Просмотр содержимого документа
««Кинезиологические игры для детей»»
«Кинезиологические игры для детей»
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Цель самообразования - повышение компетентности воспитателя в вопросах использования здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.
Задачи : 1. Изучить методическую литературу по теме. 2. Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Обогатить среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений. 3. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.
Этапы работы: 1. Изучение методической литературы - А. Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. - А. Л. Сиротюк .Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.. -Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с. - Л. Ф. Васильева . Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - Л.Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии0» Издательство «ВАКО», 2004 г.
С. Прищепа, И. Попкова, Г. Коняхина. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника. // Дошкольное воспитание № 1, 2005 г. А. Сиротюк. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. // Дошкольное воспитание №1, 2005 г. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. –М., 2002 г. Г.Е. Шанина. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М., ВНИИФК, 1999 г.
2. Обогащение предметно- развивающей среды • Разработка картотек: «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения». • Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».
3. Взаимодействие с дошкольниками • Подбор кинезиологических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями детей. • Составление циклограммы на год по использованию кинезиологических упражнений в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности. • Включение кинезиологических упражнений в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников. • Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки». • Работа с иллюстрированной картотекой «Кинезиологические упражнения».
«Качели»
- Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз.
«Кулак-ребро-ладонь»
- Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.
- Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
«Змейка»
- Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.
- Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Очки»
- 1-й и 2-й пальцы
- Соединены кольцом, остальные выпрямлены.
«Зайчик»
- 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы «У».
- 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак.
«Колечко»
- Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом(от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Ухо – нос – хлопок.
- Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности .
- Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до на оборот.
«Зеркальное рисование»
- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально –симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга .
4. Взаимодействие с родителями • Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Кинезиологические упражнения – это просто и весело». • Родительское собрание с показом презентации «Использование кинезиологических упражнений на занятии и в свободное время».
• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела» • Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры». • Помощь родителей в создании иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».
Ожидаемый результат • Снижение тревожности детей • Повышение стрессоустойчивости организма • Высокая способность к произвольному контролю • Развитая координация движений, точное выполнение движений • Высокая познавательная активность • Развитые память, внимание, творческое мышление
Важные моменты в проведении подобных упражнений:
- Вовремя занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа.
- Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
- Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
- Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т,е. накапливающийся эффект.
- Самый благоприятный период для интеллектуального развития -это возраст до 10-12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
- Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
- Занятия гимнастикой дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
- Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Спасибо за внимание.
Будьте здоровы!