СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Русский язык – мой родной язык."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Русский язык – мой родной язык."»

Классный час

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Возраст детей: 5 класс

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка,  как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Содержание:

I. Мотивация. Поиск проблемы.

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Дети смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»

Автор - Л. Измайлов

Режиссёр - В. Кремнев

В ролях - Костя Лазарев, С. Мишулин

Хронометраж - 2 мин. 39 с.

Краткое описание - Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».

Видеосюжеты из «Ералаша» можно посмотреть на сайте http://www.eralash.ru/video/

Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может  так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя. Это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы  вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться,  или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

II.  Сообщение темы. Постановка цели.

Наш классный час мы посвящаем  русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

III.  Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.

- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.

- И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

- С 2010 года  Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.

- Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка».

Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью. читать стихотворение

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны,

Серебристую пену волны.


И шумя и крутясь колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка – и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.


И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города;


И там на подушке из ярких песков,

Под тенью густых тростников,

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны…


Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы, в полуденный час,

Целовали красавца не раз.


Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит, – и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне».


Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной тоской;

И шумно катясь, колебала река

Отраженные в ней облака.

IV.  Игры с русским языком

1.«Прятки»

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их местами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

2. «Беглянка»

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!


Наш родной русский язык точный, богатый и звучный. Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик. Велик и его язык».

- А откуда у писателей взялись меткие выражения, образные фразы, кто до писателей создавал наш язык. ( Из уст в уста )

- Чем красна была устная речь? (Пословицами и поговорками)

В нашем языке существуют устойчивые выражения. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – «помалкивать».

Попробуйте объяснить значение следующих выражений:

- «чесать язык» — болтать попусту,

- «прикусить язык» — замолчать,

- «тянуть за язык» — пытаться заставить человека о чем-то рассказать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости.

Попробуйте объяснить народные поговорки:

- Язык до Киева доведет.

- Языком не спеши, а делом не ленись.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

Устное народное творчество – почему оно так называется? «Устное» — передавалось «Из уст в уста», раньше не записывалось.

«Народное» — создано каким-то народом: русским, татарским…

«Творчество» — это когда что- то придумывают, творят.

Устное народное творчество еще называют фольклором, что в переводе с английского означает «народная мудрость». УНТ еще с глубокой древности было «неписанной историей» народа. По содержанию песенок, поговорок, пословиц можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества как смелость, доброта, честность, патриотизм ( любовь к Родине ). Кроме того, фольклор – это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, помирить поссорившихся.

Итак, пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость. Давайте поиграем, узнаем, какие пословицы вы знаете.


I Игра «Закончи пословицу»:

1. Без труда не вытащишь…. рыбку из пруда

2. Поспешишь … людей насмешишь

3. Волков бояться … в лес не ходить

4. Как аукнется, так … откликнется

5. Старый друг лучше … новых двух

6. Век живи — …век учись

7. Глаза боятся, а … руки делают

8. За двумя зайцами погонишься — ..ни одного ни поймаешь

9. Семь раз отмерь … один раз отрежь


II Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:

- На обиженных — соду возят

- Работа не полк – в лес не убежит.

- Машу маслом не испортишь.

- Старый круг лучше новых двух.

- Два сапога – тара.

- Яйца куницу не учат.

- Крутится как булка в колесе.

- Лес рубят – кепки летят.

- Ни кола, ни вора.

- Купить кита в мешке.


4. «Что за фразеологизм?»

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.


Я сегодня так устал, что всю ночь спал…. Спать без задних ног.

Свои вещи нужно содержать в порядке,…. Зарубить на носу

Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты …. Тянуть кота за хвост

Почему ты не говоришь правду, а всё время …. Водить за нос

Смелым и ….Море по колено

Я сделал всё правильно и аккуратно так, что …. Комар носа не подточит


5. «Игры с антонимами».

Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос ….., да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье  - ….., а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Декабрь год …., а зиму  …./ Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.



V.     Подведение итогов.

- Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?

- Вам понравился классный час?

- О чем сегодня дома сможете рассказать?

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Учитесь правильно ставить в словах ударение. Помните, что родной язык тысячи лет создавался многими поколениями наших предков. Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть такие строки: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – Ты один мне и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»