СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференция в АСОУ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар. ФГОС, качество реализиции    

Просмотр содержимого документа
«Конференция в АСОУ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
ГБОУ ВО МО

«Академия социального управления»


Кафедра технологий и профессионального образования




«Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»



Вариативный модуль





Доклад семинара

«Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности»







ВЫПОЛНИЛА:

Деженкова Анастасия Владимировна,

преподаватель спец.дисциплин

ГБОУ СПО МО ОЗЖТ имени В.И. Бондаренко

населенный пункт (город Орехово-Зуево)





Москва

2017



«Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию

и предоставьте ему решать их.

Пусть он узнает не потому, что вы сказали,

а что сам понял».

французский философ Ж.Ж.Руссо

Место проблемного обучения в современном образовании

В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это обстоятельство определяет формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ключевой характеристикой которой становится не столько сама передача знаний, умений и навыков учебной деятельности, сколько развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» «…младшие школьники должны освоить умение учиться», которое закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков предста­вил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учё­том закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школь­ников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной.

Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях

В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочета­ния современной формальной логики с логикой диалектической.


Исторические аспекты проблемного обучения

Мышление необходимо человеку прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизнедеятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое обязательно является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса.

В качестве одной из главных психических реальностей при исследо­вании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Проблемное обучение - это современный уровень развития дидакти­ки и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат дос­тижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия.

Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально актив­ной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обу­чением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»:

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемное обучение является ведущим элементом современной сис­темы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного про­цесса в школе.

Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. «Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механи­ческое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В тра­диционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуж­дения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необхо­димо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышле­ния, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания явля­ются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равно­значным его эквивалентом.

В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед преподавателем. От современного профессионального техникума требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости студентов, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого студента. Когда стратегия изменений в народном образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главу всей системы обучения, от преподавателя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого студента, помогающая ему проявить самостоятельность. В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед техникумом задачу подготовки специалистов, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); -   быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

-  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Необходимость применения проблемно-поискового метода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Проблемно-поисковый метод в обучении — такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на занятии, возбуждение у студентов познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. В современных условиях перед преподавателем поставлена задача усиления индивидуального подхода, развитие творческих способностей будущих специалистов, опора на их самостоятельную работу. Проблема состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, не могут обеспечить традиционные методы обучения. Каждый студент за годы учебы посещает занятия, которые составляют 98 % учебного времени. В последние годы обнаруживается снижение интереса студентов к изучению предметов. Если студенты равнодушны, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Необходимость поиска таких приемов в обучении, которые способствовали бы развитию познавательной активности студентов, определила выбранную мной тему данной статьи. Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций. «Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях математики» можно определить следующим образом: полученные результаты расширяют представления о процессах активизации познавательной активности студентов. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов.

При этом перед преподавателем встают новые задачи:

-   Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы

- Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

-  Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения.

-   Поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

-   Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Технология обучение в сотрудничестве, проблемно — поисковый метод в значительной мере могут активизировать познавательную активность учащихся на уроках.

Теория проблемно-поискового обучения реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность этой теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения. Проблема — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом.

Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности Возникшее затруднение побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности студентов:

- восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. Студенты знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.

- Студенты создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.

- Индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.

- Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

- Анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.

Проблемно — поисковый метод — одна из форм активизации студентов, это целая система развития в процессе обучения. В основу этой системы положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении студентов к активному участию в разрешении этих проблем. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Одним из приемов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед студентами ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях. Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Такие упражнения, например, широко представлены в учебнике математики, где в процессе решения практических задач не применяют, а именно усваивают новые элементы знаний, которые затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т. е. при выполнении упражнений, углубляющих знания. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские практические работы, в ходе которых студенты, например, самостоятельно выясняют закон бинома Ньютона, законы построения тригонометрических функций и др. Такие практические работы проводятся до изучения теории и ставят студентов перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Проблемно-поисковые приемы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Применяются поисковые методы в тех случаях, когда учителя подготовили студентов к деятельности по разрешению проблемных ситуаций, при создании проектов. По сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в техникуме. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства студентов. В целом сказанное приводит к необходимости сочетания поисковых методов с другими их видами. Поэтому учителю целесообразно вкрапливать в объяснение элементы проблемно-поисковой деятельности студента или, наоборот, в процесс самостоятельного поиска знаний вводить непосредственное информирование о вопросах, которые недоступны для собственного открытия студентов. Решающее влияние на активизацию познавательного процесса оказывает проблема. Заявления преподавателей о невысокой эффективности в отдельных случаях проблемного-поискового обучения оказались небезосновательны. Наблюдались занятия, когда применение проблемного обучения не давало заметного преимущества в знаниях студентов по сравнению с объяснительно-иллюстративным обучением. В связи с этим возник вопрос о выяснении границ применимости проблемно-поискового обучения. Приобретая опыт проблемно-поискового обучения, я столкнулась с фактом первоначальной недооценки мною проблемных ситуаций. «Проблемным» я считала такое занятие, на котором студенты сталкиваются с трудностью. Дальнейшие наблюдения показали, что если вопросы и задания сталкивают студентов только с трудностью, они вызывают у них растерянность, потерю уверенности в свои силы. В тех случаях, когда трудность посильна, даже очень слабые студенты хотят преодолеть ее без посторонней помощи. И наоборот, часто повторяющиеся неудачи у самых способных студентов вызывают разочарование в учебе, вместо упорства и настойчивости формируется вялость мышления, возникает сознание своей неполноценности. От продвижения вперед в ходе решения проблемы студент ощущает радость. Ошибочно считать, что любая задача, ставящая студента перед трудностью, создает проблемную ситуацию, и по этому признаку разделять задачи на проблемные и не проблемные. Действительно, проблемная ситуация может возникнуть при решении задач. Задача любой сложности может выступать для студента, не умеющего её решать, как проблемная, а для студента, умеющего ее решать, как не проблемная. Проблемная ситуация возникает не в результате какой-то особой сложности задачи, а на основе определенных отношений между возможностями студента и требованиями условия задачи.

Можно  выделить следующие приёмы создания проблемных ситуаций:

- преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;

-  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

-   предлагает рассмотреть задачу с различных позиций;

-  побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций;

- ставит конкретные вопросы;

-  ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределённостью в постановке вопроса).

Полный цикл умственных действий студентов от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

-возникновение проблемной ситуации;

-осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

-нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

-проверка правильности решения проблемы.

Создание проблемной ситуации — начальный этап проблемного обучения. Наблюдения показывают, что при тщательной подготовке к занятию, создание проблемной ситуации не представляет сложности. Следующий этап — организовать и управлять умственным поиском студентов при решении возникшей проблемы. Проблема решается с помощью мышления путем раскрытия связей известного с неизвестным. Промежуточными звеньями решения проблемы являются вопросы, направленные на раскрытие проблемы. Вопросы учителя облегчают и ускоряют поиск неизвестного и устраняют возможные отклонения от правильного пути решения. В этом и заключается их управляющая роль.    На уроках математики целесообразно часто перед студентами ставить вопросы: «Как это объяснить?", «Как будет выглядеть условие задачи, если изменить условия вопроса», «Можно ли предсказать результаты задачи?" и др. Каждый из таких вопросов, возникающих на основе использования наглядности или требующий применения средств наглядного обучения для своего решения, является для учащихся проблемно-поисковым. Но проблема развертывается не только на основе проблемных вопросов. В ходе поиска решения проблемы возникают вопросы, требующие воспроизведения уже известного, актуализации наличных знаний для решения проблемы. К подобного рода вопросам могут быть отнесены, например, такие вопросы: «Что мы можем использовать из уже известного нам для нахождения неизвестного?", «Что нам надо вспомнить для выполнения-задания?" При подготовке к каждому занятию необходимо тщательно анализировать содержание учебного материала, его логическую структуру, учитывать особенности протекания психических процессов у студентов, подбирать необходимый наглядный материал. При отборе учебных проблем устанавливать, возможно ли при изучении данного учебного материала использовать проблемную ситуацию? Смогут ли студенты данной группы при их подготовке и наличии ранее усвоенных знаний поставить и решить проблему? В какой форме предъявить задание или поставить вопрос? Бывают случаи, когда нечетко или неправильно поставленный учителем вопрос ведет студентов к неправильным, ненужным поискам и ошибочным выводам. Студенты первого курса долго не могли понять, какой ответ я хочу услышать от них, обратившись к ним с вопросом перед изучением нового материала: «Зачем нам это нужно?". Необходимо помнить, что форма, в которой ставится вопрос, особенно важна при всяком поиске истины. Изучение опыта использования проблемно-поискового метода дает основание выделить, требования к проблеме как средству развития познавательной активности в ходе обучения: проблема должна быть сформирована на основе проблемной ситуации; проблема должна быть принята студентом; решение проблемы должно иметь смысл и значение в глазах студентов; проблема должна иметь предпосылки решения и давать направление познавательному поиску; решение проблем должно быть направлено на устранение возникшего противоречия. Мне на занятиях проблемно-поисковую деятельность студентов приходиться организовывать систематически. При организации этой деятельности необходим дифференцированный подход к созданию проблемных ситуаций. Нужно предложить студентам, учитывая их интеллектуальные способности, задания, с которыми они справятся, при этом открыв для себя что-то новое. В результате поисковой деятельности студенты открывают не известные им ранее закономерности, научные факты, учатся применять свои знания в различных ситуациях.      

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, студент должен с ними работать, т е применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия».