Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» |
Кафедра технологий и профессионального образования |
«Современные технологии обучения и методы оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО»
Вариативный модуль
Доклад семинара
«Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности»
ВЫПОЛНИЛА:
Деженкова Анастасия Владимировна,
преподаватель спец.дисциплин
ГБОУ СПО МО ОЗЖТ имени В.И. Бондаренко
населенный пункт (город Орехово-Зуево)
Москва
2017
«Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию
и предоставьте ему решать их.
Пусть он узнает не потому, что вы сказали,
а что сам понял».
французский философ Ж.Ж.Руссо
Место проблемного обучения в современном образовании
В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это обстоятельство определяет формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ключевой характеристикой которой становится не столько сама передача знаний, умений и навыков учебной деятельности, сколько развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» «…младшие школьники должны освоить умение учиться», которое закладывается на этом этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.
Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учётом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной.
Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях
В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочетания современной формальной логики с логикой диалектической.
Исторические аспекты проблемного обучения
Мышление необходимо человеку прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизнедеятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое обязательно является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса.
В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания, в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия.
Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»:
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. «Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.
Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом.
В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед преподавателем. От современного профессионального техникума требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости студентов, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого студента. Когда стратегия изменений в народном образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главу всей системы обучения, от преподавателя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого студента, помогающая ему проявить самостоятельность. В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед техникумом задачу подготовки специалистов, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Необходимость применения проблемно-поискового метода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Проблемно-поисковый метод в обучении — такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на занятии, возбуждение у студентов познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. В современных условиях перед преподавателем поставлена задача усиления индивидуального подхода, развитие творческих способностей будущих специалистов, опора на их самостоятельную работу. Проблема состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, не могут обеспечить традиционные методы обучения. Каждый студент за годы учебы посещает занятия, которые составляют 98 % учебного времени. В последние годы обнаруживается снижение интереса студентов к изучению предметов. Если студенты равнодушны, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Необходимость поиска таких приемов в обучении, которые способствовали бы развитию познавательной активности студентов, определила выбранную мной тему данной статьи. Познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций. «Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях математики» можно определить следующим образом: полученные результаты расширяют представления о процессах активизации познавательной активности студентов. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов.
При этом перед преподавателем встают новые задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы
- Стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
- Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Технология обучение в сотрудничестве, проблемно — поисковый метод в значительной мере могут активизировать познавательную активность учащихся на уроках.
Теория проблемно-поискового обучения реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность этой теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения. Проблема — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом.
Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности Возникшее затруднение побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности студентов:
- восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. Студенты знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.
- Студенты создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.
- Индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.
- Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.
- Анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
Проблемно — поисковый метод — одна из форм активизации студентов, это целая система развития в процессе обучения. В основу этой системы положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении студентов к активному участию в разрешении этих проблем. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Одним из приемов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед студентами ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях. Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Такие упражнения, например, широко представлены в учебнике математики, где в процессе решения практических задач не применяют, а именно усваивают новые элементы знаний, которые затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, т. е. при выполнении упражнений, углубляющих знания. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские практические работы, в ходе которых студенты, например, самостоятельно выясняют закон бинома Ньютона, законы построения тригонометрических функций и др. Такие практические работы проводятся до изучения теории и ставят студентов перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия. Проблемно-поисковые приемы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Применяются поисковые методы в тех случаях, когда учителя подготовили студентов к деятельности по разрешению проблемных ситуаций, при создании проектов. По сравнению с репродуктивными методами поисковое обучение имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения в техникуме. К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства студентов. В целом сказанное приводит к необходимости сочетания поисковых методов с другими их видами. Поэтому учителю целесообразно вкрапливать в объяснение элементы проблемно-поисковой деятельности студента или, наоборот, в процесс самостоятельного поиска знаний вводить непосредственное информирование о вопросах, которые недоступны для собственного открытия студентов. Решающее влияние на активизацию познавательного процесса оказывает проблема. Заявления преподавателей о невысокой эффективности в отдельных случаях проблемного-поискового обучения оказались небезосновательны. Наблюдались занятия, когда применение проблемного обучения не давало заметного преимущества в знаниях студентов по сравнению с объяснительно-иллюстративным обучением. В связи с этим возник вопрос о выяснении границ применимости проблемно-поискового обучения. Приобретая опыт проблемно-поискового обучения, я столкнулась с фактом первоначальной недооценки мною проблемных ситуаций. «Проблемным» я считала такое занятие, на котором студенты сталкиваются с трудностью. Дальнейшие наблюдения показали, что если вопросы и задания сталкивают студентов только с трудностью, они вызывают у них растерянность, потерю уверенности в свои силы. В тех случаях, когда трудность посильна, даже очень слабые студенты хотят преодолеть ее без посторонней помощи. И наоборот, часто повторяющиеся неудачи у самых способных студентов вызывают разочарование в учебе, вместо упорства и настойчивости формируется вялость мышления, возникает сознание своей неполноценности. От продвижения вперед в ходе решения проблемы студент ощущает радость. Ошибочно считать, что любая задача, ставящая студента перед трудностью, создает проблемную ситуацию, и по этому признаку разделять задачи на проблемные и не проблемные. Действительно, проблемная ситуация может возникнуть при решении задач. Задача любой сложности может выступать для студента, не умеющего её решать, как проблемная, а для студента, умеющего ее решать, как не проблемная. Проблемная ситуация возникает не в результате какой-то особой сложности задачи, а на основе определенных отношений между возможностями студента и требованиями условия задачи.
Можно выделить следующие приёмы создания проблемных ситуаций:
- преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- предлагает рассмотреть задачу с различных позиций;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций;
- ставит конкретные вопросы;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределённостью в постановке вопроса).
Полный цикл умственных действий студентов от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
-возникновение проблемной ситуации;
-осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
-нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
-проверка правильности решения проблемы.
Создание проблемной ситуации — начальный этап проблемного обучения. Наблюдения показывают, что при тщательной подготовке к занятию, создание проблемной ситуации не представляет сложности. Следующий этап — организовать и управлять умственным поиском студентов при решении возникшей проблемы. Проблема решается с помощью мышления путем раскрытия связей известного с неизвестным. Промежуточными звеньями решения проблемы являются вопросы, направленные на раскрытие проблемы. Вопросы учителя облегчают и ускоряют поиск неизвестного и устраняют возможные отклонения от правильного пути решения. В этом и заключается их управляющая роль. На уроках математики целесообразно часто перед студентами ставить вопросы: «Как это объяснить?", «Как будет выглядеть условие задачи, если изменить условия вопроса», «Можно ли предсказать результаты задачи?" и др. Каждый из таких вопросов, возникающих на основе использования наглядности или требующий применения средств наглядного обучения для своего решения, является для учащихся проблемно-поисковым. Но проблема развертывается не только на основе проблемных вопросов. В ходе поиска решения проблемы возникают вопросы, требующие воспроизведения уже известного, актуализации наличных знаний для решения проблемы. К подобного рода вопросам могут быть отнесены, например, такие вопросы: «Что мы можем использовать из уже известного нам для нахождения неизвестного?", «Что нам надо вспомнить для выполнения-задания?" При подготовке к каждому занятию необходимо тщательно анализировать содержание учебного материала, его логическую структуру, учитывать особенности протекания психических процессов у студентов, подбирать необходимый наглядный материал. При отборе учебных проблем устанавливать, возможно ли при изучении данного учебного материала использовать проблемную ситуацию? Смогут ли студенты данной группы при их подготовке и наличии ранее усвоенных знаний поставить и решить проблему? В какой форме предъявить задание или поставить вопрос? Бывают случаи, когда нечетко или неправильно поставленный учителем вопрос ведет студентов к неправильным, ненужным поискам и ошибочным выводам. Студенты первого курса долго не могли понять, какой ответ я хочу услышать от них, обратившись к ним с вопросом перед изучением нового материала: «Зачем нам это нужно?". Необходимо помнить, что форма, в которой ставится вопрос, особенно важна при всяком поиске истины. Изучение опыта использования проблемно-поискового метода дает основание выделить, требования к проблеме как средству развития познавательной активности в ходе обучения: проблема должна быть сформирована на основе проблемной ситуации; проблема должна быть принята студентом; решение проблемы должно иметь смысл и значение в глазах студентов; проблема должна иметь предпосылки решения и давать направление познавательному поиску; решение проблем должно быть направлено на устранение возникшего противоречия. Мне на занятиях проблемно-поисковую деятельность студентов приходиться организовывать систематически. При организации этой деятельности необходим дифференцированный подход к созданию проблемных ситуаций. Нужно предложить студентам, учитывая их интеллектуальные способности, задания, с которыми они справятся, при этом открыв для себя что-то новое. В результате поисковой деятельности студенты открывают не известные им ранее закономерности, научные факты, учатся применять свои знания в различных ситуациях.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на затворках интеллекта, студент должен с ними работать, т е применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия».