Тема: «Моя будущая профессия»
Цель: подготовка детей к осознанному выбору профессии, воспитание активной жизненной позиции путем реализации творческих способностей.
Задачи:
С помощью различных игр выявить эмоциональное отношение к выбору профессии;
Обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии;
3. Прививать любовь к труду;
4. Развивать кругозор, мышление.
Оборудование:
бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши, компьютер, магнитофон.
Ход классного часа
Организационный момент. Мотивация.
Учитель: Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня.
Психогимнастика “Доброе тепло”.
Инструкция:
Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как сегодня дружно работает наш класс.
Содержательный компонент
Сообщение темы занятия и постановка цели.
- Тема нашего занятия - «Моя будущая профессия» (На доске или на слайдах). Вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что о них знаете и поделитесь своими знаниями с другими ребятами, а кто-то из вас может быть услышит что-то новое, незнакомое.
- А ещё вы поучаствуете в весёлых играх и викторинах.
Учитель: Каждый из вас, думаю, уже задумывался о том, какую профессию выбрать. Существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.
Что нужно учитывать при выборе профессии? Конечно, интерес. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, а третьему – исполнять какую-либо песню. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере своих интересов…
Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий викторин, игр, загадок.
Ученик 1: У меня растут года,
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель: Ребята, для того, чтобы сделать выбор, необходимы прежде всего, знания о себе самом, о мире профессий.
Работа с презентацией.
Определить по иллюстрации профессию и рассказать о ней.
Игра-разминка «Доскажи словечко».
Учитель читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.
Названия профессий появляются на доске или на слайдах и к концу занятия должна получиться копилка профессий.
В школе учит нас …(учитель).
А дворец возвёл …(строитель).
Вам лекарство даст … (аптекарь).
Почитать …(библиотекарь).
Булку испечёт вам … (пекарь).
Сварит снадобье вам … (лекарь).
Привезёт домой … (шофёр).
В школе у дверей … (вахтёр).
Вам укол назначит… (врач).
Скрипку в руки взял… (скрипач).
Снимок сделает … (фотограф).
В космос мчится …(космонавт).
Или смелый … (астронавт).
Самолётом правит…(лётчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку – … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В доме свет провёл… (монтёр).
В жаркой кузнице – … (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
Обобщение знаний.
Ученик 1: Нужные работники -
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала мы берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Готовим понемножку
то ящик, то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!
Профессиональная мини-проба «Юный строитель"
- Профессия зашифрована в ключевом слове кроссворда.
- Отгадай загадки и впиши слова по вертикали.
(Плотник.)
1. Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор.)
2. Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток (2), Гвоздь (3).)
3. Это что за очень странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?
(Буратино.)
4. Деревянная река,
Деревянный ветерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок.)
5. Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила.)
6. По деревянной речке
Плывет кораблик новый,
Свивается в колечки
Дымок его сосновый.
(Рубанок.)
- Назови профессию, в которой используются такие же инструменты и материалы. (Столяр.)
Ученик 2: Столяру хорошо,
а инженеру -лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я сначала начерчу
дом такой, какой хочу.
План готов, и вокруг
сто работ на тыщу рук.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Игра «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
Ученик 3: Инженеру хорошо,
а доктору - лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу из очков
кончики язычков.
Вам в постельку лечь
поспать бы,
вам - компрессик на живот,
и тогда у вас до свадьбы
все, конечно, заживет.
Игровое упражнение «Женские профессии».
-Например я говорю: «Мужчина - писатель, а женщина – писательница.»
-Мужчина - повар, а женщина - повариха.
-Мужчина - художник, а женщина - художница
-Мужчина - артист, а женщина - артистка
-Мужчина - певец, а женщина - певица.
-Мужчина - учитель, а женщина - учительница.
-Мужчина - лётчик, а женщина - лётчица
-Мужчина – портной, а женщина - портниха.
-Мужчина - таксист, а женщина - таксистка.
Ученик 4: Докторам хорошо,
а кондуктором -лучше .
Кондуктором езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда, ему весь день
в трамваях ездить можно.
Игра «Собери пазлы»
Собрать пазлы к профессиям.
(Приложение 1)
Ученик 5: Кондуктору хорошо,
а шоферу -лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Только скажите,
вам куда надо -
без рельсы жителей
доставлю на дом.
Е-дем, ду-дим:
"С пу- ти уй-ди!"
Профессиональная мини-проба «Юный водитель"
Учитель: Сейчас почти в каждой семье есть автомобиль, но, чтобы водить автомобиль нужны права – документ на управление автомобилем, для этого нужно учиться. Профессия водителя требует знаний правил дорожного движения. Водитель должен иметь хорошую реакцию, зрение, устойчивое и концентрированное внимание.
Задание на концентрацию внимания.
- Чем отличаются рисунки?
(Показ рисунков в течение 10 секунд)
Демонстрация рисунка (Показ в течение 10 секунд)
- Какие цифры вы видели?
- В какой последовательности они располагались?
- В какой геометрической фигуре располагалось каждое?
- Какого цвета была каждая цифра?
- Какого цвета были геометрические фигуры? - Какое ваше качество помогло правильно выполнить задание?
- Людям каких профессий нужно это качество?
Ученик 6: Быть шофером хорошо,
а летчиком -лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
"В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели".
Бояться не надо
ни дождя, ни града.
Игра «Неуловимый шнур»
Цель: проверить скорость реакции.
Условие. Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу на расстоянии 2-3 метра. Под стульями протянута верёвка. Включается музыка, играющие спокойно сидят на месте.
Внезапно музыка прерывается, в этот момент играющие должны наклониться, схватить и вытянуть к себе верёвку. Кто вытянет верёвку быстрее, тот и выиграл.
- Какое ваше качество помогло правильно выполнить задание?
- Людям каких профессий нужно это качество?
Ученик 7: Летчику хорошо,
а матросу -лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Блиц-викторина.
Вспомните профессии героев литературных произведений.
Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (Почтальон).
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (Доктор).
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (Рыбак).
Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик (Столяр).
Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Султане» А.С. Пушкина (Ткачиха, Повариха).
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (Строитель).
Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (Звездочёт, мудрец).
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик (Художник).
Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»
(Портные).
Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка (Доктор).
Профессия коротышки по имени Гусля (Музыкант).
Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (Купец).
Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова (Милиционер).
В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (Кучер).
Кто спас Красную шапочку? (Охотники).
Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (Музыканты).
На доске или на слайдах в копилке профессий появляются названия новых профессий.
Итог урока:
- Молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно.
Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых профессиях.
Но уже сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши - выбирай на вкус!
Учитель: Кем хотите стать вы дети?
Поскорее нам ответьте!
Ученики рассказывают:
1) Я хочу шофером быть,
Грузы разные возить
2) Я мечтаю о балете
Лучше нет его на свете!
3)Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его и – болезней нет!
4)В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет,
Справлюсь я, сомнений нет!
5) Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте,
Шайбу мне забить – пустяк,
Я играю за «Спартак.!»
6)Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой,
Музыка со мною с детства,
Я люблю ее всем сердцем.
7)Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть,
Дни рождения отмечать.
Все: Все профессии прекрасны,
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
- Дорогие, ребята! Пока вы еще ученики, но уже через несколько лет перед каждым из вас встанет один и тот же вопрос: кем стать, на кого пойти учиться? Перед вами откроется огромный мир самых разных профессий, и очень важно не ошибиться в ее выборе.
Для того чтобы найти свое любимое дело нужно глубже заглянуть в себя. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься. Я думаю, когда вы вырастите, то выберите, ту профессию, которая вам понравится, будет радовать, но помните, любая из них нужна и важна, где бы вы ни работали и что бы вы не делали, вы будете приносить радость и пользу людям.
-Прекрасных профессий на свете не счесть.
И каждой профессии – СЛАВА и ЧЕСТЬ!