«Коммуникативная культура педагога»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.
Задачи:
способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с обучающимися.
Коммуникативная культура-
совокупность специальных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.
Коммуникативная культура-условие и предпосылка эффективности преподавательской деятельности, показатель компетентности и профессионального самосовершенствования.
Педагог, как специалист, должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога.
Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные многоплановые отношения с партнерами по контакту в рамках общеобразовательного процесса.
Общение- основа педагогической деятельности. От уровня общения между педагогом и учащимися зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений.
Коммуникативная культура педагога- это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно – воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения
Из чего складывается коммуникативная культура педагога?
Личностные качества
Ценностные ориентации
Установки, проявляющиеся в отношении к людям
Техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия до другого человека, приемами саморегуляции.
Создание рабочего творческого самочувствия.
Основа коммуникативной культуры
1. Коммуникабельность-способность испытывать удовольствие от процесса общения
2. Социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей
3. Альтруистические тенденции – эмпатия, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Педагогическая речь должна обеспечить:
а) продуктивное общение, взаимодействие между
педагогом и его воспитанниками;
б) положительное воздействие педагога на сознание,
чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их
убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление
знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической
деятельности учащихся.
Требования к речи педагога
- содержательность, точность, логичность;
- лексическая, фонетическая, грамматическая
орфоэпическая правильность;
- образность, смысловая выразительность;
-эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,
неторопливость, достаточная громкость;
- хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета,
соответствие слова его делам;
- умелое использование невербальных средств общения
(жесты, мимика, пантомимические движения).
Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий
Профессиональная компетентность педагога
это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Основные составляющие компетентности педагогических работников
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
Информационная компетентность
– объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах, а также квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Искусство общения
Коммуникативная культура –
это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя
коммуникативные умения,
ценности,
опыт,
позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса.
Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного общения.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение
коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам;
умение «подавать себя» в общении;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры
диалог хоров
драматизация
пантомима
брифинг
дискуссия
творческий показ
самопрезентация
театрализованная игра
актёрский этюд
инсценирование
монтаж
игротека
Педагогический потенциал данных методов и форм заключается
в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций;
смене социальных, педагогических и драматических ролей;
активном действии и взаимодействии;
в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций;
в рефлексии переживаемого состояния;
в осмыслении своего отношения к ситуации.
ПРАКТИКУМ
Коммуникативные качества красивой речи
Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.
Правильность - это главное коммуникативное качество речи.
Исправьте ошибки
Познакомьтесь с приказом (ознакомиться с приказом)
Я одену пальто (я надену пальто)
Нет носок (нет носков)
Потерялся туфель (потеряла туфлю)
Играет значение (имеет значение)
Имеет роль (играет роль)
Платье без плечей (платье без плеч)
Пирожки с повидлой (пирожки с повидлом)
Стихи для запоминания ударений в словах
Мы не жулики, не воры, подписали договОры.
Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.
Как у нашей МАрфы есть в полоску шАрфы!
Долго ели тОрты – не налезли шОрты.
Срубили ель, сорвали щавЕль.
В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.
Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.
Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. (ЗвонИт и говорИт.)
Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций.
Найдите ошибку и исправьте
Добрый мир лучше худой ссоры.
Валит со здоровой головы на больную.
Нашла коза на камень.
Не зная броду, не суйся в моду.
В здоровом теле здоровый пух.
Купить кита в мешке.
Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности.
Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.
Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.
Произнесите фразу с разными интонациями
Здравствуйте!
«Это я!»
«Умница! Молодец!»
«Вы поняли меня?»
«До встречи!»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!