СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс пальчиковой гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики» разработано

с целью  систематизации пальчиковых упражнений и пальчиковых игр для практического использования на занятиях программы «Умные пальчики».

Практическая ценность данного пособия заключается в том, что оно применяется в комплексной подготовке педагога к занятиям, является продуктивным дидактическим материалом для учебных занятий, цель и содержание которых направлены на  развитие у детей мелкой  моторики, синхронизации двигательной деятельности и речевых функций.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс пальчиковой гимнастики»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.


1. Вводная часть.


В современном дополнительном образовании детей дошкольного возраста речь рассматривается как одна из основ интеллектуального развития и личностного становления детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит степень развития коммуникативных умений детей, успешность их обучения в школе и успешная адаптация в обществе.

Под устной связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено педагогами и медиками достаточно давно. Если моторика ребенка развивается нормально, то есть ребенок на определенных этапах роста выполняет соответствующие своему возрасту действия, то нормально происходит и его речевое развитие. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются и отставания в речи.

Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук, помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Практическое пособие «Комплекс пальчиковой гимнастики» разработано

с целью систематизации пальчиковых упражнений и пальчиковых игр для практического использования на занятиях программы «Умные пальчики».

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук детей;

  • активизация развития речевых способностей;

  • обеспечение условий для развития умений концентрировать и распределять внимание;

  • создание позитивного эмоционально-психологического фона;

  • пополнение речевого уголка группы различными видами пальчиковых упражнений и игр.

Практическая ценность данного пособия заключается в том, что оно применяется в комплексной подготовке педагога к занятиям, является продуктивным дидактическим материалом для учебных занятий, цель и содержание которых направлены на развитие у детей мелкой  моторики, синхронизации двигательной деятельности и речевых функций.


2. Содержательная часть. Комплекс пальчиковой гимнастики.


Роль мелкой моторики в развитии ребенка.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и имеет огромное значение в развитии ребенка:

─ Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

─ При выполнении ритмических движений пальцами ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

─ Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

─ Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

─ В двигательных мелкомоторных действиях у ребенка развивается воображение и фантазия.

─ В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

─ Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры, как инсценировка рифмованных историй или сказок при помощи пальцев, регулярно используются на занятиях с детьми клуба «Мери Поппинс» по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Умные пальчики « и «Скоро в школу».

Благодаря регулярным занятиям у обучающихся развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к письму.

Все игровые упражнения с пальчиками можно разделить на несколько видов, в зависимости от возраста:

- Упражнения для кистей рук - помогают научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.

- Динамические упражнения - учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.

- Статические упражнения - помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.

- Сенсорные упражнения - развивают сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям.

Педагог комбинирует динамические, статические, сенсорные пальчиковые упражнения, моделирует занимательные игровые сюжеты, которые разыгрываются с детьми с усложняем движений и подключением речевого сопровождения.

Пальчиковые игры становятся мини-спектаклями; наполняют учебно-познавательную деятельность детей двигательным и позитивным эмоциональным содержанием.

Комплекс пальчиковых игр и упражнений, применяемых на занятиях


Название игры

Описание пальчиковой игры

Белка


Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный палец)

Синичке, (разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Моя семья


Знаю я, что у меня (поднимают руку, сжатую в кулак)

Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности разгибают пальцы)

Это – папа, (большой палец)

Это – я, (мизинец)

Это – бабушка моя, (указательный палец)

Это – мама, (безымянный палец)

Это – дед (средний палец)

И у нас разлада нет.

Повар


Повар готовил обед,

А тут отключили свет. (ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет

И опускает в компот (загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья, (загибают указательные пальцы)

В печку кладет варенье (загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы)

И очень доволен он. (разводят руками).

Облака


Облака, как паруса, (руки подняты над головой)

Мчит их ветер, гонит (раскачивание поднятых рук).

Если много облаков (показываем раскрытыми ладошками «много»)

Точно будет дождик. (руки вниз с расставленными пальцами, потрясти)

Ну, а если, облака, как перо жар-птицы (левая рука на столе, правая стоит на

локте и раскрыта ладошка)

Будет солнышко с утра (руки вверх ладошками)

Защебечут птицы. (руки в стороны с раскрытыми «крылышками»)

А столкнутся лоб об лоб (руки сжаты в кулаки, кулаками друг об друга

постучать)

В тучу превратятся. (показать раскрытыми пальцами «большой шар»)

И тогда грохочет гром -

Это тучи злятся (постучать кулачками по столу)

Дождь покапал и прошел. (постучать пальчиками по столу)

Солнце в целом свете! (руки вверх в стороны раскрытыми ладошками)

Это очень хорошо (большой палец вверх, остальные сжаты в кулак)

И большим (поднять правую руку в сторону ладошкой вниз

показать «больших»)

И детям (опустить левую руку в сторону ладошкой вниз

показать «маленьких», похлопать в ладоши).

Два рыжих


Два рыжих таракана, пришли ко мне домой. (Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены – «два таракана», крутят ими.)

Уселись тараканы, на полочке одной. (Кулаки прижаты друг к другу, сгибают разгибают пальцы)

Четыре таракана, попили киселя. (Движения соответствуют предыдущему

куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.)

Весь вечер баловались и пели тра-ля-ля. (Выполняют движение "фонарики".)

И вшестером на кухню, поесть они пошли. (Идут по столу на прямых

среднем, безымянном и указательном пальцах.)

Шесть ловких тараканов, под дверью проползли. (Ползут ими по столу 

(остальные сжаты).

Там восемь тараканов, конфеточку нашли. (Движения соответствуют

первому куплету, но согнут только большой палец.)

А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли.

Когда они наелись, пустились дружно в пляс. (Все пальцы выпрямлены,

выполняют движение "фонарики")

Плясали дружно десять, на кухне целый час. (Сжимают - разжимают кулачки.)

Поспать они решили, но мимо мышь прошла. (Пальцы сомкнуты "ковшом",

лежат на столе, перебирают пальцами по столу.)

И хвостиком всех сразу, куда-то подмела. (Пальцы рук расслаблены, "метут"

ими по столу.)

Маленькая мышка


Маленькая мышка по городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядываем в него.)

И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком.)

"А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой "бок".)

Такого непослушного

Я буду щекотать!" (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Двое толстых поросят


Двое толстых поросят, за воротами стоят. (Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота.)

Поросята эти ждут, что им кушать принесут. (Большие пальцы приподнять.)

Двое толстых поросят, снизу в щёлочки глядят. (Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.)

Бегают туда – сюда. "Где же вкусная еда?"(Сгибать и разгибать большие пальцы.)

Двое толстых поросят, в дверь копытцами стучат. (Стучать большими пальцами по ладошкам.)

Вдруг открылась эта дверь: "Можно выбежать теперь!"(Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.)

Двое толстых поросят, громко, радостно визжат. (Сложить ладошки как корытце.)

"Вот корыто, да, да, да, а в нём вкусная еда!" (шевелить большими пальцами.)

Зайцы


Десять серых зайцев, дремали под кустом. (Делаем два кулачка.)

И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём». (Показываем одноименные пальцы, начиная с больших.)

Двое закричали: «Давайте убежим!», (Показываем два указательных пальца.)

Двое прошептали: «Давайте помолчим!» (Показываем два средних пальца.)

Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» (Показываем два безымянных пальца.)

А двое вдруг спросили: "Он может сделать «Бах»?" (Показываем два мизинца.)

«Бах» - выстрелил охотник, нажав ружья курок. (Хлопнуть в ладоши)

И десять серых зайцев, пустились наутёк. (Пробежать пальчиками по столу.)

Кораблик


 По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Апельсин


Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого.)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик.)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик.)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик.)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик.)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево.)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть.)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком.)


3. Заключительная часть.


Практика показывает, что целенаправленная, регулярно осуществляемая работа по развитию речи детей посредством пальчиковых упражнений и игр, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволяет добиться положительных результатов.

Деятельность по развитию речи детей должна носить планомерную регулярную направленность, то есть, решая в ходе занятия различные познавательно-практические задачи вместе с педагогом и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, постоянно тренировать языковые навыки и умения.  

Результативность использования регулярных практик пальчиковых игр и упражнений:

- активизируют развитие у детей мелкой моторики;

- помогают формированию четкой речи;

- помогают научиться концентрировать и распределять внимание;

- снимают излишнее нервное напряжение;

- улучшают память;

- способствуют овладению навыками письма;

- развивают фантазию, воображение;

- помогают развитию подражания и социализации в обществе;

- выступают отдельным видом игрового занятия.

4. Используемая литература 

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.

2. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.- 160 с.

6 Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.

7. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

8 Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: «Олма-Пресс», 2001.

9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваемречь. Москва: «Рипол плассик», 2008;