Тема: Мой труд вливается в труд моей республики.
Цель: формировать профессиональную ориентацию детей, гражданственность и
патриотизм подрастающего поколения посредством приобщения к трудовым
традициям народа;
воспитывать интерес к изучению истории родного города, трудовых достижений
земляков, о личном вкладе в развитие республики;
развивать умения высказывать свою точку зрения, умение оценивать
происходящие события; воспитывать любовь к родному краю, к людям рабочих
профессий;
воспитывать любви к Родине через взаимоотношения с близкими людьми.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, презентация «Труд и образ жизни людей».
На доске эпиграф:
Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята!
Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.
Осень нежно нам всем сообщает,
Что пора школьных дней наступает.
С летом солнечным надо проститься,
Хочешь, нет ли, а надо учиться!
Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, много различных мероприятий.
Оглянитесь, сколько нас . И каждый из нас уникален. Но вместе мы – одна семья.
Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью шарика мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Нужны 2 помощника. (Помощники все записывают на ватмане)
А сейчас послушайте песню
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Автор текста (слов): Матусовский М.
Композитор (музыка): Баснер В.
— Это песня о любви к Родине. С чего же начинается эта любовь?
— С хороших и верных товарищей, с отца с матерью – родителей…
— А что для вас значит Родина?
………………………………
— Неотделимой частицей большой Родины (страны) является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир, нашли друзей. Маленький ребенок мало знает о том уголке страны, где он живет. ДОМ – ДВОР – ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – границы мира постепенно расширяются.
— А какой вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Школы? Семьи?
— Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд?
(Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины)
( звучит песня «Школьный корабль»)
Все в жизни начинается с ученья. И школа, как будто, огромный карабыль, который отправляется с порта «Детство» в долгое плаванье к порту «Самостоятельная жизнь».
Школа дает знания, а они в свою очередь – возможность учиться и работать. Школа воспитывает в вас любовь к прекрасному, трудолюбие, доброту.
«Для человека нет ничего естественней труда, человек рождён для него, как птица для полёта и рыба для плавания»
(Франче́ско Петра́рка— итальянский поэт 14 века.)
2.Обсуждение темы урока.
Труд сопровождает нас всегда. Недаром в пословицах народ выразил свое уважение к труду и осуждал лень: «Лень -мать всех пороков»; «Без дела жить – небо коптить».
Приведите известные вам пословицы.(ученики приводят примеры пословиц)
А сейчас закончите пословицу, которую вы видите на доске.
Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Горька работа, …(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?
- Каким бывает труд?
- Назовите профессии, которые относятся к физическому труду.
- Назовите профессии, которые относятся к умственному труду.
- Какой труд важнее? Докажите свой ответ.
- Расскахите где и как работают родители.
- Многие известные люди нашей страны писали о важной роли труда в жизни человека.
А.П.Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
А.Т.Твардовский: «Труд делает человека красивым»
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Кто согласен? Почему?
- Кто не согласен? Обоснуйте ответ.
- Прослушайте выступление своих одноклассников и определите главную мысль стихотворения.
Нетрудно, ребята нам песенку спеть,
Нетрудно, а все-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и везде помогает она.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в учебе, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
- О чем идет речь в стихотворении?
- Что советует читателям автор?
- Что вам необходимо понять?
Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию «Труд и образ жизни людей»
Наша земля гордится нашими земляками:
Алексей Стаханов. Это он в 1935 году за 5 часов 45 минут на шахте «Центральная – Ирмино» вырубил 102 тонны. А потом появились свои стахановцы в металлургии и машиностроении, на транспорте и в сельском хозяйстве.
Вдвое быстрее повел тяжеловесные поезда машинист паровоза депо Славянск – Петр Кривонос.
Втрое возросла выплавка металла у мариупольского сталевара Макара Мазая.
Вчетверо подняла выработку на трактор Паша Ангелина.
Прославил Донбасс Георгий Тимофеевич Береговой. 26 октября 1968 г. на «Союзе – 3» он отправился в многодневный космический полет, в мир полный загадок и неожиданностей. Это был десятый триумфальный выход людей в космос. Гордость переполняла сердца енакиевцов, всех донбассовцев. Ведь звездный сын – наш земляк.
Владимир Иванович Даль. Это он сотворил большой и значительный памятник-словарь, который украшает полки всякого, кому дорог великий русский язык.
Он стремился к Северному полюсу, он хотел достичь этой точки не ради славы и рекордов, а во имя науки и человечества, во имя народа своего. Это был Георгий Яковлевич Седов.
Гордостью нашего народа является Архип Иванович Кунджи. Его картины – частица Золотого фонда сокровищницы изобразительного искусства.
А теперь давайте поиграем в игру.
3.Игровые упражнения.
- Выберите ответственного в своей группе, передайте ему сигнальную карточку. Карточка нужна, если у вас возникли вопросы, что-то непонятно или необходима помощь.
- Игра «Алфавит». На каждую букву алфавита вспомните и напишите название профессий. (Работа идет 3 минуты, затем проверка)
- Игра «Пантомима». Без помощи слов показать профессию.
ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ПРОДАВЕЦ ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА ШАХТЕР МЕТАЛУРГ ПЕКАРЬ ТОКАРЬ
- «Ваше мнение». Закончите предложения.
Мы считаем, что самая трудная профессия …, потому что…
Мы считаем, что самая престижная профессия…, потому что…
Мы считаем, что самая интересная профессия…, потому что…
Мы считаем, что самая важная профессия …, потому что…
4.Работа по профориентации.
Вы, ребята, только учащиеся 6 класса, но незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы. Ваши родители, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине. Я предлагаю вам написать сочинение о профессии, которая вам нравиться.
5. Итог урока.
Итак, что же необходимо делать каждому из вас сейчас, чтобы стать достойными тружениками и гражданами нашей родины?
- Можно ли сказать, что учеба – это тоже труд? Докажите.
- Дайте советы детям, которые хотят хорошо учиться.
- Каким человеком тружеником и гражданином станет каждый из вас, зависит только от вас. Об этом надо помнить ежедневно.