УДК 376 : 372.878
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Надеина А. Н.,
Курский государственный университет,
Детский сад комбинированного вида № 112
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативного развития дошкольников, поскольку коммуникативная деятельность занимает важное место в социальной сфере, в которой существует человек. Это обусловлено тем, что коммуникативные навыки выступают, как инструменты, которые позволяют субъекту успешно действовать в сфере общения. В статье описываются методы практической работы с дошкольниками в условиях ДОУ по развитию коммуникативных навыков на занятиях музыкой.
Ключевые слова: коммуникативное развитие, дошкольники, средства коммуникативного развития, музыкальные занятия, музыка как средство развития коммуникации.
Abstract. The article is devoted to the problem of communicative development of preschoolers, since communicative activity occupies an important place in the social sphere in which a person exists. This is due to the fact that communication skills act as tools that allow the subject to successfully act in the field of communication. The article describes the methods of practical work with preschoolers in the conditions of preschool education for the development of communication skills in music classes.
Keywords: communicative development, preschoolers, means of communicative development, music classes, music as a means of communication development.
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальной сфере, в которой существует человек. Это обусловлено тем, что коммуникативные навыки выступают, как инструменты, которые позволяют субъекту успешно действовать в сфере общения. Кроме того, конструктивное общение считается показателем современной культуры личности в целом. Актуальность формирования коммуникативных навыков становится наиболее очевидной при обучении детей, когда отсутствие базовых навыков затрудняет взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, вызывает повышенное беспокойство и нарушает процесс общения в целом [Вдовина, c. 136].
Важность этой темы для исследования вытекает, с одной стороны, из очевидной значимости общения, как в обществе в целом, так и в жизни каждого человека. С другой стороны, стремительное развитие психолого-педагогических наук способствует моделированию новых способов определения сущности, значения, механизмов, средств общения в дошкольном возрасте, определению причин коммуникативных сбоев и возможностей их предупреждения (преодоления) в период дошкольного детства.
Наиболее эффективными для решения этих задач являются те виды деятельности ребенка, которые протекают во взаимодействии с другими детьми и взрослыми, отличаются непосредственностью и эмоциональной насыщенностью, имеют творческий характер. В дошкольных образовательных организациях такая деятельность в большей степени проявляется на музыкальных занятиях. Это стало побудительным фактором для изучения особенностей и закономерностей развития коммуникативных навыков в период дошкольного детства, предпосылкой для создания усовершенствованной модели работы с детьми в данном направлении на музыкальных занятиях в ДОУ [Бизюкова, c. 174].
С целью повышения эффективности процесса развития коммуникативных навыков у своих воспитанников в процессе музыкально-творческой деятельности мы провели работу по двум направлениям:
Работу с родителями, которая включала проведение беседы на тему «Коммуникативные умения и навыки ребенка» и обсуждение памятки «Как развивать речь и общение ребенка?» [Развитие]. Основной темой для беседы стали особенности коммуникации детей, их коммуникативное развитие и рекомендации по формированию и совершенствованию речевой коммуникации, которые дали ответ на вопрос: «Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?».
Работу на музыкальных занятиях, которые выстраивались в опоре на принцип создания оптимальных психолого-педагогических условий для осуществления максимальной коммуникации и взаимодействия между детьми и взрослыми. В музыкальные занятия мы систематически включали разнообразные коммуникативные упражнения, задания и ситуации, связанные с организацией взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса в различных видах музыкально-творческой деятельности. Рассмотрим ряд примеров.
Слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать других, следить за их мыслями – основа успешного взаимодействия между людьми, поэтому организация коллективного восприятия (слушания) музыки на занятиях в ДОУ становится важным моментов в развитии коммуникативных навыков ребенка. Каждый ребенок по-своему откликается на музыку, что-то понимает и не понимает в ее звучании, поэтому нуждается в помощи педагога, который просит детей высказать собственное мнение по поводу услышанного, повторить главное, объяснить те или иные моменты.
«В творческой деятельности дети увлекаются музыкой, эмоционально реагируют на яркие, образные произведения. В младших группах звучат очень короткие пьесы, к подготовительной группе время, отводимое на слушание музыкального репертуара, значительно увеличивается» [Радынова, c. 43]. Накапливая опыт восприятия музыки, дети учатся внимательно слушать ее, для чего педагог обращает их внимание на культуру слушания, демонстрируют с возрастом все более точный отклик на звучащие произведения. В ходе обсуждения прослушанных музыкальных сочинений дети подробно описывают свои мысли и переживания, дают подробные объяснения своим представлениям, ощущениям и чувствам.
Пение – один из любимых дошкольниками видов музыкальной деятельности, песенное творчество более доступно им по содержанию. Пение объединяет детей, способствует развитию их эмоционального музыкального общения. При этом требуется пробуждение у них самых разных эмоций средствами музыки. Яркое исполнение музыкальным руководителем и ясность содержания предлагаемого для разучивания произведения прививают детям любовь к песне и потребность исполнять ее.
При исполнении песен мы используем приемы, которые позволяют дошкольникам внимательно слушать друг друга и подстраивать свой голос в коллективном пении. Поочерёдное пение, пение в малом ансамбле с солистами, творческие задания («Придумай и спой песню», «Продолжи мелодию»), дидактические игры (например, «Цепочка») эффективно развивают вокально-исполнительские и коммуникативные навыки.
В своей работе мы уделяем особое внимание следует подбору песенного репертуара, направленного на развитие певческих и коммуникативных способностей, который зачастую сопровождается коммуникативными играми (такими, как «День», «Здравствуйте»», «Эхо», «Тень» и т. д.)
Например, в игре «Эхо» взрослый предлагает каждому из детей внимательно прослушать и повторить цепочку звуков, слогов и слов вслед за взрослым. Чтобы стимулировать игровое взаимодействие и привлечь внимание детей к активному восприятию музыки, педагог бросает мяч каждому ребенку по кругу и воспроизводит звуковые цепочки. Ребенок повторяет их в нужном порядке вслед за взрослым, возвращая ему мяч. Начинается освоение игры с пропевания двух звуков (в прямом или обратном порядке) с простыми словами. Затем задание усложняется: звучание материала включает три звука, слога, слова и т.д. Как показывает практика, звуковые игры, игры с голосом – прекрасное подспорье в развитии коммуникативных навыков у дошкольников. Мало того, что ребенок совершенствует пение, приобретает опыт взаимодействия с другими, дети становятся более уверенными в себе, перестают бояться публичных выступлений.
Хоровая деятельность связана с коллективным взаимодействием, культурой общения и поведения, она создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает у ребенка коммуникативные навыки, положительно влияет на его психофизическое состояние и избавляет от внутреннего напряжения. Дети, увлекаясь певческой музыкой, развивают свои музыкальные таланты и дарования.
Пластические и танцевальные движения под музыку вызывают у дошкольников положительные, радостные эмоции, поскольку основаны на активной совместной деятельности. Жестовое и пластическое исполнение звучащей музыки позволяет детям ярче и нагляднее выразить для других переживаемые ими чувства. Прикосновения, присутствующие в танце, способствуют развитию нежных и доверительных отношений между детьми. Координация и синхронность исполнения танцевальных движений под музыку с перемещением в пространстве позволяет упорядочивать способы взаимодействия с коллективом и окружающим миром [Бекина, c. 4].
Любовью детей пользуются танцевальные игры с простым сюжетом: «Полька Мухи и Муравья», «Майский жук и Дюймовочка» и другие. В работе мы используем знакомые детям сказки и выразительных персонажей. В музыкально-игровой деятельности ребенок представляет себя персонажем, что способствует раскрепощению, улучшению взаимодействия с партнером и группой.
Музыкально-театрализованная деятельность является еще одним эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков. Мы разыгрываем «Волк и семеро козлят» (из сборника А. Н. Зиминой «Образные игры и упражнения»); «Магазин игрушек» (из сборника М. А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей»); «Колобок» (из сборника Л. А. Блохиной «Начинаем наш концерт») и др. сказочные сюжеты. Н. А. Метлов писал: «Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Они оказывают огромное воспитательное влияние на детей, способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции, способствуют развитию двигательной сферы, творческой активности» [Белопольская, c. 133-134].
Театральное искусство требует от исполнителя навыков перевоплощения. А если говорить о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет. Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.
Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей» [Выготский, c. 211].
Когда мы начали использовать в работе на музыкальных занятиях элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметили, что дети стали меняться. У них постепенно исчезали скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр мы старались предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.
Анализируя личный опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ, мы убедились в том, что они включают в себя совокупность умений взаимодействовать с другими, находить компромисс, выслушивать другого человека и выражать собственное мнение. Общение дошкольников в музыкально-творческой деятельности формирует у них знание того, что сказать и в какой форме выразить свое мнение; способность участливо слушать собеседника, адекватно оценивать собственные высказывания и действия, умение выразительно рассказать, а также формирует интеллект, способствует художественно-эстетическому воспитанию личности, развивает волевые качества (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести общее дело или роль до конца), кроме того между детьми устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопомощи, появляется чувство коллектива.
В ФГОС дошкольного образования проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте выделена особо. Важность формирования коммуникативных навыков у дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Многочисленными исследованиями доказано, что коммуникативный опыт, полученный в дошкольном возрасте, в значительной степени определяет успех человека в коммуникативной сфере на всех последующих этапах развития.
Из выше сказанного следует, что музыкально-творческая деятельность ребенка связана не только с развитием его природной музыкальности, это – не только шаги к эстетическому воспитанию или признанию ценностей культуры, но и путь ребенка к одухотворенной счастливой жизни и его счастью, самореализации как личности, это – эффективный инструмент в формировании и развитии коммуникативных навыков.
Литература:
Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: из опыта работы муз. руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1983. 26 с.
Белопольская Н. Л., Рубан О. В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 130-140.
Бизюкова Н. В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб. науч. статей и материалов IV Международной науч.-практич. конф. В 2-х частях / редколлегия: С. А. Герасимов и др.; пер. В. Л. Подольской. 2017. С. 173-177.
Вдовина Н. А., Винокурова А. О. Коммуникативные навыки старших дошкольников // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всеросс. с междунар. участием науч.-практич. конф. М: Изд центр МГУ, 2016. С. 136-142.
Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 214 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: Наука, 1956. 410 с.
Радынова О. П. Функции музыкального управляющего и воспитателя // Дошкольное воспитание. 1994. № 11. С. 52.
Развитие речи ребенка раннего возраста. URL: http://rosinka.bdu.su/wp-content/uploads/sites.pdf (дата обращения: 25.10.2021).