ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Фролов Е.В., канд. пед. наук, доцент, Ульяновский фармацевтический колледж, преподаватель Россия, г. Ульяновск E-mail: [email protected];
Николаев А.Г., МБОУ «Многопрофильный лицей № 11 им. В.Г. Мендельсона», учитель физической культуры Россия, г. Ульяновск E-mail: [email protected]
Аннотация.
Понижение интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями обусловлено стойким непониманием биологической и общественной значимости физической культуры и спорта, недооценкой физической активности для закрепления самочувствия и многостороннего формирования. Это диктует повышение требований к организации и содержанию процесса физического воспитания. Abstract. Reduction of interest in regular physical exercises causes permanent misunderstanding of the biological and public significance of physical culture and sport, underestimation of physical activity for fixing of health and polygonal formation. It dictates increase in requirements to the organization and content of process of physical training. Ключевые слова: интерес к занятиям физической культурой и спортом, школьники подросткового возраста, физическое развитие, физическая подготовленность. Keywords: interest in occupations physical culture and sport, school students of a teenage age, physical development, physical fitness. В настоящее время генерирование физической культуры растущего поколения стало одним из главнейших направлений политики Российской Федерации, что обусловлено снижением уровня здоровья, психофизического состояния и низким качеством физической подготовленности детей. Здоровье человека все более осознается как приоритетная цель государства, общества. Поиск улучшения школьного физического воспитания, не взирая на завышенное внимание к нему со стороны основных научных работников и учителей- 1232 новаторов, как и прежде остается одной из более важных в общеобразовательных школах (Ю. С. Гаврюшенко, Ф. И. Собянин, Т. А. Миронова, О. В. Бугаков, 2009). Определенного внимания заслуживает вопрос понижения интереса учеников к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной работы, что не дозволяет сделать посылы постоянного физического улучшения, овладеть методами креативного использования приобретенных познаний. За годы обучения необходимо, чтобы случилось выявление и развитие возможностей учеников, образование у них стремления к овладению свежими познаниями о мире, природе, себе самом. В создаваемом же фундаменте общеобразовательной подготовки, даже при условии постепенной дифференциации, одним из основных предметов на всех ступенях обучения должна оставаться физическая культура (Ю. С. Молчанова, Т. А. Миронова, С. В. Забнин, 2008). В сложившейся ситуации особенно актуальным становится вопрос о формировании физкультурных потребностей у школьников. Дело в том, что их потребности в занятиях физической культурой меняются с возрастом. Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать методику формирования у школьников 14–15 лет интереса к занятиям физической культурой. Задачи исследования: 1. Исследовать состояние проблемы формирования и развития интересов к занятиям физической культурой у школьников в специальной литературе и на практике. 2. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования устойчивого интереса школьников 14–15 лет к занятиям физической культурой на основе развития мотивационных факторов и создания благоприятных педагогических условий для занятий. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научнометодической литературы, педагогические наблюдения, социологические методы (опрос, анкетирование), педагогическое тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Понижение интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями обусловлено стойким непониманием биологической и общественной значимости физической культуры и спорта, недооценкой физической активности для закрепления самочувствия и многостороннего формирования. Вследствие этого отдача процесса физического воспитания учеников подросткового возраста детерминирована потребностью формирования стабильного интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что достигается методом реализации двух главных направлений: - формированием чувства удовлетворенности от регулярной мышечной нагрузки; 1233 - обеспечением положительной динамики показателей здоровья, уровня физической подготовленности, физического развития и функционального состояния [1, 3]. Из числа рассматриваемых направлений, оказывающих большое влияние на стимулирование интереса, основное место принадлежит такому существенному составляющему физической активности, как чувство удовлетворенности от занятий физической культурой и спортом, которое имеет динамичный характер, что обусловлено закономерным повышением характеристик здоровья, физической подготовленности и функционального состояния. Это диктует повышение требований к организации и содержанию процесса физического воспитания, которые заключаются в следующем: - в наличии элементов новизны и оригинальности на занятиях физическими упражнениями; - использовании новых приемов активизации интеллектуальной и двигательной активности; - применении методов, стимулирующих процесс самопознания и саморазвития занимающихся; - создании предпосылок для потребности в усвоении специальных знаний в области физической культуры и спорта и т.д. Предложенная нами методика формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой включает в себя ряд притязаний и положений, обеспечивающих формирование чувства удовлетворенности от мышечной нагрузки и организации занятий, также совершенствование характеристик здоровья более отвечает интересам учащихся подросткового возраста. Реализация этих компонентов методики сопровождается психологическими установками занимающегося на физкультурно-спортивную деятельность (вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, удовлетворение от процесса, характера взаимоотношений во время занятий и т.п.), что вызывает интерес и внутреннюю мотивацию. Формир 1234 условиях (из положения, стоя, сидя, при использовании различных упоров, лежа на спине и на животе и т.д.). Выявление уровня сформированности интереса к занятиям физической культурой проводилось путем беседы, интервью, также анкетного теста-опросника. В ходе интервью были выяснены предпочтения учащихся подросткового возраста, их цели и мотивы, направленные на физическую культуру и спорт; степень заинтересованности в систематических упражнениях физической культурой и спортом; уровень специализированных познаний в сфере физической культуры и спорта. Экспериментальное исследование эффективности методики формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников подросткового возраста позволило установить ее целесообразность и эффективность, что нашло свое отражение в повышении уровня физкультурно-спортивной деятельности. Так, улучшилась успеваемость как по физической культуре (с 4,2 ±0,7 до 4,6 ±0,4 баллов; P
Список использованных источников 1. Акулов, А. М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета / А. М. Акулов, Е. В. Кузьмичева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 2. – С. 9–11. 2. Гаврюшенко, Ю. С. Проблема формирования у школьников потребности к занятиям физической культурой / Ф. И. Собянин, Т. А. Миронова, Ю. С. Гаврюшенко, О. В. Бугаков // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Тамбов, ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. – С. 109–110. 3. Лубышева, Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 36–41. 4. Молчанова, Ю. С. Особенности физкультурных потребностей школьников 14–15 лет / Ю. С. Молчанова, Т. А. Миронова, С. В. Забнин // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 9. – С. 24–25.