СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная культура педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная культура-

   совокупность специальных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная культура педагога»

«Коммуникативная культура педагога»


Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

  • уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;

  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с обучающимися.

Коммуникативная культура-

совокупность специальных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Коммуникативная культура-условие и предпосылка эффективности преподавательской деятельности, показатель компетентности и профессионального самосовершенствования.

Педагог, как специалист, должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога.

  • Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные многоплановые отношения с партнерами по контакту в рамках общеобразовательного процесса.

  • Общение- основа педагогической деятельности. От уровня общения между педагогом и учащимися зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений.

  • Коммуникативная культура педагога- это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно – воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения

Из чего складывается коммуникативная культура педагога?

  • Личностные качества

  • Ценностные ориентации

  • Установки, проявляющиеся в отношении к людям

  • Техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия до другого человека, приемами саморегуляции.

  • Создание рабочего творческого самочувствия.

Основа коммуникативной культуры

1. Коммуникабельность-способность испытывать удовольствие от процесса общения

2. Социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей

3. Альтруистические тенденции – эмпатия, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая речь должна обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между

педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие педагога на сознание,

чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их

убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление

знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической

деятельности учащихся.

Требования к речи педагога

- содержательность, точность, логичность;

- лексическая, фонетическая, грамматическая

орфоэпическая правильность;

- образность, смысловая выразительность;

-эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,

неторопливость, достаточная громкость;

- хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета,

соответствие слова его делам;

- умелое использование невербальных средств общения

(жесты, мимика, пантомимические движения).

Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий

Профессиональная компетентность педагога

это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Основные составляющие компетентности педагогических работников

Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.

Информационная компетентность

– объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах, а также квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Искусство общения

Коммуникативная культура

это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя

  • коммуникативные умения,

  • ценности,

  • опыт,

позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного общения.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение
коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении;

  • умения управлять своими эмоциями;

  • наблюдательность и переключаемость внимания;

  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам;

  • умение «подавать себя» в общении;

  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры

  • диалог хоров

  • драматизация

  • пантомима

  • брифинг

  • дискуссия

  • творческий показ

  • самопрезентация

  • театрализованная игра

  • актёрский этюд

  • инсценирование

  • монтаж

  • игротека

Педагогический потенциал данных методов и форм заключается

  • в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций;

  • смене социальных, педагогических и драматических ролей;

  • активном действии и взаимодействии;

  • в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций;

  • в рефлексии переживаемого состояния;

  • в осмыслении своего отношения к ситуации.


ПРАКТИКУМ

Коммуникативные качества красивой речи


Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Правильность - это главное коммуникативное качество речи.

Исправьте ошибки

  • Познакомьтесь с приказом (ознакомиться с приказом)

  • Я одену пальто (я надену пальто)

  • Нет носок (нет носков)

  • Потерялся туфель (потеряла туфлю)

  • Играет значение (имеет значение)

  • Имеет роль (играет роль)

  • Платье без плечей (платье без плеч)

  • Пирожки с повидлой (пирожки с повидлом)

Стихи для запоминания ударений в словах

  • Мы не жулики, не воры, подписали договОры.

  • Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.

  • Как у нашей МАрфы есть в полоску шАрфы!

  • Долго ели тОрты – не налезли шОрты.

  • Срубили ель, сорвали щавЕль.

  • В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.

  • Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль.

  • Ты нам шторы не вози,
    Мы повесим жалюзИ.

  • Начинить чтоб пирог,
    Ты купи-ка творОг!

  • Тяжела была работа –
    В теле всём теперь ломОта.

  • Жалко весь, так дайте хоть
    Кекса вашего ломОть.

  • ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. (ЗвонИт и говорИт.)

  • Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций.

Найдите ошибку и исправьте

  • Добрый мир лучше худой ссоры.

  • Валит со здоровой головы на больную.

  • Нашла коза на  камень.

  • Не зная броду, не суйся  в моду.

  • В здоровом теле здоровый пух.

  • Купить кита в мешке.

Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности.

Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Произнесите фразу с разными интонациями

  • Здравствуйте!

  • «Это я!»

  • «Умница! Молодец!»

  • «Вы поняли меня?»

  • «До встречи!»


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!