Классный час
Друг познаётся
в беде
Подготовила учитель начальных классов Прокофьева К.Г.
Друг познаётся в беде.
Цель: показать, что настоящий друг умеет сопереживать, сострадать, помогать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя; учить детей быть милосердными.
1.Приветствие.
Исполнение песни «Настоящий друг»
(муз. Б. Савельева, сл.М. Пляцковского).
2. Беседа о настоящем друге.
-Всем знакома пословица, которую мы взяли в название темы:
«Друг познаётся в беде».
-Как вы понимаете её значение?
В прозвучавшей песне сказано: «в трудную минуту» нам поможет друг.
-У кого есть такие друзья?
-Какими качествами они обладают?
1. Одинаковые.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
-Мы во всём, одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже…
-Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
-Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже. (Н. Чабаевский).
- За что мама осудила Соню?
- Чтобы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
2. До первого дождя.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей . Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь . Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ , мы накроемся вместе, крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
(В. Осеева).
- Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
-Почему обе девочки густо покраснели?
-Объясните, как вы понимаете смысл заглавия рассказа. К кому оно может относиться?
3. Хуже ангины.
Однажды со мной так же, как с Варей, получилось. Только ещё хуже. У меня была ангина, и никто ко мне не приходил. И не звонил – ведь телефона у меня нет. Мне было так одиноко, что я даже заплакал как-то вечером от обиды. Но вдруг пришло письмо от моего друга. Я так обрадовался! Я аккуратно разрезал конверт, в волнении достал двойной лист из тетради и начал читать «Математика: страница 57-62, примеры №2,5,10. История: параграфы23, 24,25. Литература: сочинение «Образ помещицы в произведении Тургенева «Му-му». Английский: тема «Москва – столица нашей Родины».
И всё в таком духе. Это были задания по всем предметам за неделю. Мой друг проявил « заботу и внимание». Я понял, что у меня нет друзей и всем на меня начхать.
- Как проявил заботу о своём товарище друг?
- Почему это огорчило мальчика?
-Что же было хуже ангины?
4. Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?
1)Дам списать.
2) Не дам списать.
3) Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать задачи.
4)Скажу об этом учителю.
-( Может есть свой вариант ответа).
5. Советы непослушным детям:
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже,
Ты ничуть не огорчён-
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей. Г. Остер.
- Переделайте содержание стихотворения наоборот так, чтобы это были не вредные, а полезные советы.
6. Работа с пословицами.
- Без беды друга не узнаешь.
- Друг познаётся в беде.
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
7. Переживание ощущений, которые испытывают в трудные минуты.
- С вами случилась беда?
- Какое состояние вы переживали?
-Делали ли вы другим когда - нибудь больно? (Приведите примеры.)
- Что вы при этом чувствовали?
- Выразите утешение другу (подруге) по поводу плохой оценки;
Неудачного выступления на соревновании;
Случившегося несчастья.
8. Итог занятия:
Песня о друге.
Пожелание: пусть беды нас обходят стороной, ну а если случатся, чтобы рядом были родные, близкие и надёжные друзья.