Классный час: «На что имеем право»
Цели: Дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Ход занятия
1. Вводная беседа.
- Вам часто приходиться слышать слова «нельзя» и «надо». Почему существуют правила, нужны ли они? Стоит ли это обсудить?
- Послушайте стихотворение:
Вся моя жизнь (буквально вся!)
Пока что – из одних «нельзя»!
Нельзя крутить собаке хвост,
Нельзя из книжек строить мост
(а может, даже – замок
Из книжек толстых самых!).
Кран у плиты нельзя вертеть,
На подоконнике сидеть,
Рукой огня касаться,
Ну, а ещё кусаться.
Нельзя солонку в чай бросать,
Нельзя на скатерти писать,
Грызть грязную морковку
И открывать духовку.
Чинить электропровода
(пусть даже осторожно)…
Ух, я вам покажу, когда всё-всё
Мне будет можно!
- Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого нельзя делать?
- Какая мечта была у этого мальчика?
- Может, действительно лучше обходиться без правил и делать всё, что захочется?
- Значит, правила нужны?
2. Обсуждение некоторых правил.
1) Обсудить правила поведения на дороге.
- Какие правила поведения на дороге вы знаете?
- Что было бы, если бы не было этих правил?
- Что происходит, если кто-то их не выполняет? (несчастный случай, аварии)
Вывод: несоблюдение правил приводит к несчастным случаям, травмам, несёт горе людям.
2) Обсудить некоторые правила поведения учащихся в школе.
Физпауза: игра «Звери и птицы», где используется правило: если называется птица, дети должны подпрыгнуть, если звучит название зверя- присесть. Сначала правила игры не оговариваются, и возникает беспорядок, и только правила позволяют упорядочить действия.
3. На что имеем право:
- Ребята, вы уже знаете, что люди- взрослые и дети- имеют различные права: на жизнь, учёбу, работу, отдых и др.
Для детей эти правила изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий знак и отвечать: «Разрешается – запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребёнком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все правила, о которых я вам говорила.
На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
4. Работа с пословицами.
- Ребята, как вы понимаете смысл таких пословиц:
* Злой не верит, что есть добрые люди.
* Доброе слово лечит, а худое калечит.
* Доброму слову – добрый ответ.
Доброта – это «неписанное» правило, которое должен выполнять, каждый живущий на Земле человек.
- Подумайте, часто ли вы совершаете добрые поступки.(вопрос для раздумья – без ответа)
- Какое главное правило в отношениях между людьми вы бы сформулировали?
Вывод: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
5. Чтение сказки Бондаренко «Доброе слово». Обсуждение.
- Какая цель была у Гадюки?
- Достигла ли она своей цели?
- Какое же правило можно вывести из этого рассказа?
Вывод: доброе слово, добрые отношения творят чудеса.
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.
- Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
6. Заключительная часть.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные правила поведения человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарищей;
- дал слово – держи, дал обещание – выполни!
-И ещё раз напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
Худо тому, кто добра не делает никому.