СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкуренция. Структура рынка.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для проведения занятия по дисциплине "Экономическая теория".

Просмотр содержимого документа
«Конкуренция. Структура рынка.»

Конкуренция.  Структура рынка

Конкуренция. Структура рынка

Конкуренция *  * (concurrentia (лат) – столкновение, состязание)

Конкуренция *

* (concurrentia (лат) – столкновение, состязание)

Конкуренция – это соперничество, состязание:  Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг. За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей. Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.

Конкуренция – это соперничество, состязание:

  • Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг.
  • За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
  • Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Для возникновения конкуренции необходимо: Большое количество продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок Отсутствие преград (экономических, юридических, политических социальных) для мобильности ресурсов Доступность информации о предложении и спросе, ценах, норме прибыли Конкуренция

Для возникновения конкуренции необходимо:

Большое количество продавцов

и покупателей, имеющих

свободный

доступ на рынок

Отсутствие преград

(экономических,

юридических, политических

социальных) для

мобильности

ресурсов

Доступность информации о

предложении и спросе,

ценах,

норме прибыли

Конкуренция

Виды и формы конкуренции По степени свободы По методам осуществления По отраслевой принадлежности Ценовая Свободная (совершенная) Внутри- отраслевая Монополисти- ческая (несовершенная) Неценовая Межотраслевая

Виды и формы конкуренции

По степени

свободы

По методам

осуществления

По отраслевой

принадлежности

Ценовая

Свободная

(совершенная)

Внутри-

отраслевая

Монополисти-

ческая

(несовершенная)

Неценовая

Межотраслевая

Методы конкуренции Ценовая Неценовая Снижение цен. Скидки и премии. Дешевые распродажи. Качество и надежность. Дополнительные гарантии. Особое оформление.

Методы конкуренции

Ценовая

Неценовая

Снижение цен.

Скидки и премии.

Дешевые распродажи.

Качество и надежность.

Дополнительные

гарантии.

Особое оформление.

Признаки классификации рыночных структур количество покупателей и продавцов; тип товара (однородный, дифференцированный); доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях; наличие входных барьеров для вступления в отрасль ( юридические , или экономические );  степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.

Признаки классификации рыночных структур

  • количество покупателей и продавцов;
  • тип товара (однородный, дифференцированный);
  • доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;
  • наличие входных барьеров для вступления в отрасль ( юридические , или экономические );
  • степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
Экономические барьеры низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;  закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке; реклама.  назад

Экономические барьеры

  • низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;
  • закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;
  • реклама.

назад

Юридические  барьеры  (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием) Производство товара защищено патентом , авторским правом , лицензией , товарным знаком . Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли). Государственная регистрация отдельных видов деятельности.

Юридические барьеры (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием)

  • Производство товара защищено патентом , авторским правом , лицензией , товарным знаком .
  • Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).
  • Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
Конкуренция Совершенная (идеальный рынок ) Несовершенная Монополистическая Олигополия полиполия Монополия Монопсония

Конкуренция

Совершенная

(идеальный рынок )

Несовершенная

Монополистическая

Олигополия

полиполия

Монополия

Монопсония

Совершенная конкуренция-   рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль, и продавец практически не влияет на рыночную цену

Совершенная конкуренция- рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль, и продавец практически не влияет на рыночную цену

Совершенная конкуренция Всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной продавец. Много продавцов  и покупателей Ничто и никто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым- уйти с него. Товар является однородным  и у всех продавцов имеет  примерно одинаковое  качество: зерно, цемент, бензин.

Совершенная конкуренция

Всегда можно точно

узнать, по какой цене

продает товар тот или

иной продавец.

Много продавцов

и покупателей

Ничто и никто

не мешает

новым фирмам войти

на рынок, а старым-

уйти с него.

Товар является однородным

и у всех продавцов имеет

примерно одинаковое

качество: зерно, цемент,

бензин.

Монополистическая  конкуренция –  рынок с множеством производителей, предлагающих схожие,  но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги

Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги

Монополистическая конкуренция Относительно большое число производителей Контроль над ценами ограничен возможностью замены товара. Наличие на рынке похожей,  но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью. Вступление в монопольный рынок- свободное; для этого необходимо наличие началь- ного капитала, большего, чем  при совершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция

Относительно большое

число производителей

Контроль над ценами ограничен

возможностью замены товара.

Наличие на рынке похожей,

но не идентичной (с точки

зрения покупателей)

продукции. Каждая фирма

продает особый товар,

который отличается

качеством, оформлением,

престижностью.

Вступление в монопольный

рынок- свободное; для этого

необходимо наличие началь-

ного капитала, большего, чем

при совершенной конкуренции

Олигополия   – рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера

Олигополия рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера

О л и г о п о л и я  Использование ценовой и неценовой конкуренции: - «жестскость» цен, - скрытый договор, - соглашение о  специализации и  кооперации. Наличие конкуренции нескольких крупных фирм ( три – пять ) Предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и др. товары) продукции Вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено

О л и г о п о л и я

Использование ценовой

и неценовой конкуренции:

- «жестскость» цен,

- скрытый договор,

- соглашение о

специализации и

кооперации.

Наличие конкуренции

нескольких крупных

фирм ( три – пять )

Предложение однородной

(руда, нефть, сталь,

цемент) и

дифференцированной

(автомобили и др. товары)

продукции

Вступление других фирм

в олигопольный рынок

затруднено

Монополия  - рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.

Монополия - рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.

 М о н о п о л и я Наличие одного продавца Полный контроль объема предложений товара и цен Наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потен- циальных участников рынка Производство товаров, не имеющих заменителей

М о н о п о л и я

Наличие одного

продавца

Полный контроль объема

предложений товара и

цен

Наличие непреодолимых

барьеров (авторское

право, лицензии,

патенты) для потен-

циальных участников

рынка

Производство товаров,

не имеющих

заменителей

В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне  Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др.      Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.

В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне

  • Однако, есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др.

Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии.

Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством  К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу. Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.

Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством

  • К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу.
  • Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
Причины существования естественных монополий В условиях естественной монополии оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, что для других фирм на этом рынке не остается места Она может удовлетворить спрос на продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара

Причины существования естественных монополий

  • В условиях естественной монополии оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, что для других фирм на этом рынке не остается места
  • Она может удовлетворить спрос на продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм
  • Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара
Монопсония - монополия покупателя

Монопсония

- монополия покупателя