Классный час в 7 классе
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
Цели проведения:
* упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
*формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
*развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
*расширение и активизация словарного запаса, закрепление произносительных навыков учащихся в процессе занятия.
Оборудование; компьютер, проектор, доска,наглядный материал
Ход классного часа
Учитель: «Посмотрите! У меня в левой руке тёмные нити, а в правой яркие. - С чем можно сравнить эти нити?»
Ученик: «С жизнью»
Учитель: «Какие ассоциации у вас вызывают яркие нити?»
Ученик: «Добро, творчество, забота, общение с интересными людьми, интересное дело, помощь пожилым».
Учитель: «А тёмные нити»?
Ученик: «Эгоизм, жадность, сомнительные друзья, скука, одиночество, зависть, злоба»,
Учитель: «Так и в жизни людей существует 2 стороны тёмная и яркая как 2 государства».
Притча
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всe можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? - Жители стали жить по законам. - Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Работа в группах:
Конкурс « Собрать высказывания великих о Законе»
Законы изобретены для блага граждан.
(Цицерон Марк Туллий)
Законы сильны нами, а мы — законами.
Демосфен
Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
А. И. Герцен
Учитель: А знаете ли вы что такое ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРОСТУПОК, ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что же такое правонарушение?
- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?
- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
- Ребята, почему ваш возраст особенно сложен? (Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям.
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
3.Основная часть
Учитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Задание1.Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, воспитатель поправляет и дополняет примеры):
- плохо учатся,
- бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество и многое другое.
Учитель:На прошлой неделе вы заполнили маленькую анкету «Что беспокоит Вас в жизни больше всего?» и « Причины преступлений» Я обработала ваши анкеты и вот что получилось:
«Что беспокоит Вас в жизни больше всего?»
15%-здоровье близких родственников
12%-будущая жизнь
11%-что-то другое
10%-отношения с родителями и свертниками
9%-чем заняться в свободное время
8%-личная жизнь
5%-конфликты с педагогами
4%-денежные проблемы в семье,
трудное усвоение школьного материала
« Причины преступлений»
17%-зависть
12%-моральная неустойчивость
11%-низкая самооценка
10%-любовь к приключениям
давление старших
9%-нехватка денег в семье
доказать, что ты не трус
8%-лёгкая нажива
6%-собственные неудачи
3%-покрасоваться перед девчёнками,самоутвердиться
2%-скука
Учитель: Всё правильно. Причин может быть много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы. Подросток не смог противостоять преступлению. Но как противостоять, когда нет никого, кому можно всё рассказать. Давайте подумаем вместе и запишем на доске ( ватман разрезанный на полоски, маркер, магниты).
1.Верный друг
2.Родители
3.Одноклассник
4.Телефон доверия
5.Психолог
Учитель. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Учитель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях. Кто может их назвать? А теперь дадим слово нашему эксперту: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско –правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задание2. В группах вы получили задания. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном
месте. (А)
Учитель: Рассмотрим несколько ситуаций
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
Эксперт:. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).
Какое правонарушение совершили ребята?
Эксперт: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
№1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
Эксперт;С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы.
№3 Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?
Эксперт:Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей
(ненадлежащее воспитание ребёнка)
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
Эксперт: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
А теперь давайте проведём с вами блиц-викторину
«Закон и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
Согласно УК РФ – с 14 лет.
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
Нет.
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.
6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.
8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.
10. С какого возраста наступает административная ответственность?
С 16 лет.
Учитель: «Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение»
Работа в группах
Примерная памятка «как не допустить правонарушения»
Проявляй уважение к окружающим.
Займись интересным делом
Продумай свой круг общения
Не замыкайся в себе
Будь ответственным за свои поступки
Учитель: Все мы хотим жить в цивилизованной стране где люди уважают закон .Михаил Задорнов очень точно сказал «Чтобы жить в цивилизованной стране… ПРОСТО не мусори, не матерись, начни ездить по правилам на дорогах, не давай взяток, не бери взяток, не пей алкоголь и не кури, уважай культуру и учи историю отчизны уважай стариков и сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве». Вы будущее нашей страны и вам продолжать строить цивилизованное общество, в котором будут жить ваши дети и вы и мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки.