
3.Сделай разбор слов по составу:
радость , пуховый , погрузка.
4.Разбери предложение по членам предложения.
Выпиши словосочетания: Белые снежинки падают на землю. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
5.Спиши правильно. Выдели орфограммы:
(За)м…лчал (в)углу сверчок. (До)гл…жу (во)сне я ска…ку (По)вернусь-ка (на)б…чок – (Про)хрустальный башм…чок. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
6.Определи падеж выделенных существительных: Мальчик стоял около дерева и наблюдал за ёжиком.
Проверочный диктант №6 «Летучая мышь»
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
(75 слов)
Слова для справок: увидели, способность. (Письмо под диктовку.)
Словарный диктант №4
Овощи, огород, горох, огурец, помидор, картофель, морковь, килограмм, масса, аппетит.
Проверочное списывание №2 «Спас птицу»
Спас птицу
Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.
(41 слово)
Контрольный диктант за 3 четверть
Диктант.
В родные края.
Наступают весенние дни. Из далеких теплых стран летят журавли на родное болото. В самых недоступных местах строят они гнезда. Спокойно им там жить. Не пройдет по болоту волк. Не проползет осторожная рысь. Скоро по кочкам будет прыгать молодняк. Шелестит на ветру сухая осока. Качается высокий камыш. Вечернее солнце заходит за облака. Наступает ночь. Кругом тишь.
(55 слов)
Проверочный диктант №7 «Не бери в лес ружье»
Не бери в лес ружьё.
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
Проверочное списывание №3 «Соборная площадь»
Соборная площадь.
Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора. Здесь же красуется Грановитая палата.
Высоко над Москвой поднялась Дозорная башня. В старину, заметив опасность, воин ударял в колокол. Стража разводила подъёмные мосты, закрывала ворота. Колокольня Ивана Великого спасала от врагов матушку-Москву. Лучшие мастера строили Москву. Она хорошела и крепла.
(58 слов)
Итоговый контрольный диктант за год
Соловьиная песня
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Нов от в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла голову, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной тишине соловьиная песня.
(69 слов)
Словарный диктант №5
Библиотека, лагерь, магазин, метро, деревня, столица, аллея, бассейн, базар, шоссе.
Проверочный диктант №8 «Деревья скрипят».
Деревья скрипят.
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят. И каждое из них скрипит по-особому, о своём.
(80 слов)