СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компетентностный подход в образовании"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое компетенция? Компетенстный подход в образовании.

Просмотр содержимого документа
«"Компетентностный подход в образовании"»




Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.   (Б.Шоу)



В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция».

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н. Леонтьева, «знает, как плавать», но нé умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

Иметь компетенцию – значит обладать всем, что необходимо для успешного решения каких – то задач. Иметь знания и какие – то умения – еще не значит быть компетентным. Знать технику плавания – не значит уметь плавать. Владеть методами измерения и математическими методами анализа их результатов – не значит иметь вести экспериментальные исследования.

Компетенция – это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решения, выбирать и применять адекватные средства решения оценивать результаты действий. Сформировать компетенцию – значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование. Итак профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью. Умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт и означает «быть компетентным». При обсуждении компетенции внимание фокусируется  на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности .

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

«Педагогическое умение, - пишет В.А. Крутецкий, - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий»

В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» .

Следовательно, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

По мнению Станкина М.И., с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

  • экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

  • дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

  • авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

  • научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

  • перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

  • коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

  • личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;

  • организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;

  • мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

  • прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

  • конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине .

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

Профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка). А для этого у компетентного педагога, по мнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим

Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить. Поэтому,прав А.С.Смирнов, который пишет: «Человек, обеспечивающий образование, - не математик, не историк, и даже не учитель, а методолог, социотехник, коммуникатор» . Как пишет В.Е. Степанова, методолог - умеющий организовать и соорганизовать деятельность субъектов, социотехник - умеющий развивать и расширять связи, коммуникатор - умеющий строить отношения на основе диалога, в целом специалист «умеющий адекватно употреблять самого себя в условиях постоянно меняющейся деятельности. Это специалист, развивающий новые формы Мышления и Деятельности.»

Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает:

  1. Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

  2. Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности.







«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Василий Ключевский «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - А. Дистервег «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» (Б.М. Теплов) Жизнь многообразна в своих проявлениях и любая чрезвычайная ситуация не повторяется с точностью до мельчайших деталей. При этом в каждой ситуации люди в силу своего характера, привычек, национальных особенностей ведут себя по-разному. А на то чтобы человеку принять правильное решение, от которого зависит жизнь и безопасность не только его, но и окружающих его людей, иногда отводятся доли секунды. Поэтому, на мой взгляд, концепция преподавания курса ОБЖ в школе - понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать». Исходя из вышесказанного, я думаю, цель преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности в школе - это подготовка физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Поэтому моя цель, как учителя – привить интерес и уважение ребят к предмету ОБЖ , сформировать осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, к своему здоровью, как непременному условию эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие. Я глубоко убеждена, что достижение этой цели, равно как и достижение высоких результатов обучения, невозможно без собственной увлеченности предметом, понимания необходимости и важности изучения этого предмета в школе, а также четкой организации учебного процесса с учетом специфики данного курса. Эффективность работы будет зависеть от педагогической грамотности и мастерства учителя, от умения правильно подобрать методы и приемы, соответствующие цели задачам урока , способствующие максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность, от умения сочетать различные формы, методы и приемы в своей деятельности, умения подбирать хороший материал для уроков, разнообразить и дополнять материал учебников, использовать современные средства обучения, умения мобилизовать внимание учащихся эмоциональностью, доступностью для понимания; пантомимической выразительностью, убедительностью слов и выражений. А все перечисленное требует огромной подготовки учителя, регулярного повышения его педагогического мастерства, овладения им современными технологиями обучения, умения планировать и анализировать свою деятельность, делать выводы, вносить соответствующие коррективы. Моя деятельность заключается в четкой организации образовательного процесса, включению в процесс обучения различных форм, методов, приемов, средств, современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Основа профессиональной деятельности – диалоговое общение, воспитание и обучение в сотрудничестве, именно оно сопутствует созданию без барьерной среды и ситуации успеха, благоприятных для развития компетенций обучающихся. Сотрудничество с учениками, учителями, родителями, со всеми службами местного социума, сотрудничество между учениками. Я уделяю в своей работе большое внимание организации внеурочной деятельности: кружок «Дорога и мы»; работа с отрядом ЮИД, факультатив по углубленному изучению предмета; консультации и web-консультации по подготовке к конкурсам, олимпиаде, экзамену; учебные экскурсии в музей гигиены, музей воды, музей «Кресты», пожарную часть, медицинский колледж,VIP-клинику; организация встреч с сотрудниками ГИБДД, инспектором по делам несовершеннолетних, ветеранами ВОВ, Афганской, Чеченской войн, организация тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования района: Центром спортивно-технического творчества, Дворцом детско-юношеского творчества, центром психолого-педагогического и медицинского сопровождения, учебно-методическим центром допризывной подготовки «Ориентир» - все перечисленные формы внеурочной деятельности позволяют повысить интерес обучающихся к предмету, а также сориентировать некоторых учащихся на будущую профессию. Отдельно следует акцентировать внимание на такой форме работы, как итоговое общешкольное мероприятие - «День защиты детей», которое можно проводить и в форме «Недели защиты детей», цель которого : закрепить знания, умения и навыки учащихся по курсу ОБЖ в рамках программы, а также проверить действия постоянного состава в случае возникновения ЧС в школе. При проведении данного мероприятия я активно привлекаю учащихся 10-11 классов, которые сами готовят и разрабатывают различные занимательные уроки. Неотъемлемой частью моей деятельности является современный урок ОБЖ, где в большей степени реализуются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению, организация разнообразной учебной деятельности, использование современных педагогических технологий. Творчески подхожу к построению урока на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. На уроке использую разные формы организации работы: фронтальную, индивидуальную, групповую, в зависимости от целей и содержания урока. Практические уроки целесообразно проводить в индивидуально-групповой форме: в парах, тройках, четверках. Местом проведения может быть класс (без парт)- оказание ПМП, наложение стерильной повязки, тренинг «как сказать нет»; спортивный зал - переворот пострадавшего в безопасное положение, транспортировка пострадавшего Разнообразие типов и форм моих уроков повышает интерес к обучению Каждый урок для меня, как учителя, заканчивается личными педагогическими наблюдениями. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем самым способствуют повышению мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. А какое получаешь удовлетворение, когда дети, уходя с урока, говорят «спасибо за урок»! В работе использую различные современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект. Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, апробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии: проектные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, разноуровневое обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии , игровые технологии, элементы технологии модульного и блочно -модульного обучения, технологии опорного конспекта. Наиболее интересными методами и приемами в своей работе считаю: диалогический, частично-поисковый, создание проблемной ситуации, исследовательский, «Плюс-минус-вопрос» - работа с текстом, «Мозговой штурм» — без обсуждения предлагаются варианты ответов, составление алгоритмов и схем, «Репортаж из зоны ЧС» — развитие творческих умений, «Создание рекламы, антирекламы», «Верные и неверные утверждения», «Установи соответствие» — понятие и его определение, тесты с дополнениями, пропусками, «Собери определение, четверостишие из разбросанных слов» ,«Якоря» памяти» — использование притч, афоризмов, метафор, тематические динамические паузы – пример: «Сигналы бедствия» подаваемые жестами, игра «Типография», «Сочини слоганы, четверостишие», «Экзамен» – ролевая игра, «Анатомия катастроф» - анализ ЧС за лето, год, «Кластер» — составление схемы изучения темы, Лото по ОБЖ, Защита проектов – «Автомобиль будущего», «Семейный бюджет», Мозаика «Стихийные бедствия», изготовление памятки, листовки, просветительского буклета, игра - «Советы специалиста» Эффективность преподавания курса ОБЖ напрямую зависит от наличия соответствующего материально - технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью. Список необходимых средств для эффективного проведения уроков: учебники, методическая Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям, навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки и учета знаний, умений Уроки лекции Уроки путешествия Уроки исследования Интегрированные уроки Модульные уроки Уроки-практикумы, Уроки-диалоги Ролевые игры Составление слоганов Уроки - репортажи Уроки-практикумы, диспуты «Что? Где? Когда?», «Крестики- нолики», «Последний герой» Урок «Экзамен», Уроки-соревнования Уроки-зачеты, викторины Защита творческих работ, проектов, тестирование, ситуационные задачи и г р а - л о т о п о О Б Ж , самостоятельные работы,

Каждый урок для меня, как учителя, заканчивается личными педагогическими наблюдениями. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем самым способствуют повышению мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. А какое получаешь удовлетворение, когда дети, уходя с урока, говорят «спасибо за урок»! В работе использую различные современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект. Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, апробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии: проектные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, разноуровневое обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии , игровые технологии, элементы технологии модульного и блочно -модульного обучения, технологии опорного конспекта. Наиболее интересными методами и приемами в своей работе считаю: диалогический, частично-поисковый, создание проблемной ситуации, исследовательский, «Плюс-минус-вопрос» - работа с текстом, «Мозговой штурм» — без обсуждения предлагаются варианты ответов, составление алгоритмов и схем, «Репортаж из зоны ЧС» — развитие творческих умений, «Создание рекламы, антирекламы», «Верные и неверные утверждения», «Установи соответствие» — понятие и его определение, тесты с дополнениями, пропусками, «Собери определение, четверостишие из разбросанных слов» ,«Якоря» памяти» — использование притч, афоризмов, метафор, тематические динамические паузы – пример: «Сигналы бедствия» подаваемые жестами, игра «Типография», «Сочини слоганы, четверостишие», «Экзамен» – ролевая игра, «Анатомия катастроф» - анализ ЧС за лето, год, «Кластер» — составление схемы изучения темы, Лото по ОБЖ, Защита проектов – «Автомобиль будущего», «Семейный бюджет», Мозаика «Стихийные бедствия», изготовление памятки, листовки, просветительского буклета, игра - «Советы специалиста» Эффективность преподавания курса ОБЖ напрямую зависит от наличия соответствующего материально - технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью. Список необходимых средств для эффективного проведения уроков: учебники, методическая Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям, навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки и учета знаний, умений Уроки лекции Уроки путешествия Уроки исследования Интегрированные уроки Модульные уроки Уроки-практикумы, Уроки-диалоги Ролевые игры Составление слоганов Уроки - репортажи Уроки-практикумы, диспуты «Что? Где? Когда?», «Крестики- нолики», «Последний герой» Урок «Экзамен», Уроки-соревнования Уроки-зачеты, викторины Защита творческих работ, проектов, тестирование, ситуационные задачи и г р а - л о т о п о О Б Ж , самостоятельные работы, проверочные работы литература, федеральные законы по темам курса по количеству учеников, раздаточный материал и дидактические пособия, демонстрационный материал, макеты, рабочие тетради по ОБЖ, ПДД, оборудованный кабинет по ПДД (магнитная доска для моделирования дорожных ситуаций, интерактивные игры для создания и анализа дорожных ситуаций),плакаты, стенды, средства индивидуальной защиты(учебные),средства оказания первой помощи, манекен для наложения повязки, жгута, шины, санитарные носилки, лямки для транспортировки пострадавших, фантом - тренажер для оказания экстренной реанимационной помощи, войсковые приборы химической и радиационной разведки, проекционная аппаратура, учебные фильмы и ролики, презентации по темам курса Результаты деятельности учителя:  разработана система теоретических и практических уроков по ОБЖ, реализующая современные образовательные технологии;  разработана программа дополнительного образования «Дорога и мы» и выстроена внеурочная деятельность с отрядом ЮИД  налажено тесное сотрудничество и внедрен в образовательный процесс план совместной работы с образовательными учреждениями района и специалистами, работающими в области безопасности жизнедеятельности, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики вредных привычек, с ведущими экскурсоводами музея гигиены и музея воды СПб, со специалистом по организации профориентационных экскурсий  внедрен алгоритм проведения обязательного открытого общешкольного мероприятия «День защиты детей» и апробирована другая форма проведения данного мероприятия - «Неделя защиты детей»  выстроена модель обучения старшеклассников, обеспечивающая преемственность в школе между старшим, средним и младшим звеном, посредством передачи знаний, умений и навыков, полученных на уроках ОБЖ, в форме проведения агитбригад, викторин, уроков и занятий и других видов пропаганды безопасного поведения  разработана система и методы подготовки одаренных детей к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ  разработан план внеурочной деятельности по различным направлениям на учебный год, и анализ работы за год  Учителя района используют в своей работе методические разработки проведения ДЗД, недели защиты детей, организации работы по профилактике ДДТТ, работы со школьным отрядом ЮИД, оформления и ведения документации  Мои выпускники: 5 чел. - студенты академии МЧС, 2 чел- студент ГАФК им. Лесгафта факультет «Безопасность жизнедеятельности», 3 чел. –студент РГПУ им. Герцена факультет «ОБЖ», 1 чел.- лейтенант МЧС. Результаты деятельности ученика  повышение интереса к предмету ОБЖ и учебной мотивации  осознание ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  положительная динамика знаний, умений и навыков, уровня сформированности учебных действий;  положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях;  готовность и способность использовать полученные знания и практические умения



Интеграция как метод мобилизации учебной активности учащихся на уроке

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей,»

Д. Пойа.





Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сконцентрированы основные идеи и принципы школьной реформы: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную культуру; дифференцированный подход и вариантность в обучении, формирование у учащихся высокого уровня восприятия знаний и воспроизведение их в целостном объеме




Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, стимулирует создание многопрофильных и разнообразных по своей структуре и функциям инновационных учреждений с нетрадиционными формами и методами обучения. Одним из видов инноватики является интеграция основного и дополнительного образования.

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

С позиций философии, интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграционные процессы могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействия между элементами.

Сущность интеграции трактуют многие словари. Так, в кратком психологическом словаре интеграция раскрывается как согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Примечательно, что истоки интеграции коренятся в социально обусловленной совместной деятельности. В словаре иностранных слов отмечается, что интеграция - объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс взаимного приспособления, расширения сотрудничества.




Междисциплинарный словарь «Образование взрослых» под редакцией В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева рассматривает интеграцию как процесс взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящей к оптимизации связей между ними и к их объединению в одно целое, т.е. в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями.




Интеграция образовательного процесса, по мнению Р.И. Захаренковой, предполагает осуществление:




а) целостности по горизонтали - взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, понимания и умений;




б) целостности по вертикали - преемственность между различными ступенями образовательной лестницы, слияния их в единый восходящий ряд, охватывающий все этапы жизненного и профессионального становления личности.




Различные науки, а, следовательно, разные учебные предметы, изучая действительность, пользуются различными средствами. Если представить интеграцию как взаимодействие всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.




Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен учитывать противоречия сущности познания. Только обобщенные представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться.




Интеграция уроков компьютерной графики и изобразительного искусства позволяет средствами информационных технологий соединять современные средства обучения с искусством. Учащиеся могут создать собственную графическую картину и выработать свой способ выражения творческого поиска.




Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.




Альтернативность и вариативность мышления - возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза. Литература, изобразительное искусство, компьютерная графика образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.




Результатами интеграции могут стать:




▪ систематизация знаний;




▪ обобщение умений, способствующих комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;




▪ усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся;




▪ более эффективное формирование убеждений и достижение всестороннего развития личности.




Прожив сорок минут урока, пропустив их через себя, учитель невольно задумывается, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.




Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. С чего можно начать? Хотя бы с того, что все ученики должны настроиться на работу, забыть на время про журнал с картинками или пирожок в портфеле. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности.




По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребёнок инструкцию. В противном случае учитель вынужден повторять сказанное, а это отвлекает весь класс, сбивает ритм работы. В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет: “А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задание.




Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-конференция, урок-суд, урок-концерт и т.д.




К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.




Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся.




Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.




Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.




Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.




Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

Интегрированный курс – может выстраиваться на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы. Передвигая тематику занятий внутри каждого учебного предмета и добиваясь ее совпадения по горизонтальному признаку, можно выйти на укрупнение дидактических единиц и объединение отдельных тем различных учебных дисциплин в блоки.

Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока основной организационной единицей становится учебный день или учебная неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему. Такие блоки, возможно, проводить в начальной школе.

Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия.

Во-первых, в классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал.




Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня о педагогической эффективности и целесообразности интеграции как метода мобилизации учебной активности учащихся.



Актуальность проблемы интеграции обучения и воспитания в школе.

1. Введение 2.Понятие интеграции 3. Интеграция в учебной деятельности 4. Проблемы интеграции 5. Достоинства интеграции предметов 6. Во внеурочной деятельности 7. Возможности интеграции, мнение ученых 8. Заключение

1 введение

Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. - А.Дистервег

 Образование не даёт ростков  в душе, если оно не проникает до значительной глубины. - Протагор

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.                                                                           (М. Монтень)

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

2.Понятие интеграции

Тема сегодняшней встречи очень важна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Какую модель личности призвана воспитать современная школа?

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

3. Интеграция в учебной деятельности

История вопроса очень интересна. Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В.Занков вместе со своими учениками.

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных ещё в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельностиучащихся.Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поискумежпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия учащимися исследуемого вопроса/

Интеграция предполагает выполнение трёх условий:

– объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
– в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые или близкие методы исследования;
– интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции дисциплин.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы.

4. Проблемы и трудности в учебной интеграции

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.


Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога может стать ситуация, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов.

Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика “межпредметные” связей.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен).

Действительно интеграция учебных дисциплин возможна лишь на “добровольной и взаимовыгодной основе”. Здесь все строится исходя из общих для всех интересов отдельного ученика.

Традиционализм, нежелание выйти за рамки, потратить время на создание новых технологий обучения и воспитания школьников, а нередко и неумение вступить в творческий контакт с коллегами и учениками тормозят освоение педагогами больших возможностей межпредметного взаимодействия урочных и внеурочных занятий данных типов учебных предметов. 
5. Достоинства

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. формируется представление о целостности мира.Такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций активизирует мыслительную деятельность

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления

9. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения учителя

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

6. Во внеурочной деятельности

Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.

Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей?

Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Здесь на помощь приходит внеурочная деятельность!

Клубная педагогика

Клуб здоровья ( «При пожаре не сидим набираем О1» помимо знакомства с профессиями, рисуют, по биология узнают -о жизненных функциях органов дыхания, по химии- особенности отравления угарным газом и методы предосторожности, ОБЖ и т.д.)

(«Личная безопасность школьника» знакомство с профессией полицейского, ОБЖ, биология- о вреде сотовых телефонов на уроках, о мерах предосторожности, физкультура- о влиянии физкультуры для здоровья школьника, о возможности развития через Фортпост , учатся отвечать полно на вопросы- развитие, музыка- мы начинаем с роликов , с патриотической песни, рисуют в конце)

Предметные недели («Проба пера», «День святого Валентина»- калейдоскоп связей с предметами и жизнью)

Праздники (тематические - люби и знай свой край, профессии, последний герой по питанию и т.д.)

КТД – любимый день учителя ( литература – пресс центр – журналисты - интервью, вокалисты поют, художники рисуют портреты, спортсмены- спортивные соревнования учителей шуточные , СС программисты - фотоколлажи т.д.)

Марафон (все предметы собраны воедино и выбирается самый интеллектуальный и дружный класс)

Кружки Систематичность в организации этих форм занятий со школьниками позволяет добиваться более прочной, широкой и стабильной взаимосвязи учебных и внеурочных занятий.
Массовые формы внеурочных занятий позволяют включить большое количество школьников в активное участие в их подготовке и проведении, успешно стимулируют развитие первоначальных познавательных и учебных интересов у школьников. Данные формы занятий являются для многих учеников «трамплином» к систематическим занятиям вне урока по интересам.

Творческое освоение учителями всех возможностей взаимодействия этих занятий ведет к построению вариативной, динамичной и гибкой системы учебно-воспитательной работы, направленной на развитие личности каждого

7. Возможности интеграции, мнения ученых

Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания образования и методов обучения начальной школы. Обсуждение этой темы привело к выделению некоторых её аспектов:

1. Нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в школе?

Такие курсы в школе дело не новое. в практике редкие уроки на двоих, но каждый учитель сам- хочет или не хочет ведет интегрированный урок, так как часто темы дети затрагивают более широко и глубоко и знают и читали и спрашивают со всех сторон особенно интересующие их темы.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

При использовании разных подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов;

в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегрированные уроки разного характера.

Пока идёт поиск. Проект программы такого курса уже разработан. Методисты при разработке новых курсов должны действовать совместно с физиологами и психологами.

3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для школы?

Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.

Все чаще слышится мысль ликвидировать многопредметность за счёт интеграции учебных дисциплин. Идет неоднозначнй разговор о создании крупных учебных предметах с большим числом часов. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение.

За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

Идея весьма спорная, так как многие педагоги справедливо считают что в погоне за новизной потеряется глубина изложения материала и образование станет более поверхностным.

Высказывается весьма заманчивая идея построить целостный ипоследовательный курс, специально обучающий школьников видам самостоятельной деятельности : работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний.

Таким образом, на данном этапе идет поиск более подходящих путей интеграции, и интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

8. заключение

Интеграция – это средство интенсификации урока

 Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою. - Д.И.Писарев 

Проблем и нерешенных вопросов в данном направлении еще очень много. И хочется чтобы в погоне за новизной мы не растеряли глубину познания истины, чтобы из школы выходили реально многосторонне развитые люди, способные и талантливые. И если понятие «интеграция предметов» сыграет добрую роль –это будет замечательно! Желаем всем успехов в поисках своего верного пути в этом направлении!

 




Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись инновационные методы обучения. Результатом такой работы стало появление школ нового типа – профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи. Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и среднее профессиональное образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.     В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya

Методы инновации обучения в школе   Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат: - упражнения, носящие творческий характер; - групповые задания; - образовательные, ролевые, деловые игры, имитация; - уроки-экскурсии; - уроки-встречи с творческими людьми и специалистами; - занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет; - использование видеоматериалов, интернета, наглядности; - решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».   Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya



Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к  профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya

К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.   Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniya----novyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya

Педагогический совет

Тема: «Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода»

Цель: определение педагогической, профессиональной компетентности современного учителя для достижения высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой на современном образовательном уровне.


Задачи:

1. Определить ключевые профессиональные компетенции учителя, уточнить понятийно-категорийный аппарат, обосновать их состав и содержание.

2. Разработать механизм формирования и развития профессиональных компетенций учителя средствами компетентностного образования.

3. Спроектировать критерии оценки профессиональных компетенций учителя.


Форма проведения: организационно-деятельностная игра.


Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и ... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

М. Ноулз

В условиях стремительно меняющегося социума современная экономика предъявляет жесткие требования к человеку, осуществляющему свой социально-нравственный и профессиональный выбор. Помочь ему призван учитель, являющийся носителем как общечеловеческих, так и национальных ценностей широкого спектра профессиональных компетентностей и личностных качеств. Развивающей и развивающейся школе нужен компетентный педагог, освоивший профессиональные позиции воспитателя и дидакта, методиста и психотерапевта. Безусловно, подготовка учителя к выполнению профессиональных задач может быть успешной при наличии четко продуманной программы, предусматривающей различные аспекты: общечеловеческий, личностный, профессиональный, национально-этнический, региональный и т.д. Все это предполагает качественное обновление педагогического образования, поиск новых подходов к профессиональной подготовке компетентного учителя для школы XXI века. Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?

Послушайте притчу.

Наберись смелости – сделай попытку!


Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».




1. Что должен делать учитель, чтобы соответствовать званию «современный»?

В современных условиях развития общества мы часто находимся в ситуации неопределенности, когда очень важно уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни учащиеся школы должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Учитель, который может научит этому должен:

Работа в группах. Обсуждение. Выводы.

- иметь активную жизненную позицию;

- уметь анализировать свое поведение;

- управлять собой и своими эмоциями;

- применять творчество в педагогической деятельности;

- стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- внедрять и использовать новейшие технологии;

- быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;

- заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.


2.Показателями успешности деятельности учителя на ваш взгляд является?

Работа в группах. Обсуждение. Выводы.

- плодотворное сотрудничество с учащимися (результат работы);

- востребованность учителя;

- благоприятный эмоциональный фон на уроке;

- психологический комфорт при общении учащихся с учителем;

- высокая учебная мотивация учащихся на уроках.

3.Определилите ключевые проблемы современного учителя:

Работа в группах. Обсуждение. Выводы.

1. Недостаточное владение современными информационными средствами.

2. Недостаточное знание психологии современных учеников и родителей.

3. Низкий социальный статус учителя.

Информационный блок работы

Профессиональная компетентность учителя - гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.

Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы педагогического общения).


Можно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИКТ-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Рефлексия:

Учитель ХХI века. Современный учитель... Какой он? Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

В. А. Сухомлинский

В соответствии с Программой развития гимназии, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы.


2. Одобрить накопленный опыт работы коллектива по повышению профессиональной компетентности: тематические педсоветы, теоретические семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя, внедрение системного анализа урока, участие в конкурсах педагогического мастерства.


3. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов при проведении последующих педагогических советов для обсуждения проблем активно использовать формы: дискуссии, дебаты, форумы.

Отв. заместители директора школы


4. Взять за основу сформированный при обсуждении на педагогическом совете перечень ключевых компетенций педагогов нашей школы.

В план работы гимназии на новый учебный год включить мероприятия, направленные на развитие этих педагогических компетенций.

Отв. администрация школы.


5. Продолжить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которое не предполагает функции контроля, организует эффективное профессиональное общение и дает возможность учителям в большей степени раскрыться, показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы,

Отв. руководители МО, методический совет школы.


6. Спланировать методическую работу с педагогическими кадрами на диагностической основе дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога.

Отв. заместитель директора по УВР


9. С целью изучения опыта работы учителей гимназии, руководителям МО запланировать проведения «мастер-классов» педагогами школы, в рамках методических и предметных недель.

Отв. руководители МО


10. Продолжить работу по созданию положительного имиджа гимназии через постоянную, систематическую работу над своим имиджем каждым педагогом, учащимся.

Отв. администрация школы, педагоги школы.