ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
1. Вводная часть.
В современном дополнительном образовании детей дошкольного возраста речь рассматривается как одна из основ интеллектуального развития и личностного становления детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит степень развития коммуникативных умений детей, успешность их обучения в школе и успешная адаптация в обществе.
Под устной связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено педагогами и медиками достаточно давно. Если моторика ребенка развивается нормально, то есть ребенок на определенных этапах роста выполняет соответствующие своему возрасту действия, то нормально происходит и его речевое развитие. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в речи.
Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук, помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Практическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики» разработано
с целью систематизации пальчиковых упражнений и пальчиковых игр для практического использования на занятиях программы «Умные пальчики».
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
развитие мелкой моторики пальцев рук детей;
активизация развития речевых способностей;
обеспечение условий для развития умений концентрировать и распределять внимание;
создание позитивного эмоционально-психологического фона;
пополнение речевого уголка группы различными видами пальчиковых упражнений и игр.
Практическая ценность данного пособия заключается в том, что оно применяется в комплексной подготовке педагога к занятиям, является продуктивным дидактическим материалом для учебных занятий, цель и содержание которых направлены на развитие у детей мелкой моторики, синхронизации двигательной деятельности и речевых функций.
2. Содержательная часть. Комплекс пальчиковой гимнастики.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и имеет огромное значение в развитии ребенка:
─ Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
─ При выполнении ритмических движений пальцами ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
─ Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
─ Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
─ В двигательных мелкомоторных действиях у ребенка развивается воображение и фантазия.
─ В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
─ Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры, как инсценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев, регулярно используются на занятиях с детьми клуба «Мери Поппинс» по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Умные пальчики « и «Скоро в школу».
Благодаря регулярным занятиям у обучающихся развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к письму.
Все игровые упражнения с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста:
- Упражнения для кистей рук - помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
- Динамические упражнения - учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
- Статические упражнения - помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- Сенсорные упражнения - развивают сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям.
Педагог комбинирует динамические, статические, сенсорные пальчиковые упражнения, моделирует занимательные игровые сюжеты, которые разыгрываются с детьми с усложняем движений и подключением речевого сопровождения.
Пальчиковые игры становятся мини-спектаклями; наполняют учебно-познавательную деятельность детей двигательным и позитивным эмоциональным содержанием.
Комплекс пальчиковых игр и упражнений, применяемых на занятиях
Название игры | Описание пальчиковой игры |
Белка | Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак) Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, (разогнуть указательный палец) Синичке, (разогнуть средний палец) Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец) Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) |
Моя семья | Знаю я, что у меня (поднимают руку, сжатую в кулак) Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности разгибают пальцы) Это – папа, (большой палец) Это – я, (мизинец) Это – бабушка моя, (указательный палец) Это – мама, (безымянный палец) Это – дед (средний палец) И у нас разлада нет. |
Повар | Повар готовил обед, А тут отключили свет. (ребром ладони дети стучат по столу) Повар леща берет И опускает в компот (загибают большие пальцы) Бросает в котел поленья, (загибают указательные пальцы) В печку кладет варенье (загибают средние пальцы) Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы) Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы) И очень доволен он. (разводят руками). |
Облака | Облака, как паруса, (руки подняты над головой) Мчит их ветер, гонит (раскачивание поднятых рук). Если много облаков (показываем раскрытыми ладошками «много») Точно будет дождик. (руки вниз с расставленными пальцами, потрясти) Ну, а если, облака, как перо жар-птицы (левая рука на столе, правая стоит на локте и раскрыта ладошка) Будет солнышко с утра (руки вверх ладошками) Защебечут птицы. (руки в стороны с раскрытыми «крылышками») А столкнутся лоб об лоб (руки сжаты в кулаки, кулаками друг об друга постучать) В тучу превратятся. (показать раскрытыми пальцами «большой шар») И тогда грохочет гром - Это тучи злятся (постучать кулачками по столу) Дождь покапал и прошел. (постучать пальчиками по столу) Солнце в целом свете! (руки вверх в стороны раскрытыми ладошками) Это очень хорошо (большой палец вверх, остальные сжаты в кулак) И большим (поднять правую руку в сторону ладошкой вниз показать «больших») И детям (опустить левую руку в сторону ладошкой вниз показать «маленьких», похлопать в ладоши). |
Два рыжих | Два рыжих таракана, пришли ко мне домой. (Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены – «два таракана», крутят ими.) Уселись тараканы, на полочке одной. (Кулаки прижаты друг к другу, сгибают разгибают пальцы) Четыре таракана, попили киселя. (Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.) Весь вечер баловались и пели тра-ля-ля. (Выполняют движение "фонарики".) И вшестером на кухню, поесть они пошли. (Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах.) Шесть ловких тараканов, под дверью проползли. (Ползут ими по столу (остальные сжаты). Там восемь тараканов, конфеточку нашли. (Движения соответствуют первому куплету, но согнут только большой палец.) А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли. Когда они наелись, пустились дружно в пляс. (Все пальцы выпрямлены, выполняют движение "фонарики") Плясали дружно десять, на кухне целый час. (Сжимают - разжимают кулачки.) Поспать они решили, но мимо мышь прошла. (Пальцы сомкнуты "ковшом", лежат на столе, перебирают пальцами по столу.) И хвостиком всех сразу, куда-то подмела. (Пальцы рук расслаблены, "метут" ими по столу.) |
Маленькая мышка | Маленькая мышка по городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.) Глядит ко всем в окошки (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.) И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком.) "А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях). А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой "бок".) Такого непослушного Я буду щекотать!" (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.) |
Двое толстых поросят | Двое толстых поросят, за воротами стоят. (Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота.) Поросята эти ждут, что им кушать принесут. (Большие пальцы приподнять.) Двое толстых поросят, снизу в щёлочки глядят. (Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.) Бегают туда – сюда. "Где же вкусная еда?"(Сгибать и разгибать большие пальцы.) Двое толстых поросят, в дверь копытцами стучат. (Стучать большими пальцами по ладошкам.) Вдруг открылась эта дверь: "Можно выбежать теперь!"(Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.) Двое толстых поросят, громко, радостно визжат. (Сложить ладошки как корытце.) "Вот корыто, да, да, да, а в нём вкусная еда!" (шевелить большими пальцами.) |
Зайцы | Десять серых зайцев, дремали под кустом. (Делаем два кулачка.) И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём». (Показываем одноименные пальцы, начиная с больших.) Двое закричали: «Давайте убежим!», (Показываем два указательных пальца.) Двое прошептали: «Давайте помолчим!» (Показываем два средних пальца.) Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» (Показываем два безымянных пальца.) А двое вдруг спросили: "Он может сделать «Бах»?" (Показываем два мизинца.) «Бах» - выстрелил охотник, нажав ружья курок. (Хлопнуть в ладоши) И десять серых зайцев, пустились наутёк. (Пробежать пальчиками по столу.) |
Кораблик | По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки") |
Апельсин | Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого.) Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик.) Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик.) Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик.) Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик.) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево.) Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть.) В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком.) |
3. Заключительная часть.
Практика показывает, что целенаправленная, регулярно осуществляемая работа по развитию речи детей посредством пальчиковых упражнений и игр, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволяет добиться положительных результатов.
Деятельность по развитию речи детей должна носить планомерную регулярную направленность, то есть, решая в ходе занятия различные познавательно-практические задачи вместе с педагогом и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, постоянно тренировать языковые навыки и умения.
Результативность использования регулярных практик пальчиковых игр и упражнений:
- активизируют развитие у детей мелкой моторики;
- помогают формированию четкой речи;
- помогают научиться концентрировать и распределять внимание;
- снимают излишнее нервное напряжение;
- улучшают память;
- способствуют овладению навыками письма;
- развивают фантазию, воображение;
- помогают развитию подражания и социализации в обществе;
- выступают отдельным видом игрового занятия.
4. Используемая литература
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
2. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.- 160 с.
6 Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.
7. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
8 Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: «Олма-Пресс», 2001.
9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваемречь. Москва: «Рипол плассик», 2008;